1 июня 1873 года чертова дюжина охотников за волками с несколькими прихлебателями вышла из Форт-Фарвелл, пересекла неширокий ручей Батл-Крик и направилась к стоянке индейцев. За отрядом бледнолицых тянулся шлейф свежего перегара, а воздух то и дело сотрясали ругательства по поводу краснокожих воров. Было совершенно ясно, что идут вольфхантеры не гости и дело закончится ничем хорошим.
Тремя неделями ранее охотники за волками возвращались после успешного зимнего охотничьего сезона в форт Бентон, территория Монтана США. На последней стоянке перед прибытием в форт вольфхантеры расслабились - завалились спать, не выставив охрану и в эту же ночь были наказаны за беспечность. По утру оказалось, что ни одной из 40 лошадей, в том числе и вьючных с грузом шкур, не оказалось на месте.
На великих равнинах так незаметно умели угонять лошадей только индейцы. Разъяренные охотники поклялись выяснить какое из племен причастно к пропаже и отомстить подлому, краснокожему ворью. Добравшись до форта и наведя справки, вольфхантеры пришли к выводу, что конокрадами были ассинибойны. Лишь намного позже выяснилось, что это были равнинные кри, пришедшие из Канады в набег за лошадьми черноногих.
Профессия и образ жизни промысловика-вольфхантера не были самыми уважаемыми на Диком Западе. Нечестный метод добычи волков, когда внутри туши бизона помещали отраву, неопрятный вид, дурной запах и дурные манеры настроили против них как белых, так и краснокожих. Поэтому практически никакого сочувствия в форте Бентон они не встретили, а комендант отказался высылать отряд для поиска конокрадов.
Однако, в форте ошивалось несколько человек из той же касты, что и охотники за волками, и они согласились прогуляться на север в Канаду для поиска воров. Эта была разношёрстная команда. Многие из них были ветеранами Гражданской войны в США, практически все имели опыт войны с индейцами, и хотя впоследствии газета Benton Record охарактеризовала их как «хороших граждан Монтаны - тринадцать Кит Карсонов», в составе отряда возмездия были как канадцы, так и американцы.
Командовал «мстителями» Джон Эванс, человек, который через полгода возглавит «Кавалерию Спитзи», организацию вольфхантеров и торговцев, выступающих за запрет продажи канадским индейцам скорострельного оружия (подробнее об этом можно прочитать по ссылке внизу статьи).
Двигаясь на север от форта Бентон, волки пошли по старинной, индейской тропе к Кипарисовым холмам (современная пров. Саскачеван, Канада), где, как они надеялись расспросить торговца Абеля Фарвелла о слухах, не продавал ли кто из индейцев крупную партию волчьих шкур.
Кипарисовые холмы — это самая высокая точка Канады между Скалистыми горами и Атлантическим океаном и один из самых заметных ориентиров на северных равнинах. Свое название они получили из-за большого количества сосны Банкса, которую канадские метисы называют на своем арго кипарисом. Прерийные индейцы, не избалованные обилием древесины, часто заготавливали в Кипарисовых холмах шесты для своих типи (шатров).
Холмы долгое время были излюбленным местом стоянок и охоты ассинибойнов и прочих коренных народов Канады, таких как черноногие, равнинные кри, а иногда и тетон-лакота (сиу). Эти племена почитали холмы, и у каждого была своя ниша, которую уважали другие племена. Все они были конными охотниками на бизонов, и полагались на этих косматых животных почти во всех аспектах своей культуры. К середине 1870-х годов Кипарисовые холмы были одними из последних убежищ больших стад на северных равнинах.
С 1850-х гг. с территории США в этот регион начали наведываться торговцы индейскими товарами (особенно виски). Весной 1873 года на Батл-Крике открылись сразу два торговых поста. На западном берегу находился форт Фарвелл, которым управлял Авель Фарвелл, а в нескольких сотнях метров на противоположном берегу находился форт Соломон, принадлежавший Моисею Соломону. Оба торговых поста, особенно форт Фарвелл, сыграли ключевую роль в последующих событиях 1 июня 1873 года.
Достигнув Кипарисовых холмов, вольфхантеры разбили лагерь в 5 милях от форта Фарвелл. От них отелились Эванс с одним крутым бойцом по имени Томас Хардвик, чтобы навести в торговом посту справки о потенциальных конокрадах. По пути охотники узнали о наличии индейского лагеря и заподозрили, что в нем расположились те самые индейцы, что угнали лошадей.
Фарвелл рассказал Эвансу со спутником, что это лагерь вождя ассинибойнов под именем Маленький Солдат, у которого было всего несколько лошадей. Однако, прочие торговцы с данного поста поведали, что в последнее время индейцы ведут себя дерзко и вызывающе. Данная информация заставила задуматься Эванса, а так ли невинны ассинобойны Маленького Солдата, как о них говорит Фарвелл.
Действительно, когда на Холмы прибыли вольфхантеры, в данной местности уже нарастала напряженность между белыми и индейцами. Главным образом это было связано с бесконтрольной продажей виски и сопутствующим обманом индейцев торговцами. Индейцы подозрительно и враждебно относились к Соломону из-за неоднократных случаев обмана.
Пострадал и Фарвелл, у которого аборигены, чтобы выманить виски, увели табун из 30 лошадей, в т.ч. дорогую лошадь канадского торговца по имени Джордж Хаммонд, известного крикуна и хвастуна. Так случилось, что индеец вернул лошадь Хаммонда той же ночью, когда главарь вольфхантеров достиг торгового поста. Хаммонд, очевидно, отблагодарил индейца бутылкой виски, но на этом история не закончилась.
1 июня началось с того, что в форте Фарвелл с одной стороны гуляли вольфхантеры и торговцы, а за забором подкреплялись спиртным ассинибойны. В один из моментов гулянья окрестности форта огласили ругань и крик Хаммонда по поводу вновь пропавшей лошади. Есть две версии произошедших далее событий.
В одном из рассказов Хаммонд вступил в спор с Маленьким Солдатом, который отрицал, что украл лошадь и указал канадцу на животное, спокойно пасущееся неподалеку. Сообщается, что вождь предложил двух собственных лошадей в качестве залога, пока ситуация не прояснится, но Хаммонд сразу отклонил это предложение. Еще одна версия гласит, что Хаммонд, уверенный в том, что его лошадь повторно украл один и тот же индеец, чтобы добыть спиртного, схватил свое ружье и направился к лагерю ассинибойнов.
Вольфхантеры, сами претерпевшие от индейцев-конокрадов, посочувствовали Хаммонду и прихватив оружие, составили канадцу компанию. Вслед за ними шел хозяин поста Фарвелл и пытался урезонить злых и выпивших мужчин. Вскоре вся эта процессия зашла в лагерь ассинибойнов. Многих молодых воинов возмутила бесцеремонное вторжение чужаков. Некоторые угрожающие действия индейцев (размахивание оружием, надевание военных рубах) заставило отступить белых из лагеря и занять позицию за краем лощины.
Когда ситуация достигла точки кипения, вольфхантеры крикнули Фарвеллу, чтобы тот убирался к черту. Неизвестно, кто произвел первый выстрел. Фарвелл утверждал, что это был Хаммонд, а очевидцы метисы сообщили о нескольких случайных выстрелах из индейского лагеря. Как бы там ни было, но первый запах пороха сорвал у вольфхантеров всякий стопор и они открыли по лагерю бешеный огонь.
Воины ассинибойнов не оставались в долгу и отстреливались из старых торговых ружей, причем их военный дух был достаточно силен, чтобы предпринять три атаки на засевших в лощине бледнолицых..
Пока шла перестрелка по фронту, Эванс и Хардвик заняли фланговую позицию на невысоком холме и открыли с высоты огонь по лагерю и скрывавшимся там индейцам. Но и эта тактическая хитрость не смутила ассинибойнов, они двинулись против пары вольфхантеров, намереваясь сначала окружить, а потом покончить со стрелками. Увидев индейский маневр, на выручку Эвансу бросились остальные охотники, и тут меткая индейская пуля на мертво уложила одного из нападавших.
Первая потеря, охладила пыл вольфхантеров и они отступили в Форт Фарвелл, откуда продолжали стрелять по лагерю в течение дня. Под покровом темноты индейцы бежали.
На следующее утро охотники пришли в заброшенный лагерь, где, как сообщается, нашли пьяного Маленького Солдата, прятавшегося в одном из типи. Прикончив вождя, белые прошлись по лагерю, собрав все более-менее ценное и подожгли брошенное имущество и жилища. Когда отряд "мстителей" покидал Кипарисовые Холмы, за их спинами в небо упирался густой столб черного дыма, а на территории уничтоженного лагеря валялось около 20 тел убитых индейцев.
Теперь палачи превратились в сыщиков и возобновили поиск украденных лошадей. Они дошли до форта-виски Вуп-Ап на Бейли-Ривер, но и там никто не слышал о 40 угнанных лошадях с грузом волчьих шкур. Таким образом, то, что начиналось как честная погоня за украденным скотом превратилось в безобразную расправу над непричастными (конкретно к этому воровству) индейцами.
Весть о расправе на Кипарисовых холмах дошла до правительства США и Канады, даже было проведено следствие и произведена задержка нескольких подозреваемых, но все они были освобождены за недостатком улик и доказательной базы. На основе данных событий было создано несколько художественных произведений, например, телевизионный фильм "Мальчишка англичанин" (ниже встроено видео с моментом начала ицидента).
Вас может заинтересовать другая моя статья по данному региону, где рассказывается об эпичном противостоянии Кавалерии Спитзи с торговцами контрабандным оружием - Обрез под столом и гаубица за занавеской - лучшие аргументы успешных переговоров.