В конце 19-го века в Российской империи на вооружении армии, полиции, Корпуса жандармов и Корпуса пограничной стражи состоял американский револьвер Смит-Вессон образца 1871 г., получивший когда-то золотую медаль на Международной технической выставке в Париже, как самый совершенный на то время образец короткоствольного оружия. Однако за четверть века, пришедшуюся на эпоху бурного развития техники, этот револьвер морально устарел. В последнее десятилетие 19-го века в связи с внедрением в военное дело бездымного пороха появилась возможность создавать менее громоздкие и более легкие револьверы, к тому же значительно превосходящие «дымников» по огневой мощи. Поэтому российское правительство объявило конкурс на новый револьвер для русского военного ведомства. Основные требования к новому армейскому револьверу заключались в следующем:
1. Большое останавливающее действие пули. Правда, «убойность» оружия в то время определяли тем, что выстрел на эффективной дальности (до 50 шагов) должен останавливать лошадь, а пуля - обеспечивать пробитие четырёх-пяти дюймовых сосновых досок.
2. Небольшая масса оружия (0,82-0,92 кг).
3. Калибр, число, направление и профиль нарезов ствола должны совпадать с таковыми у трёхлинейной винтовки Мосина, чтобы при изготовлении револьверов использовать бракованные винтовочные стволы.
4. Револьвер не должен быть оснащён устройством стрельбы «самовзводом», ибо он «вредно влияет на меткость».
5. Начальная скорость пули должна составлять не менее 300 м/с.
6. Револьвер должен обладать хорошей кучностью стрельбы.
7. Конструкция должна быть простой и технологичной.
8. Револьвер должен быть надёжен, нечувствителен к загрязнениям и плохим условиям эксплуатации, прост в обслуживании.
9. Экстрагирование гильз должно быть не одновременное, а поочерёдное.
10. Прицельные приспособления должны быть рассчитаны так, чтобы траектория полёта пули пересекала линию прицеливания на расстоянии 35 шагов.
11. Ёмкость барабана не менее 7 патронов.
12. Патрон с фланцевой латунной гильзой, оболочечной пулей и бездымным порохом.
Следует особо отметить отказ российского военного руководства от модной в Европе самовзводной стрельбы и одновременного экстрагирования стреляных гильз, а также конкретизацию ожидаемого калибра. Эти требования были вызваны желанием не усложнять конструкцию (что могло негативно сказаться на надёжности и стоимости револьвера), опасениями, что механизм самовзвода и механизм ускорения перезарядки приведут к «избыточному расходу боеприпасов», а так же сделают оружие слишком громоздким. Таким образом, основные недостатки Нагана, к которым сегодня придираются критики этого оружия - поочередное экстрагирование гильз и слишком малый для хорошего останавливающего действия калибр - были заложены в это оружие требованиями конкурса, которые Леону Нагану пришлось выполнять. Другими словами: что русские хотели, то и получили…
Почему же именно этого хотели российские военные руководители? Требования калибра в 7,62-мм объяснены самой комиссией: «чтобы при изготовлении револьверов использовать бракованные винтовочные стволы». То есть, здесь в первую очередь были соображения экономии. Но не только. Вся 2-я половина 19-го века проходила под знаком снижения калибра армейского оружия, что стало возможным после изобретения мощного бездымного пороха; это проделывали и с винтовками, и с револьверами во всех странах, получая значительный выигрыш в весе оружия и количестве носимого боезапаса. А так как рубеж 19-20 веков был относительно мирным, оружейникам не хватало боевого опыта, чтобы понять, когда же в этом процессе «затормозиться», чтобы «не перегнуть палку». Понятие останавливающего действия пули в этот период было еще очень размытым и не осознанным математически и биологически. Свидетельство этому – абстрактно звучащее требование комиссии «останавливать пулей лошадь»! Что значит: «остановить лошадь»? Естественно, раненое животное, почувствовав боль, остановится или рванется назад. Но упадет ли оно? А если упадет, то через сколько секунд (минут)? Но это животное, подчиняющееся всаднику и не имеющее перед собой конкретной личной цели. А пораженный, но еще способный действовать человек, жаждущий достать врага и уничтожить его?.. История полна примерами, на что способен даже умирающий уже человек…
Итак, в конце 19 века понятие останавливающего действия пули было еще мало осознанным. И потому в тех исторических условиях требования российской комиссии в первую очередь увеличения пробивной способности оружия, которое тогда обычно и понимали под «останавливающим действием», выглядит достаточно логичными – ведь Наган действительно убивал, и убивал эффективно. А вот вопрос, успеет ли что-то предпринять против стрелка уже фактически убитый им враг до того времени, как умрет, пока еще никем не рассматривался.
По этому пути шли в то время военные ведомства почти всех стран. Исключение составляли буквально несколько государств, отличавшихся повышенным консерватизмом и приверженностью к традициям – в первую очередь это были Великобритания и США (кстати, воевавшие в конце 19 века больше всех, и потому имевшие возможность проверить воздействие на противника пуль разных калибров). Фактически только они сохранили к 1-й мировой войне крупный калибр у своих револьверов, а последующий боевой опыт показал уже всем, что именно этот упрямый консерватизм и оказался правильным. Однако в 1895 году этого еще никто не знал, и Россия просто шла в русле общей оружейной моды, стараясь при этом еще и сэкономить…
Вопросы экономии и надежности определили и требование поочередного экстрагирования отстрелянных гильз. Ведь подавляющее большинство револьверов мира в то время имели именно такой способ перезарядки. И в этом плане Наган был не хуже (но и не лучше) современных ему иностранных револьверов. Поневоле возникает вопрос: почему? Ведь до Нагана у России был на вооружении отличный для своей эпохи «переломный» револьвер Смит-Вессон с одновременным экстрагированием гильз. Почему же Россия в этом плане внезапно сделала «шаг назад»? Мое мнение: именно потому, что такой револьвер уже был на вооружении. Крупный калибр и механизм автоматического извлечения гильз делали это оружие слишком громоздким, тяжелым, сложным и дорогим. Заменять Смит-Вессон новомодным, только-только появившимся Кольтом с откидывающимся вбок барабаном явно не хотели - в то время военные очень критично относились к этому пока еще «сырому» оружию, вполне справедливо указывая на его ненадежность из-за разбалтывания узла крепления при частой стрельбе. Важным считалось и влияние износа подвижных узлов на точность стрельбы. Опыт многолетней эксплуатации Смит-Вессонов показал, что со временем сложный механизм начинает преподносить проблемы, учащаются поломки, увеличиваются затраты на ремонт. Да и стоимость производства технически сложного оружия намного выше, чем простого - опять вопрос традиционной для России экономии средств (при бездарных посторонних тратах…).
Однако думается, что кроме технических вопросов долговечности более простого по устройству оружия, важную роль в переходе русской армии на «более примитивную» систему мог сыграть опыт боевой эксплуатации револьвера Смит-Вессон. Людям, стреляющим из револьверов, время от времени приходится сталкиваться с проблемой раздутия некоторых гильз при выстреле. Раздутую гильзу, застрявшую в каморе барабана, довольно трудно, а иногда просто невозможно выбить без специального инструмента. И в таком случае быстро перезаряжающийся «переломный» Смит-Вессон, способный выбрасывать только все гильзы разом, «клинило», и он выходил из строя до конца боя (а то и вообще ломался). А в «примитивном» Нагане застрявшую гильзу до окончания боя можно было просто игнорировать, перезаряжая остальные каморы; в спокойной же обстановке застрявшую гильзу было удобно выбивать поворотным шомполом, постоянно находившимся на револьвере.
Наган на конкурсе
Откуда же взялся револьвер Нагана? О прародителях нашего Нагана и целом семействе родственников этого револьвера я уже публиковал на своем канале отдельную статью, поэтому здесь буду краток. Настоящим создателем знаменитого впоследствии револьвера был старший из братьев – Эмиль; но он вскоре ослеп и фактически отошел от дел. Поэтому усовершенствованием модели и коммерческим продвижением оружия на международном рынке занимался младший брат – Леон.
Именно Леону в соответствии с условиями конкурса на новый револьвер для России пришлось убрать со своего револьвера имевшийся на нем изначально «самовзвод», и снизить калибр, переделав оружие под русский калибр 7,62-мм; однако именно это обстоятельство позволило увеличить емкость барабана до семи зарядов. Основным противником Нагана на конкурсе был Генри Пипер с моделью револьвера М.1889 «Байярд», который больше остальных конкурсантов соответствовал требованиям комиссии. Это было внешне довольно массивное оружие калибра 8-мм с барабаном на 7 зарядов (как и требовал конкурс), который откидывался вбок для одновременного извлечения всех гильз; вес и начальная скорость пули этого оружия мне неизвестны (револьвер не получил распространения, и потому его ТТХ в доступные мне справочники не попали). Так же мне неизвестно, пытался ли Пипер уменьшить калибр своего револьвера и сделать барабан не откидывающимся - ведь исходные характеристики его револьвера не совсем соответствовали условиям, выдвинутым российской комиссией. Тем не менее, именно это оружие было главным конкурентом Нагана потому, что только эти два револьвера имели одинаковую особенность, привлекшую внимание русской комиссии и выдвинувшую их вперед по сравнению со всеми остальными претендентами «на лавры». Эта особенность – система обтюрации пороховых газов, решавшая проблемы прорыва газов в щель между стволом и барабаном, что способствовало повышению мощности и точности выстрела. Данный недостаток изначально присущ всем револьверам; он остается «бичом» этого вида оружия даже сегодня: прорыв газов в щель между барабаном и стволом значительно снижает скорость пули и мешает стрелку целиться (а при неправильном хвате револьвера второй рукой этот прорыв способен серьезно повредить пальцы стрелка). Но Пиперу удалось решить данную проблему, заставив барабан в момент выстрела надвигаться в ствол выступающими краями гильзы. Благодаря этому пороховые газы не рассеивались в стороны, а всей силой давили на пулю, повышая резкость выстрела и максимально используя всю энергию патрона. Как и положено, Пипер запатентовал свое изобретение, что исключало использование этой системы другими оружейниками, но по истечении срока продлять патент не стал. И тут его идеей воспользовались братья Наган; это и позволило Нагану стать основным конкурентом Пипера на конкурсе оружия для России.
К сожалению, нигде не упоминается, какие еще револьверы, кроме Нагана и Пипера, участвовали в конкурсе. Были ли там новомодные американские Кольты и французские Лебели с выкидными барабанами? Однако даже если и были, условиям конкурса они однозначно не соответствовали ни по калибру, ни по количеству зарядов в барабане, ни по технической простоте. Так что шансов на победу у них не было никаких.
Что же заставило комиссию выбрать для российской армии револьвер Нагана, а не Пипера? Думаю, причиной был целый ряд факторов. Во-первых, Леон Наган был лучше знаком русским, чем его конкурент (до этого Наган участвовал в конкурсе на российскую винтовку и по результатам конкурса получил награду от русского военного ведомства— премию 200 тысяч рублей золотом), Пипера же они видели впервые. Я не могу утверждать («не пойман – не вор»), но вполне допускаю, что уже разобравшийся ранее в сущности чиновничьей машины Российского государства Леон Наган мог «подмазать» - «всучить» кому-то из влиятельных чиновников взятку, повлиявшую на окончательное решение. Зато точно известно, что он начал «пробивать» свой револьвер по всем правилам бюрократической игры, чего не сделал Пипер. Так, для рекламных целей Наган изготовил на своем заводе «для личного преподношения» в подарок «Его Величеству Государю Императору», «Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу» и «Военному министру» несколько, как сейчас говорят, «презентационных» револьверов. И в результате - преуспел в конкурсе. Справедливости ради все же следует сказать, что револьверы Нагана прошли очень жесткие испытания и доказали свою безотказность и надежность, в отличие от более капризного «Баярда» разработки Пипера. Во-вторых, Наган лучше подогнал свое оружие под требования комиссии, чем Пипер, гордившийся собственным новаторством (я имею в виду выбрасывающийся барабан, усложнявший конструкцию, который Пипер так и не убрал). В-третьих, похоже, Наган был легче и меньше пиперовского «Баярда» (вес «Баярда» мне точно не известен, но даже на фото заметно, что крупный револьвер Пипера массивнее). Мне кажется, был и четвертый фактор. Не смейтесь, если это покажется вам глупым но, зная, что человек 19-го века смотрел на мир во многом иначе, чем мы сегодня, рискну предположить, что еще одним фактором, определившим победителя, была красота револьвера Нагана. Тогда люди ценили эстетическое начало значительно выше, чем мы. И образованные офицеры, интеллигентные дворяне, не могли не обратить внимания на внешний вид конкурсантов. Наган – изящен и элегантен, как дворянин, «Баярд» - массивен и грубоват, как крестьянин. Угадайте, какое оружие должно было больше понравиться генералам и офицерам, входившим в комиссию?..
В общем, как бы там ни было, в итоге конкурса лучшим признали револьвер Нагана. Правда, по многочисленным просьбам российских офицеров на втором этапе конкурса этому оружию был возвращен механизм двойного действия. В итоге на вооружение русской армии поступило два варианта револьвера Нагана: офицерский двойного действия (с возможностью самовзводной стрельбы) и солдатский одинарный (несамовзводный, перед выстрелом необходимо взвести курок рукой). Конструкция револьвера в русском варианте окончательно была утверждена весной 1895 года, а 13 мая этого же года указом Николая II револьвер Наган был принят на вооружение российской армии. По условиям контракта Россия должна была закупить в течение трех лет 20.000 револьверов, произведенных на фабрике «Леон Наган и КО» в Люттихе (Льеж, Бельгия). Затем бельгийская сторона обязана была предоставить инструменты и лекала для запуска производства револьверов в России. Интересно, что если закупочная стоимость бельгийского револьвера составляла 30-32 рубля, то тульский Наган стоил государству всего 22 рубля 60 копеек. Госзаказ на срок с 1895 по 1904 год составил 180.000 единиц оружия. Изготовление одного такого револьвера по времени занимало 30 станко-часов.
ТТХ револьвера Наган образца 1895 г.
Калибр 7,62 мм. Длина револьвера 234 мм. Длина ствола 114 мм. Вес без патронов 0,75 кг. Вес со снаряженным барабаном 0,837 кг. Прицельная дальность 50 м. Скорострельность неприцельная – 7 выстрелов за 3-4 сек. Скорострельность прицельная – 7 выстрелов за 15-20 сек. Емкость барабана 7 патронов. Патрон 7,62х39 мм с дульной энергией 290 Дж. Начальная скорость пули: бельгийский патрон (бездымный порох) – 305 м/с; русский патрон (бездымный порох) – 285 м/с; русский патрон (дымный порох) - 265 м/с.
При стрельбе по пакету из 10 сосновых досок толщиной 25,4 см, на дальности 25 м пуля, выпущенная из револьвера Наган, пробивала 5 из них. На службе Наган отличался высокими служебно-эксплуатационными характеристиками, безотказностью и надежностью работы всех механизмов, в любых условиях, в том числе и в самых неблагоприятных.
Достоинства и недостатки Нагана.
Принятый на вооружение российской армии переработанный в соответствии с требованиями русского правительства вариант Нагана по своим характеристикам являлся одним из лучших среди револьверов, состоявших в то время на вооружении во всем мире (если вас интересует подробное описание этих образцов, то на своем канале я публиковал статью об иностранных армейских современниках Нагана). Наган был самым легким и малогабаритным из всех современных ему армейских образцов; благодаря применению тогда еще редкого патрона на бездымном порохе и имевшейся только у него системы обтюрации Наган считался еще и самым мощным.
Правда, мощность «короткостволов» в то время определялась по начальной скорости пули и пробивной способности, а не по останавливающему действию. И из-за своей легкой малокалиберной пули превосходивший всех конкурентов «на пробитии» Наган по быстроте вывода пораженного противника из строя все же заметно отставал от крупнокалиберных американских и британских револьверов (однако это отставание выявилось только «на практике» уже во время 1-й мировой войны). Скорострельность Нагана была вполне равнозначна скорострельности «короткостволов» большинства европейских стран, в которых была принята та же система оснащения офицеров самовзводными, а солдат – несамовзводными револьверами. Так же Наган был равен большинству револьверов своего времени по скорости перезарядки, уступая в данной области только нескольким новейшим иностранным системам с ускоренным извлечением отстрелянных гильз, (которые вообще-то в боевой обстановке могли и «заклинить»). Зато он превосходил все револьверы по количеству патронов в барабане, что в условиях реального боя, когда быстрая перезарядка является проблемой даже для револьверов с «выкидными» барабанами, было более важным преимуществом.
Дополнительные статьи моего канала по теме «Револьвер Наган»:
Главный револьвер Российской империи (2): Наган на службе
Главный револьвер Российской империи (3): = Главный револьвер Советского Союза
Русский револьвер Наган и его родственники
Русский револьвер Наган и его конкуренты
Другие статьи моего канала о короткоствольном оружии:
Личное оружие для российского пилота (1) - 1914-1933 гг.
Личное оружие для российского пилота (2) - 1933-2020 гг.
1МВ: оружие армии Австро-Венгерской империи. Револьверы и пистолеты
1МВ. Короткоствольное оружие Британской армии
Британские револьверы: Адамс против Кольта
Его Величество Револьвер (1): явление Кольта (6 статей о револьверах гражданской войны в США)
Малютка Маузер - забытый любимец
Какие пистолеты царское правительство рекомендовало покупать русским офицерам
Самый популярный полицейский револьвер мира
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи по разным вопросам военной истории…