Найти тему
Я рисую этот мир

Казанский и Исаакиевский соборы, Адмиралтейская игла, Храм Христа Спасителя: история русской архитектуры 1й половины XIX века

Оглавление

Экономическое развитие России в XIX веке приводит к росту городов. Население Петербурга приближается к 500 000. Активно развивается строительство. Все проекты и планы застройки контролируются Советом Академии художеств, Комитетом строений и гидравлических работ, Строительной комиссией при кабинете и другими органами архитектурного контроля.

Именно в этот период столица приняла тот строгий архитектурный облик благодаря которому она вошла в число самых красивых столиц мира. Ансамбли улиц и площадей разрабатывали такие талантливые архитекторы, как : К. И. Росси, В. П. Стасов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Тома де Томон и другие.

А. Н. Воронихин. Вид углового зала в Строгановском дворце. 1794. Бумага, акварель, тушь, перо. 19,9х26,1.  Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
А. Н. Воронихин. Вид углового зала в Строгановском дворце. 1794. Бумага, акварель, тушь, перо. 19,9х26,1. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) - один из наиболее талантливых мастеров первой половины XIX столетия. Славу архитектору принесло главное произведение всей его жизни - Казанский собор (1800-1811), возникший по велению Павла I. Императору понравился собор святого Петра в Риме и он настоял о сооружении подобного здания в России. Казанский собор был размещен (слегка отодвинут назад) относительно Невского проспекта так, чтобы дать возможность рассмотреть его целиком во всю ширь. Завершенное накануне войны 1812 года строительство превратило собор в своего рода пантеон, где был похоронен Кутузов; там же хранились знамена, захваченные во время войны у французов.

А. Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Западный фасад. 1810.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
А. Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Западный фасад. 1810.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Казанский собор. Гравюра. XIX век. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Казанский собор. Гравюра. XIX век. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
А. Н. Воронихин. Казанский собор. Санкт-Петербург. 1801-1811 гг.
А. Н. Воронихин. Казанский собор. Санкт-Петербург. 1801-1811 гг.

В создании Горного института (1806-1811) Воронихин придерживается более строгих форм и использует дорический ордер. Горный институт стал архитектурным акцентом на набережной Невы, он оформлял въезд в столицу со стороны моря.

Мартенс. Здание горного института. Гравюра. XIX век. 318х370. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Мартенс. Здание горного института. Гравюра. XIX век. 318х370. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811) - архитектор, чьим главным произведением стало здание Адмиралтейства. Оно считается одним из самых выдающихся сооружение в архитектуре столицы XIX века. Важным акцентом здания был золоченый шпиль и башня, созданные в XVIII веке архитектором И. Коробовым. Захаров практически перестроил Адмиралтейство заново, придав зданию выдающиеся эстетический качества и важное значение. Статуи и рельефы Адмиралтейства посвящены торговле, мореплаванью, победам российского флота. Башня Адмиралтейства - центральное звено здания, она занимает главную роль в системе окружающих зданий и сходящихся к Адмиралтейству проспектов.

А. Д. Захаров. Главная арка и здание Адмиралтейства. Санкт-Петербург. 1806-1823 гг.
А. Д. Захаров. Главная арка и здание Адмиралтейства. Санкт-Петербург. 1806-1823 гг.

Тома де Томон (1760-1813) - талантливый французский архитектор. Он перестроил Большой театр в Петербурге (1802-1805), спроектировал Биржу (1803), строил и перестраивал частные дома (например, дом графини Лаваль (1801-1811)).

Тома де Томон. Здание Биржи. Санкт-Петербург. 1805-1810 гг.
Тома де Томон. Здание Биржи. Санкт-Петербург. 1805-1810 гг.
Тома де Томон. Проект Большого театра в Санкт-Петербурге. Фасад. 1802 г.193х119. Государственный Эрмитаж
Тома де Томон. Проект Большого театра в Санкт-Петербурге. Фасад. 1802 г.193х119. Государственный Эрмитаж

Карл Иванович Росси (1775-1849) - архитектор, чьё творчество стало на вершине градостроительного искусства.

Перестройка старого дворца на Елагином острове (1818-1822) , постройка Михайловского дворца (1819) для брата царя Михаила Павловича, перестройка библиотечного корпуса дворца в Павловске (1822-1824): все это - работы Росси.

К. И. Росси. Проект туалетной Елагина дворца в Петербурге. Не поздгее 1818 г. Продольный разрез
К. И. Росси. Проект туалетной Елагина дворца в Петербурге. Не поздгее 1818 г. Продольный разрез

В 1819 году Росси начал строительство Главного штаба и министерств на площади перед Зимним дворцом: общая длина фасадов оказалась самой длиной в Европе и достигла 500 метров. Так, образовалась центральная площадь, которая по замыслу Росси стала символом независимости России, отразившей агрессию Наполеона.

Архитектор К. И. Росси, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Арка Шлавного штаба. 1819-1829 гг. Санкт-Петербург
Архитектор К. И. Росси, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Арка Шлавного штаба. 1819-1829 гг. Санкт-Петербург
К. И. Росси. Михайловски дворец. 1825 г. Санкт - Петербург.
К. И. Росси. Михайловски дворец. 1825 г. Санкт - Петербург.

Пространство площади требовало центрального вертикального акцента, который поставил в 1830-1834 годах архитектор О. Монферран, установив в центре площади Александрийскую колонну.

В 1828-1832 годах Росси разработал и воплотил проект Александрийского театра и связанной с ним площади и улицы.

К. И. Росси. Здание Александринского. 1827 г. Санкт - Петербург.
К. И. Росси. Здание Александринского. 1827 г. Санкт - Петербург.
Улица зодчего Росси, соединяющая площадь Островского и площадь Ломоносова в единый архитектурный ансамбль
Улица зодчего Росси, соединяющая площадь Островского и площадь Ломоносова в единый архитектурный ансамбль
Архитектор К. И. Росси, скульптор С. С. Пименов. Павильон Аничкова дворца. 1817-1818 гг. Санкт-Петербург
Архитектор К. И. Росси, скульптор С. С. Пименов. Павильон Аничкова дворца. 1817-1818 гг. Санкт-Петербург

Василий Петрович Стасов (1769-1848) - архитектор, работавший в стиле позднего классицизма ("русского ампира"). Казармы Павловского полка на Марсовом поле - одно из ранних его творений 1816-1819 годов. В это же время параллельно были построены придворные конюшни на Конюшенной площади и набережной Мойки. Так же Статов создал здания соборов Измайловского (1827-1835) и Преображенского (1827-1829) полков, а так же ворота Московской заставы.

В. П. Стасов. Спасо-Преображенский собор. Санкт-Петербург. 1827-1829 гг.
В. П. Стасов. Спасо-Преображенский собор. Санкт-Петербург. 1827-1829 гг.
В. П. Здание Конюшенного ведомства. Санкт-Петербург. 1817-1823 гг.
В. П. Здание Конюшенного ведомства. Санкт-Петербург. 1817-1823 гг.

Авраам Иванович Мельников (1784-1854) - архитектор, чьё наиболее известное произведение: Никольская церковь в Петербурге (1820-1838).

Андрей Алексеевич Михайлов (1773-1849) - архитектор, работавший вместе с Мельниковым. Он построил церковь Екатерины (1811-1823) и "Садовый корпус" Академии художеств (1819-1821).

А, А. Михайлов. Корпус рисовальных классов Академии художеств. Санкт-Петербург. 1820 г.
А, А. Михайлов. Корпус рисовальных классов Академии художеств. Санкт-Петербург. 1820 г.
А. И. Мельников. Никольская единоверческая церковь в Петербурге. 1820-1838. Фрагмент фасада
А. И. Мельников. Никольская единоверческая церковь в Петербурге. 1820-1838. Фрагмент фасада
А. А. Михайлов. Екатерининская церковь. Санкт-Петербург. 1811-1823 гг.
А. А. Михайлов. Екатерининская церковь. Санкт-Петербург. 1811-1823 гг.

Пожар 1812 года привёл Москву в ужасное состояние. Комиссия по восстановлению Москвы занималась реконструкцией города (1813-1843). В 1817 году был принят новый план застройки Москвы. Вокруг Кремля, являвшегося центром, предусматривалось создание системы площадей.

Осип Иванович Бове (1784-1834) - ученик Росси и Казакова, архитектор, который контролировал застройку главного участка Москвы. Он реконструировал Красную площадь и перестроил Верхние торговые ряды.

О. И. Бове. Проект перестройки торговых рядов на Красной площади в Москве. Вариант. Акварель, тушь, бумага. 49,5х125. Санкт-Петербург. Научно-исследовательский музей Академии художеств.
О. И. Бове. Проект перестройки торговых рядов на Красной площади в Москве. Вариант. Акварель, тушь, бумага. 49,5х125. Санкт-Петербург. Научно-исследовательский музей Академии художеств.

В 1821- 1824 годах под руководством Бове была создана Театральная площадь и Большой театр (проект Михайлова, переработанный Бове. А в 1824-1825 годах Бове разработал архитектурную отделку Манежа (архитектор Л. Л. Карбонье, инженер А. А. Бетанкур).

О. И. Бове. Архитектурная и скульптурная отделка здания Манежа. Иосква 1824-1825 гг.
О. И. Бове. Архитектурная и скульптурная отделка здания Манежа. Иосква 1824-1825 гг.

Триумфальные ворота (1827-1834) - один из выдающихся архитектурных памятников XIX века, воздвигнутых Бове в память об Отечественной войне.

Здание 1й Градской больницы (1828-1833) на Большой Калужской улице - одно из общественных сооружений Бове.

О. И. Бове. Градская больница. москва. 1828-1832 гг.
О. И. Бове. Градская больница. москва. 1828-1832 гг.

Дементий Иванович Жилярди (1788-1845) - архитектор, принявший участие в создании нового облика Москвы. Он восстановил сгоревшее здание Московского университета (1817-1819) . При участии архитектора А. Г. Григорьева Жилярди создал здание Опекунского совета на Солянке (1823-1826). Так же Жилярди построил жилой дом С. С. Гагарина (впоследствии дом киннозаводства) на Поварской улице и Дом Луниных ( позднее Ассигнационный банк) на Никитском бульваре.

Д. И. Жилярди. Здание опекунского совета. Москва 1823-1826 гг.
Д. И. Жилярди. Здание опекунского совета. Москва 1823-1826 гг.

Жилярди и Григорьев разрабатывали и усадебные комплексы: усадьба Усачевых и Конный двор в Кузьминках, подмосковная усадьба Голицыных, называемая современниками "шедевром парковой архитектуры".

Афанасий Григорьевич Григорьев (1782-1868) - архитектор, помощник Жилярди. Григорьев строил много жилых домов: дом Селезнёвых (1814), дом Станицкой (1817-1822), дворец великого князя Михаила Павловича на Остоженке.

Фёдор Михайлович Шестаков (1840-1903) - архитектор, построивший на основе проекта В. П. Стасова здание Провиантских складов на Крымской площади.

Алексей Никитич Бакарев (1762-1817) - архитектор, использовавший в своих работах классицизм с русскими стилизациями и псевдоготику, как, например в здании Синодальной типографии 1814 года.

В начале XIX века значительные изменения происходят в архитектуре русской провинции. В 1832 году создан "Строительный устав" - центральный орган по переустройству городов. Административные здание, торговые ряды, казенные учреждения , дома дворянских собраний и церкви стали основными типами построек, с помощью которых оформлялся центр уездных городо

В провинции правительством рекомендовалось строить однотипные безликие сооружения ( за исключением костромских присутственных мест).

В это время в провинциальных городах начали строиться здания городских театров. Например, каменный театр работы Тома де Томона в Одессе (1803-1809).

Тома де Томон. Одесский театр оперы и балета. Общий вид. 1803-1809 гг.в.
Тома де Томон. Одесский театр оперы и балета. Общий вид. 1803-1809 гг.в.
Парадная лестница и портик Одесского театра оперы и балета
Парадная лестница и портик Одесского театра оперы и балета
Лепнина и скульптура интерьера театра оперы и балета в Одессе.
Лепнина и скульптура интерьера театра оперы и балета в Одессе.

Так же в начале столетия во многих городах были сооружены больничные комплексы, походившие скорее на казармы (больницы в Остроге и Бердичеве по проекту А. И. Мельникова; за исключением Калужской "Хлюстинской" больницы (1805-1809), построенной архитектором И. А. Кашириным.

Архитектура учебных заведений с 20х годов XIX века так же принимает казарменный облик, как, например, здание университета в Казани, перестроенного в 1822-1825 годах П. Г. Пятницким. Исключением стал ярославский Демидовский лицей, выполненный в парадном стиле с портиками коринфского ордера.

В русском городе первой трети XIX столетия часто присутствовали триумфальные арки и обелиски, однако в большинстве своём они выглядели однообразно, а иногда и вовсе безвкусно.

Основную часть городской застройки того времени составляли деревянные одноэтажные жилые дома. Каменные дома ( обычно по проекту Томона и Росси) строили зажиточные горожане (в Твери, Рыбинске, Торжке, Бежецке, Павловске).

Усадьба Спасское-Лутовиново. Западный флигель. 1850-е гг. Фотография
Усадьба Спасское-Лутовиново. Западный флигель. 1850-е гг. Фотография

В конце XVIII - XIX веков загородные усадьбы строились с чертами тожественности и представительности (усадьба Вяземских в Остафьево, 1801), позже к середине XIX столетия усадьбы приобрели более лаконичный вид (усадьба Голицыных, Петровское-Дурнево, 1803-1807): стали строить дом в виде почти квадратного двухэтажного блока. К началу 30х годов крепостные строители, не имевшие должного образования свели к минимуму декоративные элементы усадебного дома: тогда усадьбы стали больше походить на небольшой дом, дачу (усадьба Ершово под Звенигородом, 1837).

Архитектура усадеб имела воздействие на крестьянскую архитектуру, что видно на примере декоративной резьбы на избах Владимирской области, Среднего Поволжья и др. областей.

Евграф Дмитриевич Тюрин (1792-1870) - архитектор, перестроивший Александровский дворец на Большой Калужской улице.

Петр Сергеевич Плавов (1794-1864) - один из последних архитекторов, работавший в стиле классицизма. Его лучшей работой считается здание Обуховской больницы (1836-1839), где он впервые применил расположение палат с одной стороны коридора (это распространено и в наши дни).

В провинции второй трети столетия было так же заметно сокращение масштабов застроек. Среди провинциальных сооружений того времени известны: Троицкий собор (1824-1844) и здание Дворянского собрания (1838-1837) в Симбирске, университетский комплекс в Казани (1833-1837), Кадетский корпус (1832-1840) на Круглой площади в Полтаве.

Здание Дворянского собрания в Симбирске. 1838-1847 гг.
Здание Дворянского собрания в Симбирске. 1838-1847 гг.

Генеральный план Киева был утверждён в 1837 году. Там был выстроены общественные и административные здания: Институт Благородных девиц (1838-1842, архитектор В.И. Беретти), ансамбль киевского университета (1837-1843, В.И. Беретти), присутственные места (1854-1857, архитектор М. С. Иконнинков). Благодаря развитию промышленности стали интенсивнее застраиваться уральские города (своей красотой выделялся Воткнинск по плану 1836 года архитектора В. П. Петенкина).

С появление капиталистических отношений в русской архитектуре появился новый тип зданий: доходные дома: с этажами под гостиницу, магазины, ресторан и контору (дом в Петербурге на Английском проспекте (1861, С. Б. Ган), московский доходный дом А. В. Лопатиной (1855-1861). Строятся торговые сооружения с большим количеством магазинов на малой площади (Пассаж на Невском проспекте в Петербурге (1848, А. П. Попов, Р. А. Желязевич), "Голицынская галерея" в Москве (1835-1842, М. Д. Быковский).

М. Д. Быковский. Купеческая биржа на Биржевой площади. Москва. 1836-1839 гг.
М. Д. Быковский. Купеческая биржа на Биржевой площади. Москва. 1836-1839 гг.

В 1844-1851 годах архитектором К. А. Тоном были построены здания Петербургского и Московского вокзалов Николаевской железной дороги.

Строительство Исаакиевского собора в Петербурге, храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года, стало важнейшим событием в архитектурной жизни второй трети XIX века. Архитектором был Август Августович Монферран (1786-1858). Постройка собора началась в 1818 году. а завершилась лишь в 1858м. Монферран создал украшения фронтонов из сложных барельефных групп. А архитектор Михайлов спроектировал заново вытянутый вверх купол, что превратило собор в доминирующее в городе строение. Создание Исаакиевской площади завершило формирование архитектурно центра Петербурга.

А. А. Монферран. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург 1818-1858 гг.
А. А. Монферран. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург 1818-1858 гг.
А, А. Монферран. Исаакиевский собор. Интерьер. Санкт-Петербург.
А, А. Монферран. Исаакиевский собор. Интерьер. Санкт-Петербург.

С этого времени начинается упад в градостроительстве, лишь достраиваются старые ансамбли : Театральная площадь в Москве и здание Михайловского театра в Петербурге (исключением служит масштабное сооружение Новороссийска: города - порта на Черном море в 1830х годах).

Воскресенский монастырь у Московской заставы был построен по проекту Ефимова в 1849 году.

Одним из значимых Петербургских архитекторов того времени был Александр Павлович Брюллов (1798-1877) (брат знаменитого живописца Карла Брюллова). После учёбы в Академии художеств братья Брюлловы были направлены в зарубежную поездку, где большое впечатление на них произвело посещение раскопок древнеримского города Помпеи. Это путешествие вылилось у Карла в известную картину, а у его брата в создание помпеянских интерьеров (залы Зимнего дворца в помпеянском стиле, которые А. Брюллов восстанавливал после пожара 1837 года.

А. П. Брюллов. Генеральный план Пулковской обсерватории. 1834 г.
А. П. Брюллов. Генеральный план Пулковской обсерватории. 1834 г.
А. П. Брюллов. Малахитовый зал Зимнего дворца.
А. П. Брюллов. Малахитовый зал Зимнего дворца.

Архитектор Брюллов был одним из первых, кто использовал эклектику (смешение различных исторических мотивов) в своей работе. Так же Брюллов работал над комплексом Пулковской обсерватории под Петербургом (1834-1839). А в 1837-1843 годах, построив на восточной стороне Дворцовой площади здание штаба гвардейского корпуса, архитектор завершил ансамбль центральной площади Петербурга.

А. П. Брюллов. Белый или Танцевальный зал Зимнего дворца. Санкт-Петербург
А. П. Брюллов. Белый или Танцевальный зал Зимнего дворца. Санкт-Петербург

Главный фасад лютеранской церкви Петра в Петербурге (1832-1838) выполнен в стилизованной форме романского и готического стилей. К этим стилям неоднократно прибегал Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898) - родоначальник известной семьи Бенуа: его сыновья Леонти, Альбер и Александр, а так же внучка Зинаида Серебрякова были художниками. Николай Бенуа работал главным архитектором Петергофа.

Н. Л. Бенуа. Придворные конюшни. Проездные башни. Санкт-Петербург. 1846-1854 гг.
Н. Л. Бенуа. Придворные конюшни. Проездные башни. Санкт-Петербург. 1846-1854 гг.
Н. Л. Бенуа. Здание Петровской сельскохозяйственной академии в Петровско-Разумовском. 1862-1865 гг.
Н. Л. Бенуа. Здание Петровской сельскохозяйственной академии в Петровско-Разумовском. 1862-1865 гг.

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865) - архитектор, создавший дворец Белосельских-Белозерских (1846-1848), Николаевский (1853-1861 дворец и Ново-Михайловский дворец (1857-1861).

Андрей Иванович Штакеншнейдер. Николаевский дворец. 1853-1861 гг.
Андрей Иванович Штакеншнейдер. Николаевский дворец. 1853-1861 гг.
Андрей Иванович Штакеншнейдер. Мариининский дворец. Интерьер. Санкт-Петербург. 1844 г.
Андрей Иванович Штакеншнейдер. Мариининский дворец. Интерьер. Санкт-Петербург. 1844 г.
Андрей Иванович Штакеншнейдер. Павильонный зал в здании Малого Эрмитажа. Санкт-Петербург. 1850-е г.
Андрей Иванович Штакеншнейдер. Павильонный зал в здании Малого Эрмитажа. Санкт-Петербург. 1850-е г.

В первой половине XIX века развитие русской идеи вдохновило архитекторов на поиски русского стиля. Так, был найден "русско-византийский стиль". В нём соединялись древнерусская и византийская культуры. Константин Андреевич Тон (1794-1881) был одним из создателей этого стиля.

К. А, Тон. Оружейная палата в Московском Кремле. 1844-1851 гг.
К. А, Тон. Оружейная палата в Московском Кремле. 1844-1851 гг.

Архитектор является автором Храма Христа Спасителя в Москве (1837-1883) (был разрушен в 1931 году и восстановлен в 1990е). Оформление огромного храма было решено в стилизации древнерусского зодчества. Так же тон разрабатывал "типовые" проекты церквей, по которым впоследствии строились церкви во многих городах России.

К, А, Тон. Храм Христа Спасителя. Москва. 1832-1883 гг.
К, А, Тон. Храм Христа Спасителя. Москва. 1832-1883 гг.

О дальнейшем развитии архитектуры в России читайте в моих следующих статьях.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-43

#искусство #история искусства #история россии #архитектура #москва #санкт-петербург #культура