Найти тему
Катехизис и Катарсис

Итальянское политическое кино

Классический кинематограф Италии обычно ассоциируется с жанром спагетти-вестерна, с меланхолично-отрешенными картинами Антониони, с фильмами Феллини, рисующими жизнь веселым карнавалом, а кто-то припомнит изобразительную манеру неореалистов Висконти, де Сика, Росселлини, ставших эталоном для послевоенного кино во многих других странах.

 «Похитители велосипедов», 1948 г.
«Похитители велосипедов», 1948 г.

Именно итальянский неореализм со своим принципом полного отождествления искусства и внехудожественной реальности послужил базой любопытному явлению итальянского политического кино, чей расцвет пришелся на 1970-ые годы, а к настоящему времени богом забытому. И напрасно, ведь означенные жанром проблемы до сих пор актуальны. Особенно для нашей страны, разменявшей лишь третий десяток развития при капитализме и столкнувшейся с подобными вызовами. Коррупцией, кумовством, связью государственного аппарата с организованной преступностью, избирательным для разных социальных страт применением закона, катастрофическим неравенством итд.

Все эти язвы общества критиковались в итальянском политическом кино, которое изредка даже пыталось показать и способы их лечения. Если не забегать так далеко вперед, самонадеянно уповая решить все проблемы одним лишь искусством, то стоит признать, что умению четко поставить вопрос научиться тоже очень важно. И хорошо, что в мировой культуре есть столь наглядное пособие.

Итак, что же послужило причиной появления такого специфического жанра кинематографа? Обратимся к истокам.

Если доминирование неореализма и его методов в киноискусстве относят к 1950-ым, то с началом бурного экономического роста в 60-ых рефлексия послевоенной бедности и неустроенности стала не востребована итальянским обществом. Экраны заполнили эстетически выверенные, воспевающие красоту «сладкой» жизни картины Феллини и высвечивающие её нравственную нищету безмолвные упреки Антониони.

 «Сладкая жизнь», 1960 г.
«Сладкая жизнь», 1960 г.

Но в условиях экономического роста, повышающего благосостояние одних и углубляющего неравенство других, не могла существовать одна лишь утонченная кинематография, удовлетворявшая духовным исканиям эстетствующих интеллектуалов. Назревал запрос на кино, осмысляющее для простых итальянцев насущные заботы — становление буржуазной демократии, урбанизация, изменение норм и правил жизни, упразднение прежних табу. Такое кино должно учитывать перемены, произошедшие в обществе со времен неореализма, послужившего коллективному послевоенному обновлению. С повышением уровня жизни, людей стал волновать вопрос не как выживать сообща, а как жить индивиду в сложившейся политэкономической ситуации.

В то же время, на фоне обострения выявленных экономическим бумом противоречий (коррумпированная власть, связь бизнеса с мафиозными структурами, неравенство), закономерно происходит обострение политической борьбы как на левом, так и на правом фланге. Однако, несмотря на дискуссии в парламенте и драки на улицах, экстремисты не смогли препятствовать обретению буржуазно-демократическим режимом стабильности. Репрессивными мерами он отбивал любое посягательство на власть.

Это привело к тому, что в конце 1960-ых протест обрел два разных выражения. Первое проявилось в террористических актах, покушениях на политических противников и государственных деятелей, уличных перестрелках между «фашистами» и «красными». Этот период в истории Италии именуется «свинцовые семидесятые» — целое десятилетие страна сотрясалась от террора и войны с мафией.

 Милан, 14 мая 1977 — активист угрожает полиции оружием в ходе акции протеста
Милан, 14 мая 1977 — активист угрожает полиции оружием в ходе акции протеста

Парадоксально, но именно в это непростое время итальянский кинематограф достиг небывалых высот выразительности. Фактически каждый крупный режиссер в своих фильмах обращался тогда к политике, в виду невозможности для творца игнорировать происходящее в обществе. Таким образом, кино было суждено стать вторым, ненасильственным способом политической борьбы.

Чье влияние на сердца и умы в итоге оказалось существеннее — терроризма или искусства?

Скорее всего, порожденные одними и теми же причинами, они взаимно дополняли воздействие друг друга. Искусство осмысляло бунт экстремистов и изучало влияние на индивида государственных и экономических механизмов принуждения. Оно же порой выступало зловещим пророчеством грядущих событий. Так произошло с фильмом «Тодо модо», вышедшим в 1976 году и предсказавшим убийство «Красными бригадами» экс-премьера Альдо Моро…

Первой картиной, смело показавшей пороки коррумпированного буржуазного общества и борьбу с ними коммуниста, советника неаполитанского муниципалитета (а Неаполь, на минуточку, столица итальянского криминального мира), стала «Руки над городом» режиссера Франческо Рози.

-4

Сюжет повествует о преступной связи чиновников муниципалитета и строительной мафии. В погоне за прибылью ответственные лица закрывают глаза на снос исторической застройки и грубые нарушения при строительстве новых кварталов, что приводит к обрушению здания и гибели людей. Вывести махинаторов на чистую воду берется честный герой-одиночка. Но как это характерно для итальянского политического кино, разоблачение преступления в финале не означает окончательного торжества справедливости, ведь сама система осталась неприкосновенной…

Подтверждением принципа служит реакция бюрократии на эту ленту. С фильмом на закрытом показе ознакомились городские власти Неаполя и функционеры правящей партии. В целях решения обнаженных режиссером проблем строительного сектора они постановили… усилить идеологическую борьбу с марксистской идеологией, явное присутствие которой в картине Рози взбесило участников просмотра.

Вышедший на экраны в 1963 году, фильм стал провозвестником политического кинематографа, сложившимся как жанр только к концу десятилетия, когда зревшие в обществе конфликты прорвались наконец наружу. Количество обратившихся к жанру режиссеров обусловило богатство средств выразительности и среди них выделяется несколько выдающихся мастеров.

Автор - Николай Кровяков

Знаковые фильмы и режиссеры подробно рассмотрены во второй части статьи.