С чего начинается ваше утро?
С кофе? С пробежки? С тапка, летящего в будильник? То, как герой начинает день многое о нем говорит. Как встречает утро Элена Ричардсон? Что вы можете сказать о героине? Напишите список действий, которые она совершает и попробуйте представить, что все эти факты говорят о ее характере, ее убеждениях, ее отношениях в семье.
Не создается ли у вас впечатление, что утро Элены – это каркас того идеального образа, о котором мы говорили в первой части разбора?
Элена ежедневно измеряет себя и заносит данные в блокнот. Она занимается спортом, придумывает детям аффирмации на день, мониторит прессу на предмет текстов о муже, готовит кофе и упаковывает школьные завтраки в красивые бумажные пакеты.
У Элены четверо детей: Лекси, Трип, Муди и Изи.
Лекси и Трип – в любимчиках, потому как они красивые и успешные – вписываются в картинку идеальной семьи. Муди Элену раздражает, он странный, недостаточно стильный, недостаточно популярный, а Изи... Изи не только не похожа на Лекси и Трипа, но и в отличии от Муди, бунтует. Изи отказывается даже попытаться примерить образ хорошей дочери. В глазах Элены Изи слабая, трусливая, эгоистичная и упрямая.
«Игра в этом оркестре обходится дороже, чем занятия всех остальных детей вместе взятых, а она (Изи) принимает это, как должное. Лекси ничего так не принимала, как и Трип, или Муди…»
Лекси и Трип издеваются над Изи, но все рано понимают, что они с ней в одной лодке. Пусть Элена и довольна ими сейчас, любви она не испытывает. Только гордость за то, какая она замечательная мать.
Линда говорит, что Элена – героиня, суперженщина. На что та с улыбкой отмахивается: «Я пытаюсь воспитать из детей добропорядочных граждан» и мысленно ставит галочку напротив пункта «идеальная мать».
"Добропорядочных граждан"
Элене не важно, что чувствуют ее дети. Для нее главное - чтобы общественности они выглядели достойно. Это видно и по сцене с поездкой на выступление оркестра. Когда Изи отказывается надеть купленное мамой желтое платье в цветочек.
Элена говорит Изи: «Ты потеряла право быть собой, когда подожгла собственные волосы», а затем добавляет, что правила существуют не просто так. Преуспеет лишь тот, кто им неукоснительно следует. Тогда Изи спрашивает: «В следовании правилам?»
Элена преуспела в следовании правилам, но счастлива ли она? Изи понимает, что нет и не хочет повторять судьбу матери. Перед выходом на сцену она пишет на лбу: «Не твоя марионетка».
- Ты желаешь Изи счастья, или хочешь, чтобы она была похожа на тебя? - спрашивает муж Элены, когда они обсуждают сожжённые волосы младшей дочери.
Почему Элена строит образ?
Может, она действительно стремиться быть хорошей матерью? Может, действительно хочет помочь Мие, матери-одиночке, путешествующей по стране с дочерью-подростком? Может, действительно переживает за Изи? Второстепенные персонажи.
Любой второстепенный персонаж в истории должен раскрывать главного героя.
Представьте, что главный герой – это лист бумаги, на котором что-то написано молоком, а второстепенные персонажи – это свечи. Пока лист лежит на столе, записей не видно, но стоит поднести его к горящей свече, как молоко начнет темнеть и скрытые до этого слова проявятся.
Посмотрите на лица детей, когда Элена говорит о том, что сдала дом чернокожей, безработной женщине, которая спит в машине, учит дочь умываться в закусочных и не может внести залог.
Элена понимает, что Мия не платежеспособна, дважды заостряет внимание на том, что художница – это не серьезно. Думаете, Элена так наивна, что уверена, будто Мия справится с арендой в 300 долларов в месяц? Нет. Элене нравится идея. Идея впустить в дом нуждающуюся чернокожую женщину и постараться сделать ее жизнь лучше.
Я акцентирую внимание на цвете кожи, потому что в то время в Америке только начинала зарождаться толерантность. Представьте, какое мнение сложится у окружающих, когда они об этом узнают? «У Элены большое сердце», «Элена сама доброта», «Ричардсоны – самая толерантная семья в городе».
А теперь скажите, сдала бы Элена дом белой матери-одиночке без постоянного дохода?
Вопрос не в том, хорошая Элена или нет. Мы разбираем героя, выясняем, на чем строится образ, как авторам удается создать интересного персонажа. Нам нравится наблюдать за Эленой, потому что мы чувствуем в ней глубину. Мы спрашиваем себя: если Элена Ричардсон – это лишь образ, то кто она тогда на самом деле?
Ответы спрятаны в канве повествования
- Элена работает на полставки в маленькой газете и не может перестать говорить об интервью, которое однажды взяла у известной правозащитницы.
- Элена не интересуется внутренним миром детей, но криком заявляет мужу: «Я мать!»
- Элену часто можно увидеть с бокалом в руках. Муди говорит, что она могла бы работать в главной городской газете, но отказалась, потому что была беременна Изи.
- Элена постоянно недовольна Изи. На едкое замечание коллеги о четырехкратном декретном отпуске, отвечает прожигающим взглядом.
- Элена легко налаживает контакт с людьми, умеет договариваться и добиваться своего. Понимаете, к чему веду?
Элена Ричардсон сконструировала идеальную жизнь, в которой есть большой дом, успешный муж-адвокат и четверо детей. Все это держится на правилах и ритуалах, следование которым, с одной стороны загоняет героиню в рамки, а с другой – позволяет держаться на плаву.
Но если хоть что-то пойдет не так, идеальная картинка рассыплется и тогда Элене придется взглянуть в глаза самой себе и признать тот факт, что все это – не то, о чего она хочет на самом деле. Ну а пока дом не загорится, Элена так и будет винить во всем Изи.
Главный герой может быть идеальным, если за этой идеальностью бурлит океан. Не тихо и мирно колышется, а бурлит так, что брызги, долетающие до ледяной оболочки совершенства, прожигают ее и являют зрителю истинные желания, чувства и мотивы.
Объем характера достигается за счет противоречий: делаю одно, говорю другое, хочу третьего.
Когда противоречия сильны, мы не закрываем вкладку, мы забываем про попкорн и смотрим дальше. Потому что интересный главный герой – это живой герой, а живой – значит разный. Помните о том, что наши папы в детстве фанатели от Робина Гуда не потому, что он отдавал золото бедным, а потому что он еще и грабил богатых.