Найти в Дзене
Level One

«Царевна-лебедь»: кто вдохновил Врубеля написать картину, ставшую шедевром

Оглавление

За созданием картины «Царевна-лебедь», кисти Михаила Врубеля, скрывается огромная и нежная любовь к Надежде Забела-Врубель — жене живописца. Накануне открытия выставки Врубеля в Новой Третьяковской галерее рассказываем, кем была Надежда и в каких еще картинах прослеживается ее образ.

История любви

Михаил Врубель сделал предложение Надежде чуть ли не в первую встречу, даже не видя лица будущей жены, а лишь услышав ее чарующий голос. Они повстречались на костюмированной репетиции оперы «Гензель и Гретель» в конце 1985 года, где Михаил работал над декорациями и костюмами, а 28-летняя Надежда исполняла арию. В театре было темно и Михаилу не удалось разглядеть ее лица, но дивное сопрано покорило сердце художника. К тому моменту Надежда успела выступить в лучших театрах Российской Империи.

После репетиции он вбежал за кулисы, нашел Надежду и стал неистово целовать ей руку, приговаривая: «Прелестный голос!». По счастливой случайности рядом была подруга Надежды, знакомая с Врубелем. Она представила ошарашенной Надежде Михаила словами: «Наш художник. Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Вскоре Надежда и Михаил поженились. По его словам, он бы покончил с собой, если бы она ему отказала.

Творческий союз

Михаил принимал частные заказы и кроме того стал личным художником по костюмам своей обожаемой жены. Искусствоведы считают этот период творчества Врубеля наилучшим. Именно тогда пара познакомилась с Николаем Римским-Корсаковым, это случилось во время подготовки оперы «Садко». Надежда увлекалась творчеством композитора, а Врубелю так полюбилась эта опера, что, со слов Надежды, он слушал ее не менее 90 раз. Тогда же Михаил пишет картину «Портрет Надежды Забелы-Врубель в образе Царевны Волховы».

Царевна-лебедь

Образ любимой жены художник запечатлел в 1900 году на полотне «Царевна-лебедь». Царевна занимает все пространство картины, ее наряд кажется невесомым, объемным и в целом напоминает свадебный. На голове — роскошный кокошник с замысловатыми узорами и драгоценными камнями, а глаза увлекают в мистический недосягаемый мир. Исследователи предполагают, что Врубель изобразил тот миг, когда царевна должна явить себя Гвидону. Это момент превращения — начало магического действия, когда лебединые крылья через мгновение станут пеной морской.

Больше интересных фактов об эпохах, художниках и их произведениях узнаем от историка искусства Алины Аксёновой на курсе «Как ходить в музеи и видеть больше». После курса поход в музей не будет выглядеть как забег по всем залам. Мы научимся выстраивать музейные маршруты и ориентироваться без аудиогида. Познакомиться с лектором приходите 22 октября на бесплатную лекцию «Как картины становятся шедеврами».

#искусство #арт #шедевры живописи #художники #врубель #музеи