В первые годы существования СССР органы ВЧК обладали невероятными полномочиями. В случае сомнения в лояльности к советской власти они могли постучать в любые двери и устроить проверку любому человеку. И далеко не всегда она заканчивалась положительно.
Но нужно отдать должное контрразведчикам – без повода они беспокоили людей редко. Однажды «записали в шпионы» самого основоположника советской космонавтики Константина Циолковского. Но и для этого были резонные причины.
В штабе Деникинской армии удалось закрепиться двум красноармейцам-разведчикам. Через некоторое время им поручили проникнуть на подконтрольную красным территорию и организовать диверсионное подполье. И всё бы ничего, но в качестве связного нашим разведчикам назвали имя известного учёного Циолковского и сообщили именно его адрес.
Получалось, что именно Константин Эдуардович должен был связать двух разведчиков от деникинского штаба с законспирированным белогвардейским подпольем, готовым на диверсии. Разведчикам ВЧК фамилия Циолковского не говорила ничего, поэтому перейдя линию фронта, они просто сообщили её и пароль «Фёдоров-Киев» своему непосредственному начальству.
В контрразведке были потрясены, но игнорировать подобные сведения не могли. Поскольку арест учёного вызвал бы международный скандал, его решили проверить «по-тихому». Под видом белогвардейского агента к учёному отправили агента ВЧК.
Когда Циолковскому назвали пароль, он действительно встретил пришедшего радостно. Но далее разговор никак не шёл в нужное «диверсионное» русло. Учёный говорил о космосе, своих достижениях, но почему-то не выказывал никакой заинтересованности в борьбе с большевиками.
Чекисты «зависли» в задумчивости. Вырисовывалось два варианта: или учёный был «не при делах» и деникинцы решили просто проверить двух сомнительных людей, или Циолковский раскусил провокатора. Учитывая, что он не был профессиональным разведчиком, чекисты склонялись к первому варианту.
Чтобы окончательно отмести сомнения, Циолковского всё-таки доставили на Лубянку. Здесь и выяснилось, что учёный воспринял пароль «Фёдоров-Киев», как привет от своего старого друга Фёдорова, который жил в Киеве. И именно поэтому пригласил «связного» на чай.
Чтобы подстраховаться, следователь всё же передал данные на Циолковского вышестоящему начальству, предлагая, ввиду возраста, арестовать учёного на год. К счастью, начальник Особого отдела Московской ЧК оказался грамотным и приказал отпустить его.
За счёт этого советская космонавтика не осталась без своей базы. Была воспитана целая плеяда советских учёных, отправивших первого человека в космос.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки!