Юридический статус
В сравнении с древнегреческой цивилизацией, юридический статус женщины в Древнем Риме гораздо выше. Жительницы Древнеримского государства, несмотря на большую строгость со стороны права и морали, пользовались некоторыми привилегиями и защитой, нежели неграждане и рабы. В первую очередь, состояние древнеримской женщины регулировалось традициями, а потом уже малоизвестными законодательными актами, такими и были «законы 12 таблиц» 5 в до н. э.
В «законах 12 таблиц» говорится, что «…даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекой»[1].
Данное утверждение-результат мужских стереотипов, которые оказались выгодными для них, в следствие чего «сильный» пол распоряжался женщинами как своим имуществом. Хоть девушки и не имели как таковых политических прав, они могли принимать участие в общественной деятельности. Если обратиться к стенам Помпеи, можно заметить свидетельства о подобных занятиях. А в других исторических источниках встречается незаурядный случай: в 195 году до н.э. произошли протесты, в связи с законом Оппия 215 года до н. э., запрещавшим носить женщину роскошную одежду за пределами своего дома, ездить в повозках, хранить в наличии больше унции золота. «Толпы женщин росли с каждым днем, так как приходили женщины из окрестных городков и селений. Уже хватало у них дерзости надоедать своими просьбами консулам, преторам и другим должностным лицам…», -так описал данное событие Тит Ливий.[2] Эти протесты не прошли впустую, и спустя 25 лет закон был отменён. Девушки были заинтересованы в жизни государства и могли оказывать хоть какое-то влияние. Есть исключительные случаи в римской истории, где престол правления занимает женщина. Обычно, это были супруги, либо матери власть имеющего, которые занимали его место во время военных походов или до достижения совершеннолетнего возраста их сыновей. Именно данное утверждение даёт нам понять, что фактическое участие женщины в политике имело место быть. Лики некоторых из них украшали монеты, которые, кстати, были важной частью античного мира. Отливали монеты в храме богини Юноны и изготавливали из бронзы. Так, например, мы можем встретить портрет жены Марка Антония.
С. де Бовуар отмечал: «римлянка гораздо активнее вовлекается в общественную жизнь; дома она занимает атриум — центральное помещение жилища, а не отправляется в гинекей подальше от посторонних глаз», она «присутствует на трапезах, на празднествах, ходит в театр», «матрону называют domina (госпожа)». Стоит с этим согласиться, ведь римлянка со временем имела возможность принимать участие в суде, писать послания императорам, распоряжаться своим временем, а чтобы вступить в брак необходимо было её согласие. Появляется термин «эмансипация». Права на имущество в корне зависели от формы брака.
В первую очередь мы имеем дело с патриархальным обществом, и, исходя из этого факта, уже делаем вывод, что положение римлянок в античном мире имеет своеобразные интересные особенности и при этом фактическое ограничение в правах, в яркой степени выраженных на раннем этапе развития древнеримского государства. Хоть и не все появляющиеся возможности были закреплены, женщины получали доступ к экономической, политической и религиозной жизни. Следя за античными тенденциями, я считаю, что процессы, сопровождающие рост цивилизации, были естественными и прерывать их как не было необходимостью, так и являлось невозможным.
Брачно-семейные отношения
Центральное место, как и в Греции, в семье было за властью отца, который мог как признать ребёнка, так и дать распоряжение об его кончине. Статус матери определял гражданское положение её чада.
В Риме имели место быть два варианта заключения брака: в первом случае, женщина переходила из-под власти её опекающего под власть мужа, тем самым полностью переходя семье мужчины, с которым заключает договор; во втором случае девушка оставалась под властью отца , став замужней женщиной, благодаря чему не теряла связь с родными .Это и отличало Древний Рим от других государств той эпохи.
Обручение, где женщина всё же осуществляла переход в одну семью, отстраняясь от другой, могло проходить в нескольких религиозных формах:
1) «Коемцио»;
2) «Узус»;
3) «Конфарреанцио»;
«Коемцио» подразумевало переход девушки во власть мужа с помощью «купле-продажи» в присутствии 5 наблюдателей. Свидетели обряда должны были быть полноправными римлянами, один из которых во время процесса обязан держать в руках весы.
В основе «узуса» лежит контролируемое совместное проживание в жилище супруга, находиться вне его угодий больше 3-х дней запрещалось. Можно из этого извлечь, что мужчина являлся полноправным владельцем женщины.
«Конфарреанцио»-самая презентабельная форма заключения союза, включающая в себя торжественную часть и присутствие высших жрецов. Тем самым она считалась самой официальной и вытесняла собой две другие формы. Допускалось присутствие зрителей. К тому же, она несла сакральный характер и состояла из разнообразных обрядов. Название говорит о жертвоприношении богу зерновых, Юпитеру. Так как обряд обручения тесно связан с божественным культом, время его проведения связывали с периодом сбора урожая. Для римлян такие дни казались наиболее благоприятными, в них божества, опекающие собирателей, становились наиболее благосклонными.
Касательно брачного соглашения между Элладой и Римом укоренилось важное различие: в Греции согласие на брак от имени невесты давал её попечитель, в Риме же девушка самостоятельно принимала решение и по своей воле произносила клятву. Роль, которая у греков отдавалась матери молодой невесты, в Италии исполняла пронуба. Она соединяла руки молодых в момент брачной церемонии.
Несмотря на зависимость от отца или мужа, её свобода ограничивалась невозможностью участвовать в сфере имущественных отношений, все её приобретения сразу переходили супругу. Римская женщина имела возможность участвовать в публичной жизни, некоторые становились организаторами общественной деятельности. Она свободно появлялась в людских кругах, а в частной и семейной жизни ей допускалось находиться в общих комнатах. При появлении гостей, римлянка встречала их как полноценная хозяйка.
Позднее рамки между полами постепенно стирались, и женская половина населения получила право распоряжаться имуществом, торговать, заниматься бизнесом. Древнеримская женщина была защищена в правах и имела большое количество преимуществ, получила право на развод, физическую и половую неприкосновенность. Имущество и приданое имели разный смысл. Благодаря содействию опытных прислуг, она имела шанс управлять своими владениями и выбирать опекуна в имущественных отношениях, однако перемены в общественном устройстве шли первее морали в развитии: некоторые супруги притесняли своих жён и имели негативное отношение к тому, чтобы женщина что-то делала без его ведома. В отношении личной жизни в любом случае к женщинам было более строгое отношение. Это можно проследить в строках Плавта:
Под тягостным живут законом женщины,
И к ним несправедливей, чем к мужчинам, он.
Привел ли муж любовницу, без ведома
Жены, жена узнала — все сойдет ему!
Жена тайком от мужа выйдет из дому —
Для мужа это повод, чтоб расторгнуть брак.
Жене хорошей муж один достаточен —
И муж доволен должен быть одной женой.
А будь мужьям такое ж наказание
За то, что в дом привел к себе любовницу,
(Как выгоняют женщин провинившихся),
Мужчин, не женщин вдовых больше было бы![3]
Римлянка отстранялась от государственных дел, её присутствие на народных сборищах было вовсе запрещено. Среди жителей Рима бытовала теория, что женщина в совокупности со своими биологическими признаками и «пороками» не могла допускаться к политической жизни. Но, некоторые персоны из высших кругов воплощали свои амбиции через брак и материнство. Жена императора Траяна, Плотина, существенно влияла на своего спутника и получила массу преимуществ благодаря его статусу, что привело к тому, что её петиции и письма стали общедоступными. Своими действиями она добилась авторитета.
Таким образом, брачно-семейные отношения в Древнеримской цивилизации имели патриархальный характер, но поддавались постоянным изменениям и корректировкам. В период расцвета государства женщина устоялась в праве выступать во многих вопросах с мужчиной на равных, что является свидетельством высокого положения.
Роль в религиозном культе
Важнейшим критерием в религии древних римлян, в которой женщина сыграла немалую роль, было исполнение обрядов, закреплённых в обычае. Религия была тесно связана с государством и является патриархальной.
На ранних этапах древнеримской цивилизации, женщина не допускалась не только к политической, но и к жреческой жизни, не имела права участвовать в кровавых обрядах жертвоприношения.[4] Её место определяло родовое положение, в религиозном культе она участвовать только как дочь/сестра/внучка отца семейства или супруга. Однако, стоит учесть, что всему есть исключения, например коллегия весталок. Семейный культ определялся как отдельное верование, отделённое от общей системы, во главе с жрецом. Получается, что это частная религия, также связанная с фундаментальной неполноценностью женщины и передающееся однозначно по линии мужчины[5]. Древние родовые традиции предполагали ежедневное исполнение религиозных обрядов и поддержание культа предков.
Легче всего степень женского участия прослеживается через публичный культ. Публичная практика отводилась мужчинам, представителем отдельных божеств и даже женских считался фламин, должность которого являлась пожизненной. Все высшие религиозные должности были предоставлены им.
Существовала группа жриц, о которой я уже упоминала недавно, активно участвующих в религиозной и политической жизни полиса. Это жреческая коллегия весталок, играющая одну из ключевых ролей в судьбе римского общества. Их деятельность связывалась со старинными верованиями, ещё с момента родовой общины, и со значением огня среди индоевропейцев. Веста – богиня домашнего очага и семьи, покровительница жертвенного огня, очаг которой светил в каждом доме. Она-олицетворение греческого божества Гестии, но в сравнении с Грецией, занимает авторитетный статус среди пантеона богов. Так вот, шесть девушек, её олицетворяющих, были наделены определёнными правами и почитались. Нередко с информацией о них можно ознакомиться, читая античный писателей. «…в каждой деревне поддерживался общественный огонь: в особо предназначенной для этого хижине он горел непрерывно и день и ночь и был предоставлен во всеобщее пользование. Обязанность поддерживать его возлагалась на молодых девушек, так как только они не уходили в поле. С течением времени этот обычай превратился в священное учреждение, как это было в Альбалонге, метрополии Рима; когда же был основан Рим, то и этот город учредил у себя свой очаг Весты и своих весталок».[6]Официальное учреждение коллегии произошло в 715–673 годы до н.э. правителем Нумой, царь назначил им жалование и право на неприкосновенность. Жрицы были сказочно богаты, но мужчин не устраивала столь успешная партия. Они располагали большими привилегиями, например делать завещание ещё при жизни отца и не просить помощи попечителей при распоряжении собственностью.
Помимо преимуществ, существовал ряд ограничений и наказаний за проступки, которые осуществлял главный понтифик. Коллегия пополнялась девушками из знатных родов, их важным критерием была невинность. Юная дева должна была быть «идеальной». Срок служения в жреческой коллегии составлял 30 лет, по окончанию службы девушка наделялась статусом свободного гражданина. Весталки занимали лучшие места на торжествах, только они могли отсрочить от наказания или помиловать. Ещё они отличались и внешним обликом, могли осуществлять «кровавый» обряд. Несмотря на возможность отойти службы, многие девушки оставались в храме до конца своих дней.
Следовательно, роль женщины в религиозном культе находит свой отпечаток в последующем историческом и религиозно-эстетическом развитии, хоть и проходит через призму предвзятого патриархального отношения. Исключительные тенденции в античную эпоху позволяют строить новое, более толерантное общество в будущем.[7]
Древнеримская женщина имела значительно больше привилегий, нежели древнегреческая. Она играет роль как в религиозной, так и в политической жизни, пользуется правовой защитой, становясь образцом в искусстве.
[1] Хрестоматия по истории Древнего мира. Т. III. Рим. Под ред. акад. В. В. Струве, М.,2018.
[2] Плющ, А. А. О положении женщин в Древнем Риме. А. А. Плющ.,2020.-
[3] Плавт: Купец. Перевод с латинского А. Артюшкова. Комментарии составлены на основе работ М. Покровского Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 1. М.: "Терра", 1997
[4] Плутарх. Нума, 12, 3; Авл Геллий, IV, 3; Павел Диакон
[5] Фюстель де Кулланж Н. Д. Древний город. Религия, Законы, институты Греции и Рима. М.: Центрполиграф, 2010.
[6] "Частная и общественная жизнь римлян" П. Гиро, Типография M. Меркушева, 1899
[7] Виппер Р. Очерки по истории Римской империи - М.: “Феникс”, 1995