Найти тему

Устраняем отвлечения в цифровом мире

Рабочий стол на ноутбуке завален иконками? В браузере — двадцать вкладок и всё тормозит? Опять потерялся файл, хотя название набрано большими буквами, чтобы видеть издалека? На телефоне все приложения горят красными цифрами, призывая посмотреть непрочитанные уведомления? Тогда мы идём к вам!

То есть ко всем нам, кто жить не может без компьютеров и не всегда успевает наводить порядок. А в результате теряется в цифровом мире и постоянно отвлекается на призывы от друзей на микросхемах. Рассказываю, как сохранять фокус на работе, несмотря на всевозможные гаджеты вокруг.

Порядок превыше всего

Проблема захламлённого рабочего стола — что реального, что виртуального — совсем не в эстетике. О вкусах не спорят, в конце концов. Проблема в том, что беспорядок вокруг не даёт мозгу работать на полную мощность и ты хуже справляешься с умственными задачами, потому что отвлекаешься на визуальный шум (1).

Именно это происходит, когда весь рабочий стол на компьютере завален ярлыками, папками и файлами. Если они при этом ещё и никак не структурированы по смыслу, то совсем беда: запомнить, где что лежит становится сложнее (2), и время теряется на поиски нужной иконки. Вместо сконцентрированной работы в потоке получаем постоянные отвлечения на поиск нужного документа или программы.

Решение — убрать всё с глаз долой. Оставить 5-10 приложений и файлов, без которых никуда, и сгруппировать их по назначению. Если у тебя пёстрая заставка — заменить её на что-то нейтральное, не отвлекающее. Настроить панель задач, чтобы она скрывалась, когда работаешь. Короче говоря, минимализм в действии.

Можно вообще удалить всё с рабочего стола, спихнув всё в одну папку. Это, конечно, напоминает уборку в формате "прикроем бардак и как будто чисто", но в электронном мире всё проще: файлы находятся через поиск и всё, к чему часто обращаешься, сохраняется в меню быстрого доступа в том же проводнике или офисных приложениях. Потом, когда найдётся время, рассортируешь эту папку.

Естественно, эта стратегия применима ко всему содержимому компьютеров, планшетов и смартфонов. Создай удобную систему хранения, чтобы было интуитивно понятно, что где лежит. Нет времени? Наведи порядок хотя бы в основных файлах и программах, которыми пользуешься каждый день. Остальное — потихоньку.

Удалить лишнее

Когда мусор не занимает физическое пространство, про него как-то забываешь. Разве что техника начнёт ругаться, что не хватает места на диске. Из-за этого у нас копятся приложения, которые понадобились однажды и так и осели, старые документы, ненужные скриншоты... Не говоря уже о подписках. Они каждый день прилетают в почту и мешаются в ленте новостей, но почему-то кажется, что легче удалять письма по-отдельности и нервно пролистывать неинтересные посты, чем отписаться раз и навсегда. Логика? Нет, не слышали.

Всё это надо безжалостно чистить — от ленты в ВК до приложений в телефоне. В настройках есть даже информация о том, когда каждое приложение использовалось в последний раз. В конце концов, всегда можно загрузить заново. И такую уборку стоит проводить регулярно, хотя бы раз в месяц. А лучше в неделю, тогда будет проще — пять минут, и готово.

Управление оповещениями

Про это уже сто раз говорили, но повторю в сто первый: уведомления созданы, чтобы привлекать внимание. Ничего удивительного, что концентрация машет ручкой, когда каждый пять минут что-нибудь пиликает, светится или всплывает на рабочем столе.

Возьми ситуацию под контроль и настрой наконец-то рабочие часы через общий центр оповещений или для разных приложений по-отдельности. Например, у меня есть 4 часа на сосредоточенную работу с утра, когда выключено всё, кроме двух чатов с командой в Телеграме. Можно, естественно, отключить всё насовсем и выделить по полчаса пару раз в день на проверку почты и сообщений.

Если руки всё равно тянутся открыть почту или соц.сети в рабочее время, на помощь придут приложения или расширения к браузеру, которые блокируют сайты и программы на установленное время. Например, Freedom или StayFocusd. Иногда такого небольшого препятствия оказывается достаточно, чтобы не отвлекаться на автомате.

Упорядоченный браузер

Открыть пару десятков вкладок, а потом не закрывать их неделю-две, пока компьютер случайно не перезагрузится — милое дело, особенно когда работа требует постоянно искать информацию. Вдруг закрою и потеряется? Признаюсь, я тоже этим грешила, особенно когда писала диссертацию. Но бесконечные вкладки в браузере перегружают мозг точно так же, как и компьютер, и снижают его производительность.

Настрой сортировку — процесс, который позволит и сохранить информацию, и не держать странички вечно открытыми. В арсенале того же Хрома есть не только закладки с системой папок, но и отдельный список "для чтения". Не говоря уже о более продвинутых вещах вроде загрузки документов сразу в Evernote, Notion, Mendeley в зависимости от темы. А если что-то висит в браузере, потому что нужно изо дня в день, можно просто скопировать ссылки в документ (например, прямо в Ворд, если пишешь курсовую) и открывать их заново, когда нужны. По крайней мере, это позволит спокойно выключить компьютер и хоть немного сократить количество одновременно открытых вкладок, не потеряв ничего полезного.

Пустые входящие

Или "принцип inbox zero". Просто, как всё гениальное: делать так, чтобы почтовый ящик был пустым в конце дня. Так ты перестанешь тонуть во входящих и сразу будешь видеть то, что требует внимания: если письмо осталось в папке — значит, надо что-то сделать. Поясню на примерах:

- пришло приглашение на конференцию, на которое не надо отвечать, просто зарегистрироваться → делаю сразу или ставлю задачу со ссылкой на анкету для регистрации в календарь; письмо в корзину

- потенциальный клиент ответил и запросил коммерческое предложение, нужно выслать его в течение трёх дней → задача в календарь с напоминалкой, письмо в архив;

- авиакомпания прислала билеты → дата перелёта в календарь, а письмо маркируется ярлыком "путешествия" и опять же идёт в архив.

Таким образом я прохожусь по всей почте и получаю приятно чистую папку "Входящие", в которой ничего не отвлекает. Могу разве что оставить пару писем, к которым хочу вернуться на следующий день: например, инфорассылку, которую читаю во время перерыва. Прочитано? В архив!

Это всё, конечно, не разовые мероприятия. Это привычки, которые страиваются в работу, помогая не распыляться и держать в фокусе только самое важное. А с чего ты начнёшь наводить порядок в своём цифровом окружении?

— — — — —

1) McMains, S., & Kastner, S. (2011). Interactions of top-down and bottom-up mechanisms in human visual cortex. The Journal of neuroscience : the official journal of the Society for Neuroscience, 31(2), 587–597.

2) Niemelä, M., & Saariluoma, P. (2003). Layout attributes and recall. Behaviour & information technology, 22(5), 353-363.