Сначала было проведено очень любопытное комплексное исследование специалистов по социальной психологии из Университета Отаго (Новая Зеландия) и Института Карла Густава Юнга (Цюрих, Штутгарт, Сан-Франциско и Мюнхен). Атаке мозгоправов и социологов подверглись тысячи студентов и посетителей ресурсов электронных библиотек по гуманитарным предметам: философия и богословие. Целью исследования было: как мысли о смерти влияют на уровень религиозности.
Страшно, однако…
На заключительном этапе было отобрано равное количество верующих и атеистов, с которыми уже более вдумчиво работали по специальным методикам. Одним студентам предлагалось очень хорошо подумать о смерти, записать подробно мысли. Другим, входящим в контрольную группу, дали задание высказать такие же соображения неожиданно, после просмотра развлекательных телепрограмм. Так пытались вычленить сознательные убеждения и бессознательные верования.
Первая часть исследования прошла, как по маслу. Результаты были ожидаемы: мысли о смерти усиливали религиозность верующих студентов, в сравнении с верующими из контрольной группы. На атеистов это оказывало противоположный эффект. Даже долго размышляя о смерти, они становились еще менее религиозными. Так же поступили их коллеги по «неверию» в контрольной группе. То есть, на сознательном уровне все остались при своих убеждениях, даже сделали их более сильными.
Но странности подметили, когда стали анализировать бессознательные реакции. И пришли к любопытному выводу:
«Если религиозные люди становились более уверенными в своих убеждениях, то вот атеисты начинали подсознательно сомневаться в своем неверии».
Это показали измерения скорости ответа, который студенты давали на вопрос о существовании Бога. После размышлений о смерти, верующие начинали быстрее нажимать на специальную кнопку. Этим самым подтверждая существование Творца.
А вот атеисты… засомневались, даже не замечая этого. Под влиянием раздумий о смерти, начинали нажимать на кнопку «Бога нет» куда медленнее. Невесёлые размышления заставили их колебаться в правильности своего неверия. Профессура заключила:
«Страх смерти является неотъемлемой частью человеческого опыта, и религиозные верования играют важную психологическую роль в преодолении этого беспокойства. Как нам удалось показать, эти верования существуют как на сознательном, так и на подсознательном уровне, заставляя склоняться к ним даже атеистов».
Что пугает-то?
Вооружённые такими результатами социологи под руководством Йорга Штольц, директора Центра мониторинга религий (Лозанна), устроили масштабные изыскания. Пытаясь выяснить: чего конкретно опасаются верующие люди. Пригорюнились. Потому что жители Швейцарии, Германии, Австрии и Италии, участвующие в анкетировании,… продемонстрировали «вакуум представлений о потустороннем».
Даже те, кто действительно дотошно практиковал ритуалы, регулярно посещал церкви, на сносном уровне знал Писание, — не смогли представить: что именно их ждёт после смерти, на что будет похоже потустороннее существование. Самое большее, на что надеялись (наиболее частый ответ), — вновь увидеться с умершими близкими и родными.
Почти нулевыми остались анкетные пункты: «хоры ангелов», «Небесный Иерусалим», «райские сады», «Сатана», «Страшный Суд», «чистилище и ад». В это уже не верят, понятия перешли в абстрактную или поэтическую сферу. Выяснилось из опросов, что пасторы и священники христианский церквей почти не говорят о таких вещах. Прихожане из исследования не могли вспомнить, когда последний раз они слушали проповеди на тему потусторонней жизни.
Если католики хоть что-то припоминали из мракобесия прошлых веков, больше опираясь на творчество Данте, художественные фильмы и Жития некоторых популярных «святых», подвергшихся «искушению демонами», то протестанты в вопросах демонологии были почти стерильны. Но самое любопытное: почти все участники опроса… верят в жизнь после смерти. Даже 50% атеистов, которые ни разу в жизни не посещали культовые объекты, — разделяют подобные верования.
Когда людей переводили для более детальных исследований в фокус-группы, спрашивали об их верованиях, всё больше недоумевали. Чем конкретнее модераторы ставили вопросы «о загробной жизни» (строго по богословской литературе), тем меньше людей соглашались с предлагаемыми картинами.
Наметился чёткий возрастной разрыв поколений. Люди старшего возраста демонстрировали устойчивость общих религиозных знаний и предрассудков, более молодые — мыслили крайне «глобалистически». А средняя возрастная категория (35-45 лет) оказалась погружена… в самые разные формы индивидуализации своей веры.
- 64 % участников опроса полностью согласились с утверждением:
«божественная высшая сила — это вечный цикл, объединяющий человека, природу и космос»;
- 30% опрошенных верят в возможность контактов с духами умерших;
- 53% считают смерть переходом к другой форме существования.
Чтобы конкретизировать столь удивительные результаты, были подробно опрошены врачи нескольких государственных клиник и станций экстренной медицинской помощи Германии и Швейцарии. Даже тут, явно в последний час, умирающие люди не имели ясного представления о том, что их ждёт.
«Большинство убеждено в существовании высшей силы, но очень редко вспоминают о рае, аде или чистилище». (онколог Патрисия Вюишар, главный врач отделения паллиативной терапии)
Так что же беспокоит
верующих пациентов, когда им деликатно сообщают неизлечимые диагнозы? Как оказалось, они много говорят о смысле прожитой жизни. Крайне редко демонстрируют спокойствие перед лицом смерти (в отличии от неверующих). Всегда большие проблемы со священниками и монашками, посмертные перспективы у них вызывают крайнее беспокойство:
«Но многие сохраняют уверенность и достойное социальное поведение. Они больше боятся перехода в потусторонний мир, а не его самого».
Мало того, это становится большой проблемой для медицины и социальных структур, которые заняты уходом за тяжелобольными людьми, обитателями домов престарелых. Пока не везде, но появляются специальные курсы для персонала. Там преподают самые широкие и разнообразные духовные практики, разъясняют правильные «подходы и концепции смерти». Особо прививая умения выслушивать людей, чья жизнь оканчивается.
Однако… сказали исследователи. Обычно этим занимались священники, даже стереотипы подобные до сей пор стойкие остались. Увы и ах, ситуация в корне поменялась. Современная церковь Европ всеми силами дистанцируется от вопросов потусторонней жизни. Даже стойкие проповедники-католики всё менее конкретны. Предпочитают делать акценты на «внутреннем мире» человека, на духовности и анализе пережитого. Даже в хосписах при монастырях.
Это наблюдение решили проверить. Опросили практикующих священнослужителей, специалистов по детской катехизации религиозных сплочённых общин. Удивились ещё больше, поскольку религиозное воспитание сегодня сводится «к духовной интуиции и опыту внутренней жизни, который может быть у каждого». Когда данные обобщили, получилось вот что:
- вопрос о загробной жизни подаётся не напрямую, священники используют поэтические, реже — мистические понятия;
- современное христианское представление о загробном мире — это не конкретное пространство или время;
- на вопрос «что остается от меня после смерти?», звучит наиболее популярный ответ… «что было внутри вас»;
- на проповедях и уроках крайне редко звучат слова «рай, чистилище и ад». Но если произносятся, то с обязательным толкованием смыслов: в аду нет языков пламени, в раю — херувимов;
- на вопрос «что конкретно будет после смерти?», наиболее частый ответ практикующих священнослужителей: «не знаю».
Выводы…
Как показало исследование, вечные христианские идеи «воскресения» подверглись серьёзной ревизии, явно начали проигрывать… концепции «реинкарнации». Треть опрошенных думает: душа обретает воплощение в другой жизни. То есть, по сравнению с подобными исследованиями 80-ых годах ХХ века — налицо совершенно феноменальный скачок. Тогда в «переселение душ» было убеждено едва 5% европейцев.
С чем это связано, можно догадаться. Это интеллектуальная мутация всё более «светского образования», расширение информационного поля, господство отвлекающих факторов современного мира, уход в тень традиционного христианства. Выводы исследователей были такими:
«Набирающая силу идея реинкарнации проста и соблазнительна, над ней не нужно думать, ее не нужно изучать. Это просто еще один шанс. Реинкарнация предлагает считать короткую или безрадостную жизнь — неудачной попыткой.
Некритично открывается возможность устранять совершенные несправедливости, делаться лучше с каждой новой жизнью, успевать то, чего не смог добиться. Сказочный лифт, который поедет вверх от отметки «прежняя жизнь.
Эта идея не имеет ничего общего с изначальной индуистской версией реинкарнации. Ее достоинство — она избегает конфронтации с понятием вечного проклятия».
Утверждение перепроверили. Постарались детализировать религиозные понятия, которые вносят ясность в представления о «загробной жизни». Опять удивились: идея ада стала крайне непопулярна. Лишь 23% верующих соглашаются с его существованием. Но опять же… это старшее поколение, у которого живы детские пугающие воспоминания о катехизации с её «страшилками».
Сегодня большинство христиан считают «божиим проклятьем» ситуацию, когда высшее существо… просто отказывает в своей Любви. Без языков пламени, сковородок и дисциплинированных садистов-чертей. Исказился и рай.
Лишённый своих чудес, превратился в красивую художественную утопию. Это уже… не конкретное место, как утверждают сами верующие. А «будущее, ждущее человека по ту сторону смерти». С той самой… примитивной реинкарнацией. Шах и мат.
Исследования не закончены, социологи пообещали: постараются докопаться до глубинных причин такой трансформации христианской доктрины. В любом случае… Небо лишается своей прежней образности. Но тяга человека на надежду, всевозможные варианты посмертного существования — больше выглядят как некие спекуляции хорошо организованного рынка.
Сегодня в этом супермаркете смешалось всё: воскрешение, реинкарнация, метемпсихоз, нирвана, спиритические практики, осознанный и свободный выбор ада или рая… вообще непонятно откуда взявшиеся концепции потустороннего мира. Вплоть до представлений некоторых современных протестантов. Оказалось, большой процент опрошенных убеждены: после смерти их ожидает почти точная копия земной жизни. Где, в неком мире любви и вечной доброты есть возможность плотски любить и пользоваться смартфоном. О как…
Аффтарская бочка дегтя в ложку мёда, как водится. Атеисты не боятся ада, не верят в райское существование. Что правильно. Каждая личность уникальна, но всего лишь ничтожная часть всего человечества. Наши собственные мысли — менее 1% от роящегося в голове, всё остальное — прямые, кое-как обработанные заимствования.
Из слов общения, книг, картин, фильмов, песен, жестов и мимики других людей. Стоит ли переживать, что после смерти утратится всего лишь сотая часть этой каши? Лучше грейте душу: остальные 99% сознания и 99,99% личных генов — продолжат своё существование. У нас, к тому же, прекрасно пройденная тренировка перед смертью. Даже скучная привычка.
Каждый вечер ложимся умирать, чтобы поутру проснуться немного другим человеком. Точно так будет в скорбный час. Если по-прежнему страшно… проснётесь в другом месте, верьте в это. Но не верьте во всякие «светлые тоннели» с мутными образами на момент смерти. Продающиеся жрецами, как некий религиозный опыт. Читайте медицинскую энциклопедию, раздел «признаки кислородного голодания»…
#христианство #история религий #католики #протестанты #ад и рай #жизнь после смерти #реинкарнация #психология #социальные исследования