Найти тему
Исторические напёрстки

Что будет после смерти… Или куда трансформируется христианство

Оглавление

Сначала было проведено очень любопытное комплексное исследование специалистов по социальной психологии из Университета Отаго (Новая Зеландия) и Института Карла Густава Юнга (Цюрих, Штутгарт, Сан-Франциско и Мюнхен). Атаке мозгоправов и социологов подверглись тысячи студентов и посетителей ресурсов электронных библиотек по гуманитарным предметам: философия и богословие. Целью исследования было: как мысли о смерти влияют на уровень религиозности.

Страшно, однако…

На заключительном этапе было отобрано равное количество верующих и атеистов, с которыми уже более вдумчиво работали по специальным методикам. Одним студентам предлагалось очень хорошо подумать о смерти, записать подробно мысли. Другим, входящим в контрольную группу, дали задание высказать такие же соображения неожиданно, после просмотра развлекательных телепрограмм. Так пытались вычленить сознательные убеждения и бессознательные верования.

Первая часть исследования прошла, как по маслу. Результаты были ожидаемы: мысли о смерти усиливали религиозность верующих студентов, в сравнении с верующими из контрольной группы. На атеистов это оказывало противоположный эффект. Даже долго размышляя о смерти, они становились еще менее религиозными. Так же поступили их коллеги по «неверию» в контрольной группе. То есть, на сознательном уровне все остались при своих убеждениях, даже сделали их более сильными.

Но странности подметили, когда стали анализировать бессознательные реакции. И пришли к любопытному выводу:

«Если религиозные люди становились более уверенными в своих убеждениях, то вот атеисты начинали подсознательно сомневаться в своем неверии».

Это показали измерения скорости ответа, который студенты давали на вопрос о существовании Бога. После размышлений о смерти, верующие начинали быстрее нажимать на специальную кнопку. Этим самым подтверждая существование Творца.

А вот атеисты… засомневались, даже не замечая этого. Под влиянием раздумий о смерти, начинали нажимать на кнопку «Бога нет» куда медленнее. Невесёлые размышления заставили их колебаться в правильности своего неверия. Профессура заключила:

«Страх смерти является неотъемлемой частью человеческого опыта, и религиозные верования играют важную психологическую роль в преодолении этого беспокойства. Как нам удалось показать, эти верования существуют как на сознательном, так и на подсознательном уровне, заставляя склоняться к ним даже атеистов».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Что пугает-то?

Вооружённые такими результатами социологи под руководством Йорга Штольц, директора Центра мониторинга религий (Лозанна), устроили масштабные изыскания. Пытаясь выяснить: чего конкретно опасаются верующие люди. Пригорюнились. Потому что жители Швейцарии, Германии, Австрии и Италии, участвующие в анкетировании,… продемонстрировали «вакуум представлений о потустороннем».

Даже те, кто действительно дотошно практиковал ритуалы, регулярно посещал церкви, на сносном уровне знал Писание, — не смогли представить: что именно их ждёт после смерти, на что будет похоже потустороннее существование. Самое большее, на что надеялись (наиболее частый ответ), — вновь увидеться с умершими близкими и родными.

Почти нулевыми остались анкетные пункты: «хоры ангелов», «Небесный Иерусалим», «райские сады», «Сатана», «Страшный Суд», «чистилище и ад». В это уже не верят, понятия перешли в абстрактную или поэтическую сферу. Выяснилось из опросов, что пасторы и священники христианский церквей почти не говорят о таких вещах. Прихожане из исследования не могли вспомнить, когда последний раз они слушали проповеди на тему потусторонней жизни.

Если католики хоть что-то припоминали из мракобесия прошлых веков, больше опираясь на творчество Данте, художественные фильмы и Жития некоторых популярных «святых», подвергшихся «искушению демонами», то протестанты в вопросах демонологии были почти стерильны. Но самое любопытное: почти все участники опроса… верят в жизнь после смерти. Даже 50% атеистов, которые ни разу в жизни не посещали культовые объекты, — разделяют подобные верования.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Когда людей переводили для более детальных исследований в фокус-группы, спрашивали об их верованиях, всё больше недоумевали. Чем конкретнее модераторы ставили вопросы «о загробной жизни» (строго по богословской литературе), тем меньше людей соглашались с предлагаемыми картинами.

Наметился чёткий возрастной разрыв поколений. Люди старшего возраста демонстрировали устойчивость общих религиозных знаний и предрассудков, более молодые — мыслили крайне «глобалистически». А средняя возрастная категория (35-45 лет) оказалась погружена… в самые разные формы индивидуализации своей веры.

  • 64 % участников опроса полностью согласились с утверждением:
«божественная высшая сила — это вечный цикл, объединяющий человека, природу и космос»;
  • 30% опрошенных верят в возможность контактов с духами умерших;
  • 53% считают смерть переходом к другой форме существования.

Чтобы конкретизировать столь удивительные результаты, были подробно опрошены врачи нескольких государственных клиник и станций экстренной медицинской помощи Германии и Швейцарии. Даже тут, явно в последний час, умирающие люди не имели ясного представления о том, что их ждёт.

«Большинство убеждено в существовании высшей силы, но очень редко вспоминают о рае, аде или чистилище». (онколог Патрисия Вюишар, главный врач отделения паллиативной терапии)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Так что же беспокоит

верующих пациентов, когда им деликатно сообщают неизлечимые диагнозы? Как оказалось, они много говорят о смысле прожитой жизни. Крайне редко демонстрируют спокойствие перед лицом смерти (в отличии от неверующих). Всегда большие проблемы со священниками и монашками, посмертные перспективы у них вызывают крайнее беспокойство:

«Но многие сохраняют уверенность и достойное социальное поведение. Они больше боятся перехода в потусторонний мир, а не его самого».

Мало того, это становится большой проблемой для медицины и социальных структур, которые заняты уходом за тяжелобольными людьми, обитателями домов престарелых. Пока не везде, но появляются специальные курсы для персонала. Там преподают самые широкие и разнообразные духовные практики, разъясняют правильные «подходы и концепции смерти». Особо прививая умения выслушивать людей, чья жизнь оканчивается.

Однако… сказали исследователи. Обычно этим занимались священники, даже стереотипы подобные до сей пор стойкие остались. Увы и ах, ситуация в корне поменялась. Современная церковь Европ всеми силами дистанцируется от вопросов потусторонней жизни. Даже стойкие проповедники-католики всё менее конкретны. Предпочитают делать акценты на «внутреннем мире» человека, на духовности и анализе пережитого. Даже в хосписах при монастырях.

Это наблюдение решили проверить. Опросили практикующих священнослужителей, специалистов по детской катехизации религиозных сплочённых общин. Удивились ещё больше, поскольку религиозное воспитание сегодня сводится «к духовной интуиции и опыту внутренней жизни, который может быть у каждого». Когда данные обобщили, получилось вот что:

  • вопрос о загробной жизни подаётся не напрямую, священники используют поэтические, реже — мистические понятия;
  • современное христианское представление о загробном мире — это не конкретное пространство или время;
  • на вопрос «что остается от меня после смерти?», звучит наиболее популярный ответ… «что было внутри вас»;
  • на проповедях и уроках крайне редко звучат слова «рай, чистилище и ад». Но если произносятся, то с обязательным толкованием смыслов: в аду нет языков пламени, в раю — херувимов;
  • на вопрос «что конкретно будет после смерти?», наиболее частый ответ практикующих священнослужителей: «не знаю».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы…

Как показало исследование, вечные христианские идеи «воскресения» подверглись серьёзной ревизии, явно начали проигрывать… концепции «реинкарнации». Треть опрошенных думает: душа обретает воплощение в другой жизни. То есть, по сравнению с подобными исследованиями 80-ых годах ХХ века — налицо совершенно феноменальный скачок. Тогда в «переселение душ» было убеждено едва 5% европейцев.

С чем это связано, можно догадаться. Это интеллектуальная мутация всё более «светского образования», расширение информационного поля, господство отвлекающих факторов современного мира, уход в тень традиционного христианства. Выводы исследователей были такими:

«Набирающая силу идея реинкарнации проста и соблазнительна, над ней не нужно думать, ее не нужно изучать. Это просто еще один шанс. Реинкарнация предлагает считать короткую или безрадостную жизнь — неудачной попыткой.
Некритично открывается возможность устранять совершенные несправедливости, делаться лучше с каждой новой жизнью, успевать то, чего не смог добиться. Сказочный лифт, который поедет вверх от отметки «прежняя жизнь.
Эта идея не имеет ничего общего с изначальной индуистской версией реинкарнации. Ее достоинство — она избегает конфронтации с понятием вечного проклятия».

Утверждение перепроверили. Постарались детализировать религиозные понятия, которые вносят ясность в представления о «загробной жизни». Опять удивились: идея ада стала крайне непопулярна. Лишь 23% верующих соглашаются с его существованием. Но опять же… это старшее поколение, у которого живы детские пугающие воспоминания о катехизации с её «страшилками».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Сегодня большинство христиан считают «божиим проклятьем» ситуацию, когда высшее существо… просто отказывает в своей Любви. Без языков пламени, сковородок и дисциплинированных садистов-чертей. Исказился и рай.

Лишённый своих чудес, превратился в красивую художественную утопию. Это уже… не конкретное место, как утверждают сами верующие. А «будущее, ждущее человека по ту сторону смерти». С той самой… примитивной реинкарнацией. Шах и мат.

Исследования не закончены, социологи пообещали: постараются докопаться до глубинных причин такой трансформации христианской доктрины. В любом случае… Небо лишается своей прежней образности. Но тяга человека на надежду, всевозможные варианты посмертного существования — больше выглядят как некие спекуляции хорошо организованного рынка.

Сегодня в этом супермаркете смешалось всё: воскрешение, реинкарнация, метемпсихоз, нирвана, спиритические практики, осознанный и свободный выбор ада или рая… вообще непонятно откуда взявшиеся концепции потустороннего мира. Вплоть до представлений некоторых современных протестантов. Оказалось, большой процент опрошенных убеждены: после смерти их ожидает почти точная копия земной жизни. Где, в неком мире любви и вечной доброты есть возможность плотски любить и пользоваться смартфоном. О как…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Аффтарская бочка дегтя в ложку мёда, как водится. Атеисты не боятся ада, не верят в райское существование. Что правильно. Каждая личность уникальна, но всего лишь ничтожная часть всего человечества. Наши собственные мысли — менее 1% от роящегося в голове, всё остальное — прямые, кое-как обработанные заимствования.

Из слов общения, книг, картин, фильмов, песен, жестов и мимики других людей. Стоит ли переживать, что после смерти утратится всего лишь сотая часть этой каши? Лучше грейте душу: остальные 99% сознания и 99,99% личных генов — продолжат своё существование. У нас, к тому же, прекрасно пройденная тренировка перед смертью. Даже скучная привычка.

Каждый вечер ложимся умирать, чтобы поутру проснуться немного другим человеком. Точно так будет в скорбный час. Если по-прежнему страшно… проснётесь в другом месте, верьте в это. Но не верьте во всякие «светлые тоннели» с мутными образами на момент смерти. Продающиеся жрецами, как некий религиозный опыт. Читайте медицинскую энциклопедию, раздел «признаки кислородного голодания»…

-8

#христианство #история религий #католики #протестанты #ад и рай #жизнь после смерти #реинкарнация #психология #социальные исследования