Скорее всего, каждый посещающий храм христианин прекрасно знает с какой целью во время Божественной Литургии совершается Таинство Исповеди, установленное Самим Спасителем.
Не имея чистого сердца, невозможно получить дары Святого Духа, а следовательно, невозможен и духовный рост человека. Можно сколько угодно ходить в храм, посещать святые места, прикладываться к иконам, ставить сотни свечей и заказывать десятки молебнов, но без частой исповеди, без искреннего желания изменить свою жизнь в соответствии с Заповедями Бога, все совершаемые труды будут напрасны. Ведь Богу не нужны от нас подаяния и свечи подороже, Ему, ни много ни мало, нужно целиком отдать НАШЕ СЕРДЦЕ, которое должно быть святым и чистым, потому что только к святому присоединяется такое же святое, и только духовно чистая личность сможет получить и удержать в нем благодать Святого Духа, приносящую с собой благословенные плоды.
Для того, чтобы у людей, живущих в грешном мире, была возможность очистить свое сердце и живущую в нем душу, Спаситель даровал нам Таинство Исповеди. Во время этого Таинства верующие в присутствии свидетеля, коим является священник, чистосердечно признают свои проступки, и при том не просто их признают, а искренне в них раскаиваются и не желают более совершать ничего подобного. Только при таких условиях, по учению учителей Церкви, исповедь будет услышана и принята Всепрощающим Господом.
КАКИМИ БЫВАЮТ ГРЕХИ
Собираясь пойти на исповедь, конечно же, следует узнать, что такое грехи и какими они бывают.
Православная Церковь различает грехи смертные, грехи хулы на Святого Духа и грехи, «взывающие к Небу об их отмщении». По своей направленности они могут быть против Бога, против ближнего и против самого себя.
Смертные грехи – те, что делают душу человека повинной смерти. Вообще то, любой грех делает нашу душу таковой. Святые отцы учат, что даже мелкие незаметные прегрешения, если их наберется значительное количество, способны утянуть душу в ад, «подобно тяжелому мешку с множеством мелких каменьев».
К грехам хулы на Святого Духа относятся закоренелое нежелание изменять безбожную жизнь в надежде на Всепрощающую Милость Божию, отчаяние, или говоря по-другому, неверие в Промысел Божий, а также неверие в существование Бога, несмотря на все совершаемые Им чудеса.
Грехи, взывающие к Небу об их отмщении – такие, которые, пусть даже в них человек и раскаялся слезно, все же будут отомщены. Божия Кара за них последует непременно, и человек понесет на себе достойное его преступлениям наказание. К этому роду грехов относятся убийства (в том числе ребенка во чреве), жестокое отношение к родителям, притеснение беззащитных и несправедливый расчет за оказанную кем-либо услугу.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСПОВЕДЬ
Прежде всего, она не должна быть формальной. Не должно быть никакого сухого отчета о совершенных грехах. Если нет слезного покаяния о содеянном, значит, как наставляют опытные духовники, после перечисления своих проступков нужно добавить: «Грешен в том, что не имею должного раскаяния в своих грехах». Так учат священнослужители.
Во время исповеди недопустим ложный стыд. Грехи нужно называть своими именами, просто не углубляясь в подробности и не называя конкретных имен и обстоятельств. А то, что у человека появляется стыд – это очень хорошо, это правильный настрой. Это означает, что человек прекрасно понимает всю непристойность совершенного им поступка и переживает, что о нем может подумать священник. Но, как объясняют сами священники, их удивляют люди, произносящие на исповеди только то, о чем говорить прилично. Они то знают, что бесы одинаково искушают всех людей, и им сразу становится понятно, что если человек говорит только то, о чем говорить не стыдно, значит, его исповедь неполная, а следовательно, и душа исповедовавшегося осталось неочищенной.
Не стоит приукрашать свои грехи, лукавить во время исповеди, а, главное, искать источник своих недостойных поступков в действиях окружающих. Ведь это уже будет не чистосердечное раскаяние, это будет поиск виноватых вокруг себя.
С ЧЕГО НАЧАТЬ И КАК ЗАКОНЧИТЬ ИСПОВЕДЬ
Обычно в приходах сразу за общей исповедью следует исповедование личное. Верующие по очереди подходят к батюшке и тихо рассказывают о своих грехах (или подают ему записки с их перечнем).
Начинают исповедь обычно со слов: «Признаю себя виноватым перед моим Господом в следующих грехах» или просто «Я грешен в следующем».
После произнесения перечня грехов священнослужители советуют добавлять: «Грехи мои признаю, раскаиваюсь в них и не желаю больше согрешать», - согласно наставлению свт. Игнатия Брянчанинова это три необходимых условия для прощения наших скверных деяний и принятия нашей исповеди.
КАК ПОСТРОИТЬ ИСПОВЕДЬ
В большинстве случаев самому человеку довольно трудно честно заглянуть внутрь себя и определить, какие чувства, живущие в его сердце, и какие совершенные им поступки являются греховными. Иногда человек даже не предполагает, что привычные для него вещи, на самом деле, недопустимы для христианина и мерзки перед Лицом Создателя.
Для того, чтобы в этом разобраться, учителя Церкви дают совет, готовясь к исповеди, строить ее на каких-либо отрывках из священных текстов: Евангелия, покаянных молитв или учений святых старцев. Чаще всего советуют проверять чистоту своей жизни по Десяти Божиим Заповедям или по 8-ми человеческим страстям, изложенным в труде свт. Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся».
Перечень грехов для подготовки к исповеди согласно учению свт. Игнатия Брянчанинова о 8-ми человеческих страстях:
1. ГРЕХИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ СТРАСТЬЮ ЧРЕВОУГОДИЯ:
- чрезмерное употребление пищи
- пьянство
- несоблюдение постов
- пристрастие к изысканной пище
2. ГРЕХИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ БЛУДНОЙ СТРАСТЬЮ:
- блудные помыслы и желания
- сквернословие
- чтение сладострастных книг и просмотр подобных им фильмов (телепередач)
- блуд (не хранение целомудрия человеком, не вступившим в брак) и прелюбодеяние (супружеская неверность)
- противоестественные блудные грехи (малакия, однополые связи и им подобное)
3. ГРЕХИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ СТРАСТЬЮ СРЕБРОЛЮБИЯ:
- неконтролируемое желание постоянно приобретать новые вещи
- страсть к обогащению
- скупость
- корыстолюбие
- излишняя привязанность к каким-либо материальным вещам, предметам
- любовь к подаркам
- присвоение чужого
- получение взяток
- презрение бедных и нуждающихся
- разбой, воровство
4. ГРЕХИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ СТРАСТЬЮ ГНЕВА
- вспыльчивость
- мстительность
- неконтролируемые вспышки ярости, помрачающие ум
- непристойный крик
- ссоры, споры
- брань, часто сопровождающаяся обидными, колкими словами
- драки
- убийство
- злопамятство
- вражда, ненависть
- клевета
- осуждение
- обида ближних
5. ГРЕХИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ СТРАСТЬЮ ПЕЧАЛИ:
- отсутствие надежды на Бога
- неблагодарность за все полученные от Бога дары
- малодушие
- нетерпеливость
- ропот, нежелание нести свой крест
6. ГРЕХИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ СТРАСТЬЮ УНЫНИЯ (в православной традиции «печаль» и «уныние» - совершенно разные понятия. Уныние, в большинстве случаев, означает лень, особенно ко всему душеполезному)
- лень к совершению добрых дел
- лень при чтении молитв
- оставление ежедневного молитвенного правила
- нежелание читать душеполезные книги
- формальное чтение молитв
- лень ко всякому делу
- скука
- празднословие
- отсутствие страха Божия
- отчаяние
7. ГРЕХИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ СТРАСТЬЮ ТЩЕСЛАВИЯ:
- желание прославиться, быть знаменитым
- хвастовство
- любовь к нарядам, дорогим вещам, машинам и т.д.
- чрезмерная забота о внешней красоте лица и тела
- стыд исповедовать свои грехи
- лукавство
- самооправдание
- прекословие, постоянное перебивание других людей во время разговора
- лицемерие
- ложь
- человекоугодие, лесть
- зависть
- притворство
- унижение ближних
8. ГРЕХИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ СТРАСТЬЮ ГОРДОСТИ:
- презрение к окружающим
- представление о себе, как о самом лучшем человеке
- мысли и желания только о земных вещах
- неверие, хула на Святого Духа
- непокорность Закону Божию
- чтение книг и просмотр телепередач, развращающих душу
- насмешки над окружающими
- ересь, недоверие святым учителям Церкви.
#религия #православие #эзотерика #магия #семья