Найти в Дзене
Живопись. Фотография.

Единство в цвете. Шотландские колористы - живопись радости

Трое из них родились под серым, нежарким небом Эдинбурга. Все четверо - стремились наполнить свою жизнь яркими цветами и оттенками. Это стремление было связано не столько с недостатком цвета и света в окружающей их действительности, сколько с энергией и новизной, которые они увидели в иных местах.

Писатель Александр МакКолл Смит назвал Эдинбург «городом меняющегося света, меняющегося неба, внезапных перспектив, таким красивым, что он вновь и вновь разбивает сердце». Вот и их мировоззрение было намного шире, чем предполагает связанное с родиной собирательное название.
Сэмюэл Джон Пепло.  Дуглас Холл.
Сэмюэл Джон Пепло. Дуглас Холл.
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл . Девушка в голубом.
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл . Девушка в голубом.
Джордж Лесли Хантер. Паруса. Венеция
Джордж Лесли Хантер. Паруса. Венеция
Джон Дункан Фергюссон. Сумерки, Роян
Джон Дункан Фергюссон. Сумерки, Роян
Шотландскими колористами называют группу эдинбургских художников, работавших и оставивших свой след в начале 20-го века. Их имена: Сэмюэл Джон Пепло (1871-1935), Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл (1883-1937), Джордж Лесли Хантер (1877-1931), Джон Дункан Фергюссон (1874-1961).
Сэмюэл Джон Пепло. Натюрморт с розами
Сэмюэл Джон Пепло. Натюрморт с розами
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл. Черный и золотой
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл. Черный и золотой
Джордж Лесли Хантер. Зеленая чаша.
Джордж Лесли Хантер. Зеленая чаша.
Джон Дункан Фергюссон. Шато
Джон Дункан Фергюссон. Шато

Шотландские колористы создавали портреты, натюрморты и жанровые сцены под влиянием французских импрессионистов и фовистов, перекроив их методы на свой, индивидуальный, смелый, самобытный лад. С развитием химии в начале XX века художникам стали доступны новые материалы, так как изменились технологии изготовления существующих пигментов для масляной живописи и стали производиться новые, более яркие и химически чистые. Пепло, Каделл, Хантер и Фергюссон поставили цвет во главу угла в своей работе, придали ему смелость, что стало одним из существенных отклонений от традиционных академических техник, принятых в Шотландии.

Они не являлись подражателями, а были в большей степени вдохновлены художественной и культурной средой континентальной Европы и Америки.

Сэмюэл Джон Пепло. Студия. Интерьер
Сэмюэл Джон Пепло. Студия. Интерьер

Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл . Натюрморт
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл . Натюрморт
Джон Дункан Фергюссон. Липы. Бершерон
Джон Дункан Фергюссон. Липы. Бершерон

Но они никогда не были группой как таковой. Творчество их неоднородно, за все время жизни было проведено лишь три совместных выставки, первая из которых состоялась в Париже в 1924 году. За ней последовала групповая выставка 1925 года в Лестерской галерее в Лондоне. Она и привлекла внимание публики и критиков, превратив дружеское объединение людей, связанных общими художественными идеями, в движение.

Название и вовсе появилось спустя годы. Выставка «Картины четырех шотландских колористов» в T. & R. Annan & Sons состоялась в 1948 году в Глазго. Лишь Фергюссон дожил до этого момента.

Джон Дункан Фергюссон. Белое платье в саду
Джон Дункан Фергюссон. Белое платье в саду

Пепло, Каделл и Фергюссон учились в Эдинбурге, а затем отправились в Париж в поисках новых впечатлений, лиц, галерей, студий и техник. Все они брали уроки в Академии Жюлиана и Академии Коларосси, которые были модными среди иностранцев.

Хантер, шотландец по происхождению, подростковые годы провел в Сан-Франциско, но, в начале 1900-х, также отправился во Францию. Сплоченность и сходство их работ объясняется приверженностью французскому искусству, однако личные интересы каждого разделяют их и придают им индивидуальность.

Сэмюэл Джон Пепло. Кассис
Сэмюэл Джон Пепло. Кассис
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл . Розовые розы и чайник
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл . Розовые розы и чайник
Джордж Лесли Хантер. Портрет миссис Р.К. Рой
Джордж Лесли Хантер. Портрет миссис Р.К. Рой
Джон Дункан Фергюссон. Улица ночью
Джон Дункан Фергюссон. Улица ночью

Пепло выработал особый подход к пейзажу и натюрмортам, находясь под влиянием творчества Сезанна, а также модных тогда стилевых направлений шинуазри и японизма. Его исследования геометрических плоскостей, цветов и четких очертаний, прослеживаются в картинах «Скала Cathedral Rock, Айона», «Розовые розы», «Цветы и фрукты на японском фоне».

Сэмюэл Джон Пепло. Скала Cathedral Rock, Айона
Сэмюэл Джон Пепло. Скала Cathedral Rock, Айона

Сэмюэл Джон Пепло. Розовые розы
Сэмюэл Джон Пепло. Розовые розы
Сэмюэл Джон Пепло. Цветы и фрукты на японском фоне
Сэмюэл Джон Пепло. Цветы и фрукты на японском фоне

Каделл поначалу был увлечен Мане, его «знанием, как рисовать свет черным». Поворотным моментом для него стала поездка в Венецию в 1910 году. Каделл стал использовать более яркие цвета и более свободную технику. Он, единственный из четверых, воевал во время Первой мировой войны в составе Королевских шотландцев. Затем Каделл жил и работал на Айоне, крошечном острове в составе Внутренних Гебридских островов.

Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл . Портрет леди в черном
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл . Портрет леди в черном
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл. Бело-голубой сервиз в китайском стиле
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл. Бело-голубой сервиз в китайском стиле
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл. Венеция
Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл. Венеция

Хантера часто называют белой вороной. Его семья эмигрировала в Калифорнию в 1892 году. Самоучка, до поездки в Париж в 1904 году он зарабатывал на жизнь иллюстратором в Сан-Франциско. Многие из его ранних работ были уничтожены во время пожара, случившегося после землетрясения в Сан-Франциско в 1906 году. Во Франции его особенно привлекли переменчивые эффекты света в живописи импрессионистов и постимпрессионистов. Большую часть своей дальнейшей жизни он провел в графстве Файф, в Глазго и на юге Франции, там, где его вдохновляли свет и пейзаж.

Джордж Лесли Хантер. Старая мельница. Файфшир
Джордж Лесли Хантер. Старая мельница. Файфшир
Джордж Лесли Хантер. Розы в бело-голубой вазе
Джордж Лесли Хантер. Розы в бело-голубой вазе
Свет падает на столешницу теплых тонов, улавливается полупрозрачными лепестками роз и, кажется, что они сияют.

На Фергюссона своим непревзойденным использованием ярких цветов оказали влияние фовисты. Но он также высоко ценил искусство Диего Веласкеса, голландскую портретную живопись, работы Эдуарда Мане. Также Фергюссон восхищался экзотикой балета, движениями танцоров на фоне ярких декораций. Он посещал Русские сезоны, а в 1913 году познакомился со своей будущей женой, танцовщицей и хореографом Маргарет Моррис. Впоследствии она и ее ученики нередко служили в качестве моделей для картин Фергюссона.

Джон Дункан Фергюссон. Рождество на юге Франции
Джон Дункан Фергюссон. Рождество на юге Франции
Джон Дункан Фергюссон. Лето, 1914 (Маргарет Моррис)
Джон Дункан Фергюссон. Лето, 1914 (Маргарет Моррис)
Джон Дункан Фергюссон. Натюрморт с серебром и нарциссами
Джон Дункан Фергюссон. Натюрморт с серебром и нарциссами

Все четверо получили мировое признание еще при жизни, но, как и многих других, со временем их практически забыли. Пепло, Каделл и Хантер умерли в 1930-х годах. Фергюссон дожил до 89 лет. Он умер в 1961 году. В 1950 году искусствовед Т. Дж. Ханиман издал книгу «Три шотландских колориста», объединив Пепло, Каделла и Хантера. Имя Фергюссона присоединилось к группе лишь к 1980-м годам. Интерес к ним возродился в последние годы. Поистине чувственное наслаждение цветом, формой, потрясающее ощущение света и тепла сделало их искусство вновь популярным.

Обложка: Сэмюэл Джон Пепло. Цветы

Источник всех изображений: https://artuk.org

Рекомендую вам свои любимые каналы:

Os. Bend.

Разноцветные грани

Заметки художника

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.