Найти в Дзене
Без психолога и гида

Подробное описание архетипов личности: ценности, страхи, слабые и сильные стороны

Оглавление

Архетипы личности – психологическая типология, придуманная психиатром Карлом Юнгом. Затем она была адаптирована в маркетинг и получила широкую известность за счет книги Кэрола Пирсона «Герой и бунтарь». Всего существует 12 архетипов, и все они есть в каждом из нас. Просто, некоторые из них преобладают.

Архетипы, в первую очередь, зависят от ценностей человека. В течение жизни ценности меняются, поэтому меняются приоритеты и преобладающие характеристики. Однако на любом жизненном этапе есть два-три наиболее выраженных архетипа. В Интернете в свободном доступе есть множество тестов, которые помогут определить, какие архетипы свойственны вашей личностью.

Кстати, есть такие типы, которые вам нравятся, и которые бы вы хотели видеть в себе. Однако они далеко не всегда присутствуют в нужном объеме. До таких архетипов нужно расти, работая над собой. Данная типология поможет определиться со стратегией развития, выявить способности, слабые и сильные стороны. Давайте рассмотрим каждый архетип. Для удобства они поделены на категории.

Стратегия индивидуализма: простодушный/невинный, искатель, мудрец

Данные архетипы нацелены на то, чтобы быть самим собой, познают себя и мир через свой опыт, стремятся узнать как можно больше о мире. Они все время в поиске. Так, невинный или простодушный ищет рай на земле. Искатель ищет себя и занимается самопознанием. А мудрец ищет знания.

Простодушный или невинный

С восторгом и изумлением смотрит на мир, верит в то, что рай может быть на земле. Ищет реализации здесь и сейчас. Этот архетип - про простые удовольствия и радость. Это романтики и мечтатели, часто утописты. Они по-детски наивны, верят в лучшее, всегда сохраняют оптимизм. Их деятельность должна основываться на передаче ощущения счастья и праздника.

-2

Ценности

  • простые удовольствия,
  • природа,
  • ностальгия по детству,
  • легкая жизнь без трудностей и забот,
  • оптимизм и вера в лучшее,
  • детская непосредственность,
  • сиюминутная радость.

Из минусов – излишняя наивность и доверчивость. Такие люди бояться сделать что-то не то или не так. Иногда из-за своей наивной невинности они кажутся скучноватыми.

Искатель

Искатель – это про свободу. Он не может без нее, как рыба не может без воды. Такой человек исследует мир и себя. Находится в постоянном движении и поиске. Ориентирован на поиск лучшего мира, стремится к самореализации. Быстро устаёт от однообразия, хочет ярких впечатлений и новых эмоций. Такие люди должны быть первооткрывателями, они часто бросают вызов сами себе.

-3

Ценности

  • свобода во всем,
  • реализация своего потенциала,
  • выражение своей индивидуальности,
  • жить полной аутентичной жизнью,
  • независимость и автономность,
  • поиск новых впечатлений и путешествия;
  • исследование себя и мира.

Оставаясь в вечных поисках, искатель рискует навсегда остаться странником и отшельником, так и не найдя свое счастье и предназначение. Такие люди могут потерять цель и стать изгоями общества. Больше всего они боятся внутренней пустоты и потери свободы.

Мудрец

Использует знания и интеллект. Мудрецом движет желание понять мир, быть экспертом. Это философ, исследователь, наставник, гуру. Мудрец анализирует копает глубоко, проникает в суть. Принимает взвешенное решение, основанное на знаниях и опыте. Он верит в способность человечества учиться и развиваться. Мудрец – это всегда про цифры.

-4

Ценности

  • простота,
  • честность,
  • знания,
  • спокойствие,
  • концентрация,
  • неспешность,
  • четкость,
  • правда,
  • глубина,
  • логика.

Мудрец боится быть обманутым, не любит невежество и глупость. Самый главный недостаток данного типа в том, что он может вечно что-то изучать и продолжать учиться, так и не приступая к действиям. Такое явление называют синдромом самозванца. Подробнее о нем я писала здесь.

Стратегия изменений: герой/воин, бунтарь, маг

Такие психотипы умеют рисковать, бросать вызов. Они предприимчивы и деятельны, идут до конца к своей цели, даже если придётся пройтись по конкурентам. Для них характерна потребность в признании и достижении результатов, желание влиять на ситуацию.

-5

Герой или воин бесстрашно пойдет навстречу опасностям, чтобы преодолеть их. Бунтарь способен разрушать и нарушать правила ради себя или блага других людей. А маг – трансформирует силу, изменяет себя и своё окружение.

Воин или герой

Этим человеком движет желание посредством своих действий изменить мир и сделать его лучше. Он умеет держаться до конца, устанавливать свои границы, а также мотивировать людей на достижения. Герою нравится конкуренция, бросать вызов, проверять себя и свои возможности. Он умеет отстаивать свои права, может постоять за себя и за другого человека.

-6

Ценности

  • быть номером один,
  • улучшить мир,
  • защитить других,
  • честность и правда,
  • принципиальность,
  • вызовы.

Герои нередко могут показаться высокомерными. Часто они идеалисты и отрицают все плохое. Такой тип людей больше всего боится стать уязвимыми, слабыми и трусливыми.

Бунтарь

Нарушает правила, привычный уклад традиционной жизни, идет против системы. Он нацелен на разрушение устаревших стереотипов, убеждений и всего, что уже давно не работает. Бунтарь – не всегда про «подростковый бунт». Для взрослых это будет означать слом любых шаблонов и выход за рамки. Бунтарь любит шокировать.

-7

Ценности

  • следовать своим правилам,
  • быть не как все,
  • ломать шаблоны.

Бунтарь часто находится на грани, он может заиграться и переступить закон, перейти на «темную сторону», начать творить бесчинства. Среди главных страхов – стать бессильным и обычным, слиться с толпой, не добиться никаких результатов.

Маг, волшебник

Это трансформации, метаморфозы и преобразования. Меняя себя, маг меняет мир. Он достигает цели, используя законы природы. Нацелен на превращение мечты в реальность, реализацию желаний или связь со Вселенной. Это всегда харизматичные лидеры.

-8

Ценности

  • новые технологии,
  • трансформации,
  • работа над сознанием,
  • изменения,
  • расширение границ,
  • духовность.

Такие люди могут стать хорошими манипуляторами. Иногда их трансформации могут привести к негативным последствиям. Кстати, когда изучала информацию про волшебников, сразу вспомнился Марафон желаний Елены Блиновской. Яркий пример данного архетипа.

Стратегия принадлежности: славный малый/друг, любовник/эстет, шут

Данные архетипы нацелены на объединение с другими людьми, построение прочных связей, нетворкинг, командную работу, управление энергией людьми и в целом стремятся быть частью общества. Стратегия, которая ориентируется на взаимоотношения с людьми. Славный малый или друг стремиться стать частью группы, любовник или эстет – обрести привлекательность в глазах окружающих. А шут предполагает жить здесь и сейчас, быть собой и получать удовольствие от общения с людьми.

Славный малый/Друг

Хочет быть как все, желает быть принятым обществом и создавать дружественную атмосферу. Он умеет «копировать» людей и формировать сообщества единомышленников. Он выступает за равенство всех людей, не любит выделяться, роскошь и пафос. Во всем - максимальная простота.

-9

Ценности

  • друзья,
  • общение,
  • простота,
  • традиционность,
  • здравый смысл,
  • комфорт,
  • быть как все,
  • нетворкинг,
  • честность,
  • любовь к своей деятельности.

Эту стратегию часто используют блоггеры и эксперты, позиционируя себя в качестве друга для каждого подписчика или зрителя. Сейчас он актуален как никогда.

«Я тебя понимаю, т.к. я такой же как и ты» «Я начинал с нуля, жил в деревне; я такой же как и вы; мы все равны; я простая девчонка из Подмосковья у которой получилось».

Часто встречаете такие фразы? Так вот это все про славных малых. Такие люди рискуют слиться с толпой и потерять свое «Я». Конечно, если это реальный архетип, а не роль, которую играет блогер или эксперт, чтобы привлечь больше аудитории.

-10

Славные малые боятся стать белой вороной, выделиться и проявить индивидуальность, быть непонятным обществом. Они боятся осуждения и стать изгоем.

Любовник/эстет

Прежде всего, это про визуальное и эстетическое наслаждение. К данному архетипу относятся романтики, актеры, художники, фотографы, гедонисты. Они, как и славные малые, хотят нравиться окружающим. Но при этом не сливаться с толпой, а выделятся их нее. Они хотят быть особенными и уникальными, вызывая восхищение.

Эстеты уделяют много внимания красоте вокруг, чтобы нравилось, чтобы все было красиво и радовало глаз. Это страстные люди, которые верят в настоящую любовь и находятся в ее поиске.

-11

Ценности

  • быть красивым и привлекательным,
  • эстетика, запахи, звуки, текстуры,
  • гедонизм,
  • вкусная красивая еда/интерьеры/одежда,
  • наслаждение,
  • чувства, страсть,
  • истинная любовь,
  • интимность, близость.

Эстеты стараются угодить и понравится всем, чем рискуют потерять себя. Они боятся одиночества, быть нежеланными.

Шут

Умеет быть собой, наслаждаться жизнью и общением, живут здесь и сейчас. Шуты не боятся нарушать правила, мыслят нестандартно, креативно. Они – настоящие энерджайзеры. Им всё равно, что подумают окружающие. Они легко могут устроить дебош, т.к. живут здесь и сейчас, один раз в жизни! Относятся ко всему с юмором, привлекают внимание своей эпатажностью.

Шут – это не всегда только про юмор. Он также может быть прекрасным мотивационным оратором, умеющим влиять на аудиторию, заряжать их своей безграничной энергией.

-12

Ценности

  • быть собой и не быть как все,
  • жить здесь и сейчас,
  • юмор, спонтанность,
  • креативность,
  • нестандартность.

Такие люди могут быть слишком легкомысленными. Они много впустую тратят время и часто за смехом скрывают внутреннюю боль или тоску. Больше всего шуты боятся скучать и стать скучными для других.

Стратегия стабильности: заботливый/родитель, правитель, творец

Архетипы этой стратегии учат сохранять порядок и стабильность. Они ориентированы на власть и контроль, на управление любыми процессами. Так, заботливый или родитель решает проблемы окружающих и предвосхищает их потребности.

-13

Творец создает новое и осуществляет контроль в рамках создания нового произведения, берет на себя функцию создателя и создает новые процессы и структуры. Правитель же контролирует ситуацию и берет под контроль все процессы и структуры.

Заботливый родитель

Самый настоящий альтруист, нередко эмпат. Он думает и заботится об окружающих, сострадает и сопереживает. Его задача - помогать другим, заботиться о людях и окружающей среде. Таким людям можно доверять. Если это учитель, он будет стараться опекать каждого и давать ученикам больше.

-14

Ценности

  • дом, семья и дети,
  • уют,
  • забота о других,
  • поддержка окружающих,
  • понимание,
  • щедрость,
  • сочувствие,
  • создание комфорта.

Такие люди слишком жертвенны. Они не умеют говорить нет, бегут на помощь, забывая о своих интересах и желаниях. Родители боятся трудностей и проблем, которые могут случится с теми, о ком они заботятся. Они сторонятся эгоизма и неблагодарности.

Творец (создатель, изобретатель)

У творцов мышление «вне рамок». Они не хотят быть как все, им важно проявить себя максимально, создавать шедевры, что-то уникальное, быть новаторами, огромная потребность в самовыражении. Это перфекционисты, которым важно контролировать все от и до, но при этом им также важна свобода во всем. Творцы любят самовыражаться и быть уникальными.

-15

Ценности

  • самовыражение,
  • инновации,
  • желание доминировать,
  • педантичность,
  • создание чего-то очень важного, того, что оставит след (шедевра),
  • трудолюбие и упорство,
  • воображение,
  • отличный вкус,
  • уникальные взгляды на все,
  • развитие мастерства и таланта.

Слабость этих людей заключается в перфекционизме. Они не смогут спать спокойно, пока не доведут результат до идеала. Больше всего творцы боятся быть заурядными и посредственными, затеряться в серой массе, потерять собственное видение и таланты.

Правитель

Желает сделать жизнь предсказуемой, стабильной и безопасной. Его мотив – взять все под контроль, чтобы не было беспорядка. Он не боится брать на себя ответственность. Для правителя очень важна власть, поэтому он много для этого работает. Это хорошие управленцы и организаторы. Они уверенны в себе, продуктивны, эффективны и надежны как в работе, так и в семейных отношениях.

-16

Ценности

  • быть номером 1, лучшим, первым,
  • доминировать и проявлять силу,
  • контроль,
  • достижение успеха,
  • статус и важность,
  • стабильность и порядок,
  • дисциплина и время,
  • качество,
  • роскошь,
  • организованность,
  • власть и иерархия,
  • гиперответственность,
  • успешная и преуспевающая семья.

Это слишком авторитарные люди, которые любят контролировать всё и всех. Если как начальнику это только в плюс, то в общении с семьей и окружающими это может сыграть злую шутку. Так что в семье и с друзьями лучше сбавлять обороты.

Кроме того, такие люди предпочитают делать все сами и совсем не умеют делегировать задачи, что, несомненно, приведет к безумной усталости, выгоранию и других подобным историям. А боятся правители быть свергнутыми и, конечно, же хаоса, анархии, саботажа и неподчинения.

-17

Лично у меня преобладают архетипы творца и искателя. Кстати, у них много схожих черт. Немного отстают психотипы мага и эстета ;) Определение архетипа поможет лучше понять себя и составить психологический портрет. А лучшие тесты для составления психопортрета вы найдете в этой статье.

#архетипы #психология #карл юнг #кэрол пирсон #психотипы людей #личность развитие #страхи #жизненные ценности

Если вам понравилась статья, вы всегда можете поддержать автора. Спасибо!