Найти тему
Переулки истории

Саламис, 480 г. до н.э.: ужас на море для Персидской империи

Оглавление

Сокрушительная морская победа Фемистокла при Саламине бросила вызов соперникам и спасла Грецию от персидского господства. Джулиан Хамфрис объясняет, как произошел столь неожиданный подвиг и почему он имел такое большое значение.

Ксеркс, царь Персии, с нетерпением ждал этого. Почти 20 лет дерзкие древние греки были занозой в боку могущественной Персидской империи, но теперь, наконец, они должны были получить свое возмездие. Его солдаты уже превратили Афины в груду дымящихся руин, а теперь его корабли сковали тщедушный греческий флот у Саламиса, у входа в Элевсинский залив. Оставалось только добить их. Желая иметь возможность наблюдать за происходящим с трибуны, Ксеркс установил свой трон на мысе с видом на два флота и расположился, чтобы насладиться триумфальным, по его мнению, зрелищем.

Афиняне впервые навлекли на Грецию гнев персов в 498 году до н.э., когда поддержали своих соотечественников в Малой Азии, восставших против персидских владык. Подавив восстание, Дарий, персидский царь того времени, вторгся в Грецию, но в 490 году до н.э. его войска потерпели сокрушительное поражение при Марафоне. Десять лет спустя преемник Дария Ксеркс вернулся - и он был настроен по-деловому. Собрав огромную армию, он пересек Геллеспонт (современные Дарданеллы) по двум длинным понтонным мостам, которые приказал построить своим инженерам, и двинулся через Фракию и Македонию к Афинам.

Столкнувшись с этим огромным вторжением, различные греческие города-государства провели конференцию в Коринфе. На ней присутствовало мало людей, поскольку многие уже пришли к выводу, что единственным выходом для них будет капитуляция или даже союз с персами, но те, кто присутствовал, выбрали воинственных спартанцев, которые должны были взять на себя командование обороной Греции. В конце лета, пока греческий и персидский флоты вели нерешительные морские сражения при Артемисиуме, смелая попытка блокировать огромную персидскую армию в битве при Фермопилах потерпела поражение. Поскольку путь к Афинам теперь был открыт для персов, афинский флот был спешно использован для переправки жителей города в безопасное место на острове Саламине. Афины вскоре пали перед персами, немногие жители, оставшиеся защищать город, были истреблены, а сам город сожжен дотла.

-2

После этой катастрофы греки разделились во мнениях о том, что делать дальше. Многие считали, что единственный шанс выжить - это отступить на полуостров Пелопоннес и построить стену на узком перешейке, соединявшем его с материком. Но Фемистокл, командующий афинским флотом, был с этим не согласен. Он знал, что пока у Ксеркса есть мощный флот, он может легко высадить своих людей за любой стеной, которую могут построить греки, а также снабжать свою огромную армию по морю. Персидский флот должен быть уничтожен. Фемистокл считал, что лучший способ сделать это - спровоцировать сражение у Саламины, где стоял на якоре греческий флот.

Убедить своих соратников было не так-то просто. Заявив, что он тайно поддерживает персов, Фемистокл отправил персидскому царю сообщение о том, что греки находятся в беспорядке и что они планируют ускользнуть от Саламиса под покровом ночи.

Услышав это, Ксеркс приказал своему флоту, насчитывающему, возможно, 800 кораблей, приблизиться к Саламину, перекрыть грекам путь к отступлению и уничтожить их. Теперь Эврибиаду пришлось бы сражаться, независимо от того, нравилось ему это или нет. Персидский план, похоже, состоял в том, чтобы угрожать грекам с двух сторон. В то время как двумстам египетским кораблям было приказано обогнуть Саламин с западной стороны, чтобы не дать грекам уйти этим путем, основной персидский флот должен был атаковать через узкий пролив между Саламином и материком. Это было как раз то, чего хотел Фемистокл. Он понимал, что на таком ограниченном пространстве персы не смогут использовать свое преимущество в численности.

Чтобы усилить иллюзию того, что его флот разваливается, он послал эскадру кораблей на север, как бы отступая. Тем временем, чтобы заманить персов дальше в тесные проливы, остальные греческие корабли медленно налегали на весла. Персы клюнули на приманку. С финикийскими кораблями справа, ближе к Ксерксу, и ионийскими слева, флот рванулся вперед.

-3

Что произошло во время битвы при Саламине?

Они не сразу поняли, что дела идут плохо. Бревна разлетелись на щепки, весла разлетелись вдребезги, когда бронзовые тараны, прикрепленные к носам греческих кораблей, ударились о землю, и первая линия персидских кораблей была оттеснена к тем, кто следовал за ними.

Одна греческая трирема под командованием Амейниаса, афинянина из деревни Паллена, направилась прямо к флагману финикийского флота, огромному кораблю, которым командовал брат Ксеркса, Ариабигнес. Сидя высоко на своем троне, Ксеркс с растущим гневом наблюдал за развитием событий. Когда группа финикийцев

Тем временем одна из вассалов Ксеркса, царица Артемисия Галикарнасская, командовала своим кораблем в первой линии персидского флота. Когда на нее надвигалась афинская триера, она решила, что благоразумие - лучшая часть доблести, и предприняла побег. Когда путь ей преградил другой персидский корабль, она просто протаранила его, отправив на дно моря вместе со всеми, кто был на борту. Подумав, что она переметнулась на другую сторону, греки отпустили ее. Ксеркс также был захвачен действиями Артемисии. Не в силах поверить, что она действительно потопила один из его кораблей, он решил, что судно, которое она протаранила, должно быть греческим. Увидев в этом единственный светлый момент в день катастрофы, он, как говорят, воскликнул: "Сегодня мои мужчины превратились в женщин, а мои женщины - в мужчин".

-4

До конца дня Ксерксу предстояло пережить еще одно унижение. Прежде чем отдать приказ о нападении, он разместил четыреста своих лучших солдат, включая трех собственных племянников, на маленьком острове Пситалея в устье Элевсинского залива. По его замыслу, они должны были выслеживать и убивать всех греков, потерпевших кораблекрушение на его берегах, но после поражения персидского флота охотники стали охотниками. Греческие пращники, лучники и тяжеловооруженные гоплиты высадились на берег и уничтожили остатки вражеского флота до единого человека.

К концу дня персы полностью отступили. Преследуемые победоносными греками, они вернулись на свою якорную стоянку, потеряв более 200 кораблей, захваченных или потопленных. Греки потеряли всего 40. Зрелище, которого с таким нетерпением ожидал Ксеркс, превратилось в не что иное, как шоу ужасов.

Джонни Уилкс исследует Пелопоннесскую войну, ожесточенную борьбу между Делийской и Пелопоннесской лигами 5 века до н.э., возглавляемыми городами-государствами Афинами и Спартой. Вот почему началась война, кто и как победил, и почему она привела к перестройке эллинского мира.

Что произошло после битвы при Саламине?

Обеспокоенный тем, что другие части его разросшейся империи могут поднять восстание, узнав о поражении при Саламине, Ксеркс отвел остатки своего флота в Малую Азию, оставив свою армию зимовать в северной Греции.

В 470 году до н.э. Фемистокл был подвергнут остракизму афинянами, которые считали, что он становится слишком могущественным.

Какое отношение оракул имеет к битве при Саламине?

Хотя в Древней Греции доминировали мужчины, самый могущественный голос принадлежал женщине. Известная как пифия или оракул, она была жрицей в храме Аполлона в Дельфах, и на протяжении веков к женщинам, занимавшим эту должность, обращались за предсказаниями перед важными делами. Эти предсказания могли варьироваться от однозначных до крайне неоднозначных. Когда афиняне обратились к оракулу по поводу предстоящего вторжения персов, она была настроена, мягко говоря, пессимистично: "Глупцы, что вы сидите здесь? Улетайте на край земли...".

Но когда они обратились к ней во второй раз, она была менее прямолинейна и сказала, что против врага устоит только "деревянная стена" и что "божественный Саламис" станет гибелью для многих сыновей матери. Что она имела в виду?

В последовавших затем дебатах некоторые предположили, что "деревянная стена" была ссылкой на палисад вокруг Акрополя в Афинах, а оракул говорил им избегать Саламины и защищать свой город. Фемистокл, напротив, утверждал, что "деревянная стена" - это греческий флот, а сыновья матери, о которых идет речь, были персами, а не греками. И он был прав.