Первый раз увидела Храм Иоанна Богослова в селе Красное, Краснопахорское поселение пять лет назад. Тогда не было возможности подробно познакомиться с историей удивительного места, но оно не забылось.
Мыслями часто возвращалась к месту, где надпись гласила " Церковь была построена 1703 году имеретинским царем Арчилом Вахтанговичем Багратиони по обещанию сына его цесаревича Александра..."
В один из солнечных дней октября отправилась узнать, как связано село Красное с имеретинским царем Арчилом II и почему отец возводит Храм, который обещал построить сын.
Конечно первое, что интересует, как село Красное стало собственностью царствующего династия.
Первое письменное упоминание о селе Красное встречается в купчей от 1535 года по которой вдова Мария Пахова с тремя старшими сыновьями выкупает долю у младшего сына.
В купчем документе встречается первое наименование поселения - деревня Зубцово. За деревней при оформлении документа закрепляется новое название -Пахово, по фамилии почившего дворянина -вотчинника, семья которого владела землями предположительно с 1500 года.
Вдова Мария Пахова с сыновьями владели деревней Зубцовов 33 года и в 1568 году передали ее во владение Московскому Симонову монастырю о чем есть запись в монастырском архиве.
Не долго владел деревней монастырь, очередное упоминание о ней встречается в описях дворцового имущества в период опричнины Ивана Грозного, но уже как "Государево именьице-сельцо Красное на реке Пахре" .
В 1577 году сельцо Красное жалуется Хорошай -мурзе, в крещении Борис Камбулатович Черкасский, который присягнул на верность русскому царю.
От Бориса Черкасского сельцо перешло во владение его сына Ивана Черкасского, о чем есть упоминание в описи имущества за 1627 год «В cельце двор боярский с дворовыми людьми и двор конюшенный, да за рекою Пахрою на перевозе, на Калужской дороге два двора бобыльских».
Сельцом назывались поселения без церквей.
Двоюродная сестра Бориса Черкасского княжна Кученей, в крещении Мария была второй женой Ивана Грозного.
Не нашла источников, как сельцо Красное вернулось в государево имущество, но в 1648 году сельцо вновь становиться царским подарком. Алексей Михайлович Романов дарит сельцо своему тестю князю Илье Даниловичу Милославскому, от него сельцо переходит его племяннику князю Ивану Михайловичу Милославскому, а в 1685 году после смерти Ивана Милославского сельцо досталось его дочери Федосье Ивановне Милославской.
В 1687 году Федосья Милославская (10 лет) выходит замуж за царевича Александра Арчиловича Багратиони (13 лет). Брак продлился недолго. В 1689 году царевич овдовел.
Брак носил политический характер, инициатором бракосочетания выступала царевна Софья Александровна, которая в этот период была регентом при двух малолетних братьях Иване V и Петре I.
Царским указом Петр I утвердил владение царевичем Александром вотчиной Милославских . С этого момента на протяжение более века селом Красное владела семья царевича Александра.
С первой частью разобралась. Царевич Александр унаследовал село Красное от первой своей жены Федосьи Милославской.
От царевича Александра село сначала перешло по наследству его родной сестре царевне Дарье , от царевны село перешло к единственной дочери Александра Софье, которая родилась во втором браке с княжной Гликерией Давитишвили - Багратиони.
В браке с князем Егором Леонтьевичем Дадиани у Софьи Александровны родился сын Петр Дадиани, который унаследовал село, а от него село унаследовал внук Софьи -Александр Петрович.
Александр Петрович Дадиани, правнук царевича Александра пристроил к Храму возведенному прадедом царем Арчилом II два придела.
В 1800 году была сильная засуха, чтобы покрыть возросшие расходы Александр Дадиани продает в числе другого недвижимого имущества любимое имение село Красное.
Укажу еще один исторический факт связывающий потомков грузинских князей с селом Красное и Наполеоном. В главном доме усадьбы села Красное останавливался при отходе из Москвы Наполеон и при совершении известного флагманского маневра в этом же доме был неделю штаб М.И. Кутузова.
Спустя 80 лет после Отечественной войны 1812 года внучатый племянник Наполеона принц Ашиль Шарль Луи Наполеон Мюрат женился на грузинской княжне Саломеи Дадиани.
История села и владельцев настолько увлекательна, что хочется рассказать о каждом событии, каждом владельце подробно, но напоминаю себе, что хотела написать историю Храма , а не исторический очерк длинною в 500 лет. Поэтому вернемся к вопросу, почему царь Арчил построил Храм, а не царевич Александр.
Опустим повествование о развитии событий в жизни царя Арчила II и его семьи до апреля 1684 года, когда царевичи Александр 10 лет и 8-летний Мамука направились в Москву.
В Москве царевичей и их многочисленную свиту поселили в специально подготовленном для них дворце, а заботы о царевичах поручили князю Василию Голицыну.
Царевичи были частыми гостями на придворных мероприятиях. Во время приема в Кремле царевич Александр понравился Петру I и он приглашает царевича Александра участвовать в военных играх в селе Преображенское. Их сближают общие интересы, увлеченность военным делом, резвость характера.
В 1697 году царевич Александр с Петром I отправился в составе "Великого посольства" за рубеж для овладения знаниями по военному делу.
Талант Александр проявил в освоение артиллерийского дела, который он впервые продемонстрировал во время артиллерийских опытов в Голландии, чем очень поразил Петра.
В мае 1700 года царевич Александр Арчилович возвращается в Россию изучив артиллерию в Гааге. Для царевича Александра вводится должность начальника всей русской артиллерией - Генерал-Фельдцейхмейстер.
До Петра I только в военное время назначался начальник артиллерии -"воевода от наряда". Постоянной должности не было.
С 1699 года Петр I готовится к войне со Швецией и ждет только заключения мира с турками. Не трудно представить, как рад Петр I возвращению одного из талантливых единомышленников.
В августе 1700 года заключается мир с турками. Петр I сразу выдвигает свои войска к Балтийскому морю и осаждает на Финском заливе шведскую крепость Нарву .
Скорость, плохая подготовленность армии , усталость солдат , недооцененный , как военный соперник молодой король Карл XII все это привело к поражению русской армии под Нарвою в декабре 1700 года.
Поражение под Нарвой закончилось чувствительной для Петра I потерей- пленением верных сторонников его преобразований и реформ- это были самые подготовленные военные кадры, в их числе был царевич Александр.
Потери под Нарвой составили : 7 тысяч погибших, 700 пленных, из них 10 генералов, 10 полковников; 20 тысяч мушкетов, 210 знамен, 32 тысяч рублей.
Высокопоставленным русским пленным по прибытию в Стокгольм было позволено снять дома для проживания. Царевич Александр со своей свитой разместился в доме обер-инспектора Пауля Стерндаля.
Шведы выделяли его, как представителя одной из царствующих династий и часто удовлетворяли его просьбы: к нему приехали слуги, родственники, домашний священик.
Проводимые переговоры об обмене генералов не давали результат. В ответ на запрошенный шведами выкуп в 10 бочек золотом, царевич Александр ответил Петру I "...не думали мы причинить ущерб отечеству..."
Активность царевича Александра не ограничивается организацией улучшений условий военнопленных. Он изучает иностранные языки, занимается переводами на грузинский язык. Совместно со шведскими мастерами изготавливает первый грузинский шрифт для книгопечатания и отправляет отцу в Москву.
Петр I проявил невероятную силу и энергию и в течение года собрал новую армию, восстановил вооружение. С 1701 года начинается победоносное наступление. В мае 1703 года на завоеванных землях закладывается Петропавловская крепость.
Вернемся в село Красное . Строительство Храма Иоанна Богослова становится душевной потребностью царя Арчила II.
Не смотря на принятое официальное вероисповедание - мусульманство для занятия престола в Грузии, царствующая семья продолжала оставаться христианской. Царь Арчил II построил еще один Храм - Сретенскую Церковь при Донском монастыре, которая стала фамильным склепом царствующей семьи и более 160 грузинских аристократов. Донской монастырь был религиозным, культурным и политическим центром грузин.
Царевич Александр оставался шведским пленником до осени 1710 года, когда наконец в очерной попытке договориться об обмене пленными был получен положительный ответ. Печальная судьба настигла царевича в небольшом городе Питео, где пленные были вынуждены остановиться из-за свирепствовавшей чумы. Царевич Александр скончался 3 февраля 1711 года в возрасте 37 лет. Покой царевич Александр нашел в фамильной усыпальнице Сретенской церкви Донского монастыря.
На высоком берегу речки Страданки в селе Красное расположился Храм Иоанна Богослова с элементами московского барокко, стиль которого проглядывается в декоративном убранстве цоколя, наличников окон. Архитектурная композиция “восьмерик на четверике“ очень естественно вписывается в ландшафт усадьбы.
Первое письменное упоминание о Храме встречается в январе 1702 года в подрядном документе по которому делается заказ иконописцем оружейной палаты Кузьмой Григорьевым и Нефедом Гавриловым иконописцем царевича Александра оружейным золотарям " вызолотить 4 пояса апостольской, пророческой да к распятием клейма".
Три года после постройки ушло на отделку Храма и в 1706 году царь Арчил II обращается к Петру I дать приказ об освещении новопостроенной церкви, однако освещение отложили на время устранения "скудности крестьянской отделки".
Храм осветил в 1710 году настоятель донского монастыря глава имеретинской грузинской церкви архимандрит Лаврентий, который разделил с царем Арчилом II все его невзгоды.
Храм построенный царем Арчилом II в 1703 году, расширенный на два придела в XVIII веке его праправнуком князем Александром Дадиани, как и судьба царевича Александра имеет сложную судьбу.
Капитальные изменения в любимый усадебный Храм вносятся Александром Петровичем Дадиани. Который пишет прошение о расширении Храма и перекрытии крыши "для чего к оной богословской церкви я желаю устроить в трапезе придел во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла вновь".
В 1784 году предоставляет на рассмотрение план обновления Храма.
При проведении реконструкции были отклонения от первичного плана: к правому приделу пристроили алтарную абсиду, сам придел и новую пристройку трапезной удлинили к западу, изменили расположение окон, не убрали стоб. В сентябре 1786 года придел осветил архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря Феофилакт.
Сегодняшнее убранство правого придела Первоверховных апостолов Петра и Павла.
По прошествии семи лет в 1793 году князь Александр Дадиани подает новое прошении о дозволении ему из северной трапезной устроить придел преподобного Александра Свирского. Кроме того, он принял решение над приделами построить башни: одну для колокольни, другую для часов, а между приделами паперть с колоннами и фронтоном. В августе 1795 года состоялось освещение левого придела Сретенским протоиереем Иоанном.
Есть предложение, что он выбрал своего святого преподобного Александра Свирского в связи с разрушением церкви с приделом Александра Свирского в его Богородском селе.
После войны 1812 года левый придел был переосвящен и переименован в придел Благоверного князя Александра Невского
Сегодняшнее убранство левого придела Благоверного князя Александра Невского.
Князь Александр вновь обращается в Синод через пять лет в 1800 году с прошением о проведении косметического ремонта Храма : оштукатурить, восстановить повреждения внутренней росписи.
После 1801 года новыми владельцами усадьбы в селе Красное становятся внучатый племянник императрицы Анны Иоанновны князь Николай Иванович Салтыков и его жена урожденная княжна Н.В. Долгорукова.
При их владении весь усадебный ансамбль приобретает стиль барокко. Усадьба вместе с Храмом переживает несколько войн.
После Второй Мировой войны Храм много лет использовался, как хозяйственное и жилое строение, а потом за ветхостью и неухоженность стоял заброшенным. Осенью 1990 года начинается долгий путь восстановления Храма.
14 августе 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Храм Иоанна Богослова был освящен Феогностом Митрополитом Каширским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Восстановленный Храм лишился башен, звонница расположилась во дворе. Восстанавливается на пожертвования прихожан. На сегодня восстановление не закончено.
Давайте посмотрим на этот удивительный Храм имеющий сложную судьбу, как и его основатель. Несмотря на все пережитые столетия и войны он каждый раз возрождается и продолжает объединять людей.
Если Вам нравится покой, уединение, состояние умиротворения, которое можно ощутить только в особых местах, то обязательно найдите время и приезжайте сюда. Этот Храм наполнен воздухом и светом.
Меня встретила служащая в Храме - очень доброжелательная женщина, которая рассказа о некоторых реликвиях хранящихся здесь.
Мироточащая икона Иоанна Предтечи расположилась напротив иконы Иоанна Богослова.
Всегда обращаю всегда внимание на купол и паникадило. Поднимите голову в центре и полюбуйтесь открывающейся вашему взору красотой. Если Вы человек чувствительный к энергии, то можете ощутить этот поток.
Верхняя часть Храма с окнами называется световой барабан.
Игра солнечного света на резном иконостасе Храма Иоанна Богослова создает невероятную картину.
Иконостас выполнен мастерами под руководством мастера Ю.В. Кузина, а иконы написаны под руководством В.А. Лебедева иконописцами г. Мстеры Владимирской области.
Обратите внимание на аналое, которое само по себе является произведением искусства.
В Храме хранится частица мощей Святого Луки Симферопольского. Поразительна история его жизни: хирург, ученый, религиозный деятель, автор ученых и духовных трудов. Всегда в заботах о людях.
Зная историю Храма, ожидала удивить икону Святой равноапостольной Нины, но в Храме ее не нашла.
Обратите внимание на икону Георгия Победоносца и наружную фреску Богоматери Одигитрии автором работ является Анна Ягужинская. Были и другие фески написанные художницей внутри Храма, но они не сохранились, как и первоначальный окрас Храма.
Если от Храма пройти в сторону санатория "Красная Пахра" можно посмотреть еще одну сохранившуюся фреску этой же художницы на стене церковного дома.
На этом мои исторические изыскания истории строительства Храма закончены.
Если Вам было интересно, ставьте лайк.
#путешествие #история #выходные #достопримечательность #храм