Волжскую Булгарию беспощадная волна монголов, хлынувшая во все стороны из Забайкалья не затронула. Когда Чингисхан крушил империю Хорезмшахов в Узбекистане, а русские князья пали в битве на Калке, булгары продолжали жить своей жизнью, хотя торговля по Уралу и Волге уже встала из-за вторжения монголов в Центральной Азии. Но все изменилось, когда разведывательный корпус Субэдэя решил после Руси заглянуть к ним.
Несмотря на то, что войско монголов сильно потрепано двухгодовым рейдом по западным просторам Евразии, предатели донесли что войско Волжской Булгарии распущено и не успеет собраться в случае внезапного удара. А желанный куш манил, - булгар будущего Татарстана никто и никогда не грабил, тысяча лет мусульманской торговли забила мехом и серебром булгарские сокровищницы.
Поэтому монгольский корпус и решил на обратном пути повернуть с Руси на север и атаковать Волжскую Булгарию. Их вел один из предателей Аблас-Хин, когда-то наместник южной булгарской окраины, этот вали (губернатор) оказался на пути движения корпуса Субэдэя на Запад в одном из торговых городов и чтобы не погибнуть, примкнул к монголам.
Он славно воевал в Закавказье, Кавказе и Руси, Субэдэй ему доверял. Аблас-Хин повел монголов по русской торговой дороге в Булгарию. И азиаты не знали, что их проводник успел предупредить великого булгарского эмира Чальбира о приближении монголов.За несколько дней правитель гордой страны ислама успел собрать 25 тысяч мечей против 20 тысяч монголов Субэдэя и Джэбэ.
Это была сборная солянка гордых волжских народов, что не побоялись прийти на помощь союзникам против неведомого, страшного врага. Кроме царской гвардии и ополчения булгарских городов, там были пехотные отряды дикой мордвы, башкирская конница, буртасы пермской земли и половцы.
Все случилось на Самарской Луке - изгибе реки Волги под будущей Самарой, где в 1223 году стоял на границе империи пограничный булгарский форт Кермек. Но булгары не стали ждать в крепости, они выступили к самой реке и на болотистых берегах покрытых первобытным лесом, устроили азиатам засаду на волжской переправе.
Темник Субэдэй опытный генерал Чингисхана, нутром почуял опасность. Его дозоры пытались найти другой путь, но везде утыкались в сильные булгарские гарнизоны и заваленные засеки с острым частоколом. Только здесь, под Самарой, не было видно никого, и другой берег манил монголов.
Первым начал переправляться Уран-Кытай, сын Субэдэя. Его передовой отряд без проблем перешел на булгарский берег, но пройдя первый лес попал под яростный огонь тяжелых лучников кавыси, прикрытых мордовскими копейщиками курсыбая (ополчения). Затем конница башкиров атаковала монголов и в завязавшейся сече была отброшена.
Но бросившиеся вперед нукеры уткнулись в стену булгарских телег с пехотой, и Уран-Кытай запросил у отца помощь. Субэдэй отправил сыну 7 000 воинов и стал переправляться сам. С помощью подкреплений авангард прорвался дальше, но снова застрял в рукопашной с булгарами на следующем поле.
Вновь лучники и пехота сжали монголов со всех сторон, а конница башкир, булгар и пермских буртасов пошла в атаку! А Субэдэй с 10 тысячами уже на этом берегу и его подход разогнал бы наверняка отважных защитников волжской свободы! Но великий монгольский генерал внезапно узнает о подходе с севера по Волге булгарского флота.
Это вторая часть хитрой засады, - отрезать монголов от путей отхода силами адмирала Нукрата а потом истребить азиатов в ловушке как крыс! Великому Субедэю пришлось бросить сына и позорно бежать, половина монгольского войска была уничтожена. Уран - Кытай попал в плен и булгары издевательски взяли за него выкуп блеющими баранами. Так эта битва на Волге и получила название Бараньей Битвы.
👍 и Подписывайтесь! Все мои книги и соцгруппы <(жми)