14-17 октября в Рейкьявике (Исландия) состоялся международный форум «Арктический круг», на полях которого китайская делегация распространяла небольшую брошюру «Арктическая политика Китая».
В дни форума в китайских СМИ появились публикации, раскрывающие некоторые детали китайского подхода к реализации этого проекта.
Добрый день! Чем больше знаешь о стране, тем лучше понимаешь. Мой опыт работы в Китае - 20 лет, владею китайским языком. Делюсь опытом, новостями и историями о Китае.
В китайских публикациях сообщается, что из-за глобального потепления в последние годы лед в Арктике продолжает таять, а уровень моря соответственно повышается. В этих условиях снижается сложность морской навигации в Северном Ледовитом океане.
Маршруты «Ледяного шелкового пути», предлагаемого Китаем в рамках своей Арктической политики, пересекают Северный полярный круг и соединяет Северную Америку, Восточную Азию и Западную Европу. По сравнению с традиционными маршрутами, «ледяные» маршруты значительно сокращают расстояние, экономят время и снижают затраты.
По китайской концепции, арктические водные пути делятся на Северо-восточный и Северо-Западный маршруты. Северо-восточный маршрут считается совместным проектом с Россией, которая неоднократно заявляла о своей заинтересованности в его реализации. Еще в декабре 2017 года Россия предложила Китаю сделать Северный морской путь частью Шелкового пути.
Иностранные эксперты на сессиях Форума поддержали китайский проект: он будет помогать развивать экономику заполярных территорий, сократит протяженность морских торговых маршрутов и время доставки товаров, разгрузит потоки судов через Панамский и Суэцкий каналы.
Китайские эксперты считают, что успех «ледяного» проекта также будет обеспечен развитием мирового спроса на сжиженный природный газ. По китайским данным, спрос на СПГ в Азии и Европе уже достиг 88% от мирового, и к 2024 году ежегодные объемы транспортировки СПГ достигнут 80 млн. тонн.
Как говорится в статье на портале газеты «Наньфан жибао» от 18.10.2021, Северный полярный круг, как и Россия, является регионом, обладающим богатейшими мировыми запасами природного газа, а Китай является крупнейшим в мире импортером углеводородов, поэтому «взаимодополняющие отношения между ними очень близки». В условиях глобального потепления территории Северного полярного круга становятся важным источником энергетических ресурсов, в связи с чем коммерческая ценность арктических маршрутов будет продолжать расти.
В рамках реализации китайского «ледяного» проекта сделано немало. В качестве примера приводится завод по производству сжиженного газа «Ямал-СПГ», построенный с китайским участием в российском Заполярье.
От себя добавлю, что ОАО «Ямал СПГ» является совместным предприятием нашего ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), французского концерна «TOTAL» (20%), Китайской государственной нефтегазовой корпорации CNPC (20%) и китайского Фонда Шелкового пути (9,9%). Завод расположен в селе Яр-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Строительство завода осуществлялось тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах. Мощность завода - 16,5 млн. тонн СПГ в год.
Китайские инвестиции в проект распределились следующим образом: Экспортно-импортный банк Китая и Китайский банк развития предоставили инвестиционные кредиты сроком на 15 лет: 11,4 млрд. долл. США и 1,63 млрд. долл. США соответственно. Фонд Шелкового пути инвестировал 1,2 млрд. долл. США.
В Китае «Ямал-СПГ» считается ярким и успешным примером сотрудничества с Россией в рамках «Ледяного шелкового пути». Его еще называют «полярной энергетической жемчужиной» и крупнейшим в мире СПГ-проектом на Северном Ледовитом океане.
Успех проекта «Ямал-СПГ» придал Китаю уверенности в реализации проекта построения «Ледяного шелкового пути».
Впервые китайское грузовое судно прошло по нашему Северному морскому пути в декабре 2013 года. Путь из Даляня до Роттердама через Берингов пролив занял 30 дней, т.е. на 2 недели быстрее, чем за 48 дней через Суэцкий канал.
Теперь почти каждый бизнесмен и капитан контейнеровоза в Китае знают, что протяженность маршрута из Шанхая в Роттердам через «Ледяной шелковый путь» (он же Северный морской путь) составляет 15 тыс. км, что короче на 4,5 тыс. км, чем через Суэц.
Активность китайцев на арктическом форуме в Исландии доказывает, что наши соседи готовы к дальнейшим инвестициям в холодное Заполярье России. И это хорошо.
На связи!