На сегодняшний день, наверное, каждый человек заказывал что-либо на Алиэкпресс. Объемы продаж не перестают удивлять, а низкие цены всегда порождают высокий спрос. Но что делать, если товар пришел некачественный, а срок для подачи возражений уже пропущен или Вам попросту отказали в компенсации за некачественный товар? Расскажу в этой статье как в судебном порядке защитить свои права в данной ситуации.
1. Подготовьте и направьте претензию
Я уже не раз отмечал в своих статьях, что направление претензии по закону не обязательно, однако без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора взыскание штрафа и неустойки невозможно. Опишите подробно в претензии Вашу ситуацию и Ваши требования. Потребуйте возвращения денежных средств или замены изделия на товар надлежащего качества, обязательно запросите неустойку (1% от в день от стоимости товара) и моральную компенсацию.
Не секрет, что для реализации товара в России такой международной структуре как Алиэкпресс понадобится своя "дочка". И эту роль выполняет ООО "Алибаба.ком" (учредителем Общества является АЛИЭКСПРЕСС РАША ХОЛДИНГ ПТЕ.ЛТД.). И именно по адресу этой компании: 123112, город Москва, Пресненская набережная, дом 10, эт 11 пом III ком 17 (по состоянию на "13" октября 2021 г.) нужно направить претензию. Данную позицию подтвердил, например, шестой кассационный суд в своём определении от 23 ноября 2020 г. по делу N 8Г-22931/2020[88-22256/2020].
Не забывайте, что, не приложив опись вложения, Вы рискуете не доказать факт отправки данной претензии и соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, что чревато отказом суда в начислении неустойки.
2. Подготовьте, направьте и подайте исковое заявление
После того как Вы направили претензию и выждали 10-дневный срок, необходимо составить исковое заявление в суд. Воспользоваться можете любым шаблонным исковым заявлением, которые есть в открытом доступе в Интернете. Согласно закону, Вы можете подать иск в суд по месту своего жительства или адресу регистрации ответчика на Ваш выбор. Обратите внимание, что требования до 100 тыс. руб., рассматриваются в мировом суде, а свыше 100 тыс. в районном суде. Подробно опишите Вашу ситуацию. Изложите письменный расчет требований, включающий основную сумму долга, неустойку, штраф и моральную компенсацию. Просите суд взыскать неустойку по день исполнения, поскольку в этом случае вы не ограничиваете период начисления неустойки.
Направьте исковое заявление по тому же адресу, что и претензию, используя советы, указанные выше. Закон о защите прав потребителей, как было отмечено ранее, позволяет подавать исковое заявление не только в суд по месту регистрации ответчика, но и истца. Поэтому смело подавайте исковое заявление в мировой или районный суд по месту жительства лично или по почте. При личной подаче в суд имейте при себе копию искового заявления для проставления отметки судом о принятии искового заявления. Напомню, что минимальный пакет документов должен состоять искового заявления и квитанции, подтверждающей направление копии искового заявления продавцу (изготовителю), а также квитанции об оплате товара. Для взыскания неустойки и штрафа обязательно приложите копию претензии и квитанцию о направлении (либо вручении). После подачи искового заявления, Вам по почте суд направит определение о принятии либо определение об оставлении без движения, где будет номер дела. Также самостоятельно отследить номер дела Вы можете на сайте суда или позвонив по номеру суда. Государственную пошлину оплачивать согласно закону не требуется.
3. Высшие суды отмечают, что при покупке товара дистанционно «слабой стороной» также является потребитель.
Данная позиция изложена, например, в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 г. по делу N 8Г-6099/2021[88-7230/2021]. Это означает, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение обязательств, возлагается по общему правилу на продавца. Кроме того, указывается, что покупатель вправе отказаться от непродовольственного товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
4. Требование о замене товара в ряде случаев не всегда законно.
Данная позиция, подтверждается в Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 апреля 2021 г. по делу N 8Г-7247/2021[88-8878/2021], в котором суд указал, что оснований для удовлетворения исковых требований гражданина Д. не имеется, поскольку у ответчика отсутствует возможность для замены товара в связи с отсутствием аналогичного товара в продаже. Кроме того, замена также не будет произведена, если товар входит в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену, так как изготовлен из полимерных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.
5. Ответ на претензию в приложении Aliexpress не является надлежащим
В Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2020 г. по делу N 8Г-22931/2020[88-22256/2020] суд согласился с позицией, что ответ на претензию должен направляться в соответствии со статьей 165.1 ГК РФ по месту жительства.
6. Направление претензии через некоторое время не признается судом за факт образования дефекта в результате эксплуатации
В вышеуказанном определении суд также обратил внимание на то, что факт направления претензии в 15-ти дневный срок не может достоверно подтверждать образование производственного недостатка в указанный срок, поскольку обнаруженный истцом недостаток подтверждён выводами судебной экспертизы. Признак существенности недостатка в технически сложном товаре подлежит установлению по истечении 15-ти дневного срока со дня передачи товара потребителю.
Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и узнайте:
как защитить права потребителя в споре с Вайлдберриз;
как по-умному провести судебную экспертизу;
почему потребители сегодня богатеют;