Русская армия. Стратегия Леера
"Сухопутная" часть русско-японской войны представляла собой столкновение не только двух вооруженных масс, но двух весьма различных подходов к военному строительству, военной стратегии государства и оперативному искусству.
Большинство генералов, командовавших русскими войсками в Маньчжурии, были учениками и последователями военного теоретика Генриха Антоновича Леера.
Генерал от инфантерии Леер в 1869-1878 преподавал в Академии Генерального Штаба в качестве профессора стратегии, а затем, в 1889-1898, был ее начальником. Его главный труд "Стратегия" выдержал 6 изданий с 1867 по 1898 гг.
Леер был по своим взглядам чистым идеалистом. Не то, чтобы он строил сферические замки в вакууме, – вовсе нет. Слово "идеалист" здесь употребляется как антитеза "материалисту". Материалисты, если кто вдруг забыл, полагают, что бытие определяет сознание. Идеалисты считают ровно наоборот, в основе всего сущего полагая некую "идею".
Именно таков был Леер, полагавший, что военное искусство строится вокруг идей полководца чуть менее, чем полностью.
Собственный интеллектуальный багаж Леера состоял из преданности Наполеону, и, казалось бы, двум противоположным областям: философскому идеализму и позитивизму. Изучая наполеоновские кампании, он высоко оценивал и индивидуальные таланты полководцев, и военную историю как таковую. По его мнению, именно эти две составляющие и являлись, в сумме, настоящим военным искусством... Наполеон для него являлся не только точкой отправки исследования, но и эталоном, с которым должны были сравниваться все последующие военные разработки.
Брюс Меннинг. "Наследие Оперативного Искусства Российской Империи 1878-1914"
Нетрудно предположить, что если твоим эталоном является полководец прошедшего века, это вряд ли добавит актуальности твоим собственным идеям. Говорят, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. Леер готовил их к позапрошлой.
В теории Леера военное искусство было отделено и от вопросов политики, и от многих сложных сущностей, таких, как "туман войны". Все, что, по Лееру, требовалось для победы – серия сокрушающих ударов, ведущих к генеральному сражению. Ну, а дальше достаточно сконцентрировать максимальную мощь в критической точке пространства в самый важный момент времени, - и всё, виктория! Враг окружен и разбит, победоносные войска преследуют отдельные его разбитые части. Примерно так представляли себе будущую кампанию с японцами русские военачальники. Действия на коммуникациях противника? Разрушение экономической базы? Подрыв морального духа врага? Нет, не слышали…
Между тем, все перечисленные факторы уже проявляли себя "в полный рост" и во франко-прусской войне, а в американской Гражданской, и в англо-бурской. Вот только изучать их опыт никто почему-то не стремился.
Наряду с догматизированием наполеоновского искусства в среде высшего командного состава царской армии господствовали оборонительные тенденции, сочетавшиеся с признанием выгодности сосредоточения для действий по внутренним операционным направлениям.
Н.Левицкий. "Русско-японская война"
Японская армия. Стратегия Ойяма
Если в России за образец было принято оперативное искусство Наполеона, и вообще Франции, то японцы ориентировались на вечного противника французов – пруссаков. Особенно после разгрома Второй империи в 1870 году и пленения Наполеона III. Кстати, главнокомандующий японскими армиями Ивао Ойяма во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. находился при прусских войсках, изучая их передовой опыт.
В 1884 году в Японскую империю прибыл упоминавшийся в предыдущей статье профессор Берлинской военной академии майор Генерального штаба Меккель. Меккель написал для всех родов войск японской армии уставы и инструкции, учредил Токийскую военную академию. Все высшие японские офицеры стали учениками немецкого профессора.
"Японская печать воздает должное заслугам Меккеля, до которого они «не имели понятия о ведении большой войны. Все высшие офицеры японской армии — его ученики. Победы наши в обеих войнах (1894–1895 и 1904–1905 гг.) одержаны нами только благодаря Меккелю; таково мнение самого генерала Гэнтаро Кодамы".
Н.Левицкий. "Русско-японская война"
Японцы внимательно изучили опыт англо-бурской войны, сделав из нее очень важные выводы. Так, японцы поняли, что в условиях насыщения войск скорострельными нарезными винтовками и пулеметами использование плотных боевых порядков и фронтальных атак приводит к большим потерям и не дает решительного результата. Поэтому акцент делался на обходе флангов, действиям по окружению противника, нарушению его коммуникаций и изоляции театра военных действий.
В то же время надо отметить, что изяществом и фантазией японские операции не блистали. Если генералам Ойямы не удавалось провести операцию по охвату флангов противника, они выпускали из рук инициативу, терялись. Творчески развить немецкие идеи японские военные не умели.
Если бы на высшем уровне японским военачальникам противостояли не ученики Леера, которые в отношении схематизма и шаблонности могли дать противнику сто очков вперед, а генералы наподобие Брусилова или Юденича (в тот момент командовавшего всего лишь полком), подобная ограниченность стоила бы Стране восходящего солнца очень дорого.
#русско-японская война
#1904
#русская императорская армия
#японская армия
#япония
#военная история
#война
#армия
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала