Найти тему
NordSkif & Co

Показываю лучший (малый) музей гражданской авиации. Он состоит из полностью рабочих самолётов!

Оглавление

Сегодня я расскажу про лучший, малый музей гражданской авиации в России. Главная его особенность в том, что он контактный, а значит, посмотреть на самолёты можно не только снаружи, но и заглянуть внутрь.

Интересным музей делает то, что в нём находятся не просто экспонаты, а действующие воздушные суда, полностью оборудованные и выглядящие как обычные рейсовые самолёты

По сути, шесть экспонатов музея — это всё, что осталось от OrenAir. В настоящее время Оренбургские Авиалинии не выполняют полётов под собственным брендом и полностью поглощены авиакомпанией Россия.

Не буду вдаваться в описание технических особенностей самолётов и расскажу о впечатлениях от экспонатов, с точки зрения посетителя, музея — подробную информацию можно найти по ссылкам в конце статьи.

Самолёт Ту-154Б

Ту-154Б ещё недавно можно было встретить на регулярных пассажирских рейсах, но теперь они стали историей. Это самый большой самолёт из тех, что представлены в музее.

Впечатление такое, что ты просто первым попал на посадку, но открытая дверь в кабину пилотов напоминает о том, что самолёт теперь экспонат.

-2
-3

Небольшая часть салона отдана под мини-выставку узлов и агрегатов самолёта. Как и всё остальное в музее, их можно потрогать и повертеть в руках — никаких стёкол и прозрачных коробов из оргстекла.

-4

Эта часть музея интересна тем, что здесь демонстрируются уникальные детали самолёта. Например, кассета речевого самописца или штатный пеленальный столик.

-5
-6

Самая интересная часть любого гражданского воздушного судна — это кабина пилотов. Здесь она просторная и богатая на детали.

-7
-8

За креслами КВС и второго пилота располагаются места бортинженера бортрадиста. Количество приборных панелей, тумблеров и лампочек — поражает. Для тех, кто познаёт мир через тактильные ощущения просто праздник, мало где ещё можно так тесно познакомится с устройством самолёта.

Место бортрадиста Ту-154Б
Место бортрадиста Ту-154Б
Место бортинженера Ту-154Б
Место бортинженера Ту-154Б

Самолёт Ту-134А

Следующий экспонат — Ту-134А. Один из самых массовых реактивных самолётов в СССР ещё не успел стать историей и время от времени его можно встретить на ближнемагистральных маршрутах.

Самолёт выделяется на фоне остальных экспонатов остеклённая кабина штурмана в носовой части самолёта. Этот элемент экстерьера остался самолёту от предшественника Ту-104 который начал летать ещё в 1955 году, а в те годы навигационное оборудование оставляло желать лучшего и визуальный контроль обстановки для самолёта был крайне важен.

-11
-12

Начинаем осмотр с относительного небольшого багажного отделения, а затем перемещаемся в салон…

-13
-14

…который в советскую пору тоже частенько был заставлен вещами. Тогда правила перевозки не были такими строгими и это, действительно было хорошо. Излишнее регулирование, в конечном итоге, приводит к абсурду запретов, как, например невозможности пронести на борт самолёта воду, кроме той, которая втридорога продаётся в самом аэропорту.

-15
-16

Пассажирский салон разделён на две части. В хвостовой части — эконом, а ближе к кабине пилотов места повышенной комфортности. Они отличаются обивкой салона и расстоянием между креслами.

-17

Далее идём в кабину пилотов, ненадолго заглянув в помещение за кабиной в котором, располагается один из самописцев.

-18

И вот кабина пилотов! Выглядит она значительно проще, чем в Ту-154, но за счёт рабочего места штурмана мне она показалась даже интереснее.

-19
-20

Попадание к месту штурмана не отличается удобством, но внутри вполне комфортно и для человека средней комплекции места достаточно. Всё оборудование под рукой, стул крутится и достаточно лишь потянуть руку.

-21

А так выглядит кабина пилотов с места штурмана, ощущение, как будто бы в детстве спрятался под стол… Забавно. Сейчас в большинстве Ту-134 на месте штурмана располагается радиолокатор «Гроза-134» и подобная компоновка кабины теперь тоже стала частью истории.

-22

Самолёт Ан-24

Оказавшись внутри Ан-24 с бортовым номером RA-46388 сложно себе представить, что он четыре десятка лет отработал на внутренних рейсах.

Настоящий труженик, списанный на заслуженную пенсию.

-23

Салон выглядит вполне достойно для самолёта 1970 года выпуска. Кто-то скажет, что ему ещё «летать и летать», но выработка ресурса до предела в авиации недопустимо. По «свежести» авиапарка многое можно сказать не только о состоянии дел в конкретной авиакомпании, но и всей отрасли.

-24
-25

Облик кабины детища КБ Антонова сильно отличается от той, что мы видели в «Тушках».

-26

Когда сравниваешь самолёты один за другим разница особенно заметна. Надеюсь, когда-нибудь в России появится музей где все гражданские самолёты будут собраны в одном месте и можно будет сравнивать решения в разных КБ и наблюдать как изменялась авиация со временем.

-27
-28

Основную часть кабины занимают рабочие места командира воздушного судна и второго пилота. За ними располагается бортрадист и штурман, а бортмеханик ютится на небольшом раскладном стульчике по центру.

-29
-30

Самолёт ЯК-40

Изюминкой Оренбургского Музея Гражданской Авиации можно по праву считать ЯК-40 с бортовым номером RA-87352. Самолёт был переделан в «бизнес джет» и выглядит очень непривычно…

Обычно в салоне пассажирского Як-40 помещается 27 или 36 пассажиров (в зависимости от рядов сидений), но нашего экземпляра 12 пассажиров располагаются в хвостовом отсеке, а оставшаяся часть — это бизнес-салон на пять человек.

-31
-32

Модификация продуманная и делалась на заводе изготовителе. Кресла поворачиваются к дивану, а столик выдвигается вбок — всё для удобства. С одной стороны ничего особенного, но по меркам «начала нулевых» это было очень и очень престижно.

-33
-34

Кабина-пилотов осталась оригинальная и не подвергалась серьёзной модификации. Переделки коснулись только салона самолёта.

-35
-36
-37

Самолёт Ан-2

Аннушкой советского человека не удивишь. Всё же это был один из самых распространённых самолётов в Советском Союзе и долгие годы, был незаменимым тружеником малой авиации. К сожалению, сейчас выпуск этих самолётов остановлен, да и пришедший ему на смену Ан-3 не смог снискать и толики популярности своего предшественника…

-38

Постепенно, Ан-2 как и другие легенды советской авиации уходит с маршрутов, становясь историей. Ресурс двигателя не бесконечен, а новые, контрактные двигатели стоят слишком дорого.

-39
-40

Массовость самолёта не делает его менее интересным. Обычно я вижу кабины самолётов в заброшенном и полуразобранном виде, а тут состояние всех приборов и органов управления близкое у идеальному.

-41
-42

Вертолёт Ми-2

Завершаем осмотр музея гражданской авиации крошкой-вертолётом Ми-2. Как и остальные летательные аппараты в него можно заглянуть внутрь и его внутреннее состояние, ничуть не хуже внешнего…

-43

Внутри достаточно тесно. Небольшой пассажирский отсек и скромных размеров кабина пилотов. Обратите внимание, что кресло второго пилота располагается чуть дальше чем кресло КВС. Иная компоновка просто не укладывалась в скромные размеры вертолёта.

-44

Тяги штурвалов заблокированы, а в остальном всё «крутится».

-45
-46

На этом наша экскурсия заканчивается. Музей однозначно рекомендую к посещению как взрослым, так и детям (в особенности взрослым с детьми), главное, удостоверится в том, что музей работает по графику.

Ещё одним подобным музеем мог бы стать Учебный аэродром Самарского государственного аэрокосмического университета, но пока я даже не могу найти контактов, чтобы просто договориться о фотосъёмке.

Подробнее про каждый борт мы рассказывали здесь:

Ту-154 который больше не взлетит
Ту-134А от и до (как видит самолёт его экипаж)
Легендарный Ан-2 мифы и реальные достижения
Ми-2 (советский вертолёт который не собирали в СССР)
Ан-24. Самолёт труженик местных авиалиний
Як-40 в VIP версии (шик и блек «нулевых»)