Найти в Дзене
Фотевиль

Фотографируем советским объективом "Гелиос". Так нужен ли стрит-фотографу такой объектив в арсенале?

Оглавление

У меня на полках в студии пылятся несколько стареньких фотоаппаратов "Зенит". Одним из них - "Зенит-122" я сам фотографировал в молодости. А недавно я выпросил у друга наипростейший переходник с резьбы М-42 на байонет Sony E. Так что теперь у меня появилась возможность прикрутить к своему Sony a7 m III один из объективов "Гелиос", которыми и комплектовались советские "Зениты". Скажу сразу, я не большой знаток старой техники. Когда-то давным-давно осознанно покупал переходник для своего Canon 5D mark II с возможностью подтверждения фокусировки, но снимал "Гелиосами" мало. Занятие это требует терпения, поскольку промахи на открытой диафрагме всё-равно случаются регулярно. Нужно фотографировать аккуратно и неспешно, а я по своему темпераменту излишне азартен и тороплив. В общем, в моей коммерческой фотографии продукция "Красногорского Механического Завода" не прижилась от слова совсем ("Гелиосы" производились ещё на двух заводах).

Приветствую вас на своём канале!

Я - Дмитрий Егоров, уличный фотограф и популяризатор стрит-фотографии, один из создателей паблика @streetphotorussia, где мы, собственно, и публикуем работы российских авторов в этом направлении.

Но сейчас ваш покорный слуга скорее фотограф уличный и документальный, поэтому небольшая коллекция старой оптики интересовала его несколько с иной стороны.

На улицах я практически всегда фотографирую фикс-объективами и на довольно прикрытой диафрагме (если освещение позволяет, то преимущественно от 6,3 до 10).

28 и 35 миллиметров у меня уже имеются, а вот дальше наблюдается некоторый прогал и следующий мой фикс это 85 миллиметров.

Ссылку на статью о съёмке на 85 мм приведу в самом конце.

Поэтому "Гелиосы" серии 44 с фокусным расстоянием 58 миллиметров стали мне вновь любопытны.

Далее я решил продолжать свои действия как полнейший дилетант и наугад скрутил один из объективов, смахнул с него пыль и прочитал маркировку - "Гелиос-44-2". Установил его через переходник на свою беззеркалку и смело пошёл фотографировать. Но не тут то было. Ушёл я совсем недалеко. Первые же несколько кадров показали мне, что управлять диафрагмой я не смогу, объектив сломан. Пришлось вернуться и найти ещё один такой же (у меня их правда штук 5-6). Взял снова 44-2 (производился он в Белоруссии заводом "Беломо" вроде как начиная с 1969 года, это я потом уже вычитал).

У второго экземпляра управление диафрагмой работало, но тоже как-то странно. Как мне удалось выяснить буквально на глазок, регулировать диафрагму я мог лишь в диапазоне от 2 до 8. Я решил, что 8 мне вполне хватит. Денёк выдался не слишком солнечный и прикрывать диафрагму больше 8 я и так бы навряд ли стал.

Стиль съёмки у меня такой, что обычно я снимаю на очень коротких выдержках, порядка 1/1000 секунды. По ходу статьи поясняю ещё раз почему.
Гелиос-44-2 и родной 28 мм 2.0
Гелиос-44-2 и родной 28 мм 2.0
28 миллиметров крупнее "Гелиоса". Только вот сам переходник по размерам равен старому компактному объективу.
28 миллиметров крупнее "Гелиоса". Только вот сам переходник по размерам равен старому компактному объективу.

В общем пришло время показывать получившиеся у меня снимки и заодно делиться впечатлениями от съёмки.

Сознаюсь заранее, всё что больше 35 миллиметров - вообще не моё фокусное. Я влюблён в 28 мм и даже 35 кажутся мне несколько тесноватыми. И всё же иногда я считаю полезным поупражняться в съёмке и на объективы куда более длиннофокусные. Существуют сюжеты (хотя для меня их в разы меньше, чем при съёмке на "ширики"), которые удобнее и правильнее снимать "телевиками". 58 мм, конечно, ещё не телевик, но уже и не "стандартный полтинник". Мне картинка с него показалась достаточно "компрессированной" и плотной.

Один из самых первых кадров.
Один из самых первых кадров.
Лично для меня картинка сразу куда более плоская, нежели та, к которой я привык. Хотя пример в этом смысле не слишком показательный.
Лично для меня картинка сразу куда более плоская, нежели та, к которой я привык. Хотя пример в этом смысле не слишком показательный.

"Гелиос-44-2" объектив, понятное дело, мануальный и фокусироваться мне предстояло вручную. Из-за примитивного металлического переходника никакие помощники типа "фокус пикинга" у меня не работали. С учётом моего плохого зрения это сильно усложняло задачу.

Долго выцеливал, но более или менее попал в фокус.
Долго выцеливал, но более или менее попал в фокус.

Да, мазал я в этот день много. ГРИП с таким фокусным и такой величиной диафрагмы не слишком велик. Судите сами. На гиперфокальном расстоянии, которое для него ориентировочно 14 метров, зона резкости начинается только с 7 метров (хотя и простирается практически до бесконечности). Т. е. всё что ближе семи метров в таком случае уже в расфокусе. Сами понимаете, что отделаться одним значением на кольце фокусировки у меня не получилось. Пришлось крутить и выставлять расстояние отвыкшими от этого глазами и руками.

Но я, друзья мои, предельно далёк от того, чтобы тестировать оптику и фотокамеры так, как это принято у "техно-гиков". Сравнивать числа, замерять значения, фотографировать то, что с точки зрения фотографии, вообще не снимок. Для меня самое главное - результат. Получится ли у меня снять "тестируемым" образцом что-то действительно стоящее? Много ли моментов я упущу?

Мой подход именно в этом. Снимать так, как я это делаю изо дня в день. Не тестировать, а на самом деле снимать.

Сейчас я покажу вам несколько кадров, которые я считаю вполне себе удавшимися. Пара-тройка из них, вероятно, останется со мной надолго.

Один из лучших кадров за всю прогулку, как по мне.
Один из лучших кадров за всю прогулку, как по мне.
Редкий для меня пример минималистичного кадра. На 28 миллиметров снять такое у меня бы не получилось.
Редкий для меня пример минималистичного кадра. На 28 миллиметров снять такое у меня бы не получилось.
Простенькая бытовая сценка. Благодаря 58 миллиметрам удалось снять вообще не потревожив бабушек и не разрушив саму сценку своим появлением.
Простенькая бытовая сценка. Благодаря 58 миллиметрам удалось снять вообще не потревожив бабушек и не разрушив саму сценку своим появлением.
А эта фотография однозначно была бы лучше, снимай я на свои привычные 28 миллиметров. Хотя сам кадр мне нравится.
А эта фотография однозначно была бы лучше, снимай я на свои привычные 28 миллиметров. Хотя сам кадр мне нравится.
А вот тут, на самом деле, не было бы почти никакой разницы в картинке, снимай я хоть на 28, хоть на 85. Но автофокусным объективом мне было бы фотографировать куда проще.
А вот тут, на самом деле, не было бы почти никакой разницы в картинке, снимай я хоть на 28, хоть на 85. Но автофокусным объективом мне было бы фотографировать куда проще.

Ну что же, давайте начнём подводить итоги.

Нужен такой объектив стрит-фотографу? Нужен ли он конкретно мне?

Если вы по каким-то причинам ограничены в бюджете - однозначно да. Объектив, конечно же, не сильно универсален, но всё же снять на него можно довольно много. А учитывая его стоимость (в среднем на Авито порядка 1500 рублей), он точно не разорит своего нового хозяина. Кстати, если уж всё таки говорить о технической стороне, то объектив на диафрагме 8 удивил меня своей резкостью. Мне кажется, в этом он лишь немного уступает родному "соньковскому" на 28 мм.

А если же вы достаточно ловки и не испытываете проблем со зрением, то бонусом вам будет приятная возможность снимать на открытой диафрагме с наикрасивейшим боке.

Нужен ли конкретно этот объектив лично мне? Я пока всё же немного повременю с ответом. Почему? А всё просто. Пока писал статью, то вычитал, что имеющийся у меня ещё один экземпляр - "Гелиос-44М-7", обладает куда лучшими ТТХ (и что важно диафрагма у него работает на всём диапазоне: от 2 до 16). Он и стоит на Авито в среднем в 2 раза дороже, а те что в идеальном состоянии и вовсе продаются за 5 тысяч. Как-нибудь прогуляюсь ещё и с ним.

Но одно могу сказать заранее. Мне однозначно удобнее снимать на 58 миллиметров, чем на 85. Какие-то кадры, худо-бедно, у меня всё же получалось снять навскидку, не глядя на экран или в видоискатель. А для меня это частенько очень важно.

Как я и говорил в начале статьи, снимать я люблю на коротких выдержках. А всё потому, что часто до последнего стараюсь не обнаруживать своих намерений. И только в последний момент выхватываю пистолет камеру подобно ковбою с Дикого Запада и фотографирую. Вот эта моя избыточная резкость движений и вынуждает меня фотографировать на столь коротких выдержках. Иначе я получу смазанное изображение. Проверено на собственном опыте многократно.

И прежде чем я приведу ссылки на несколько важных для меня статей на близкие темы, вот ещё ряд снимков с единственной пока моей прогулки с "Гелиосом".

Спасибо, что дочитали до конца!

Мой инстаграм @egorov .

-

Статьи по теме:

Фотографируем "стрит" на 85 мм. Отдельные преимущества и большие недостатки

Зачем фотографировать вслепую? Полезный навык, или всё же баловство и трусость

Какими объективами лучше фотографировать на улицах? Преимущества и недостатки разных фокусных расстояний

-15