У меня на полках в студии пылятся несколько стареньких фотоаппаратов "Зенит". Одним из них - "Зенит-122" я сам фотографировал в молодости. А недавно я выпросил у друга наипростейший переходник с резьбы М-42 на байонет Sony E. Так что теперь у меня появилась возможность прикрутить к своему Sony a7 m III один из объективов "Гелиос", которыми и комплектовались советские "Зениты". Скажу сразу, я не большой знаток старой техники. Когда-то давным-давно осознанно покупал переходник для своего Canon 5D mark II с возможностью подтверждения фокусировки, но снимал "Гелиосами" мало. Занятие это требует терпения, поскольку промахи на открытой диафрагме всё-равно случаются регулярно. Нужно фотографировать аккуратно и неспешно, а я по своему темпераменту излишне азартен и тороплив. В общем, в моей коммерческой фотографии продукция "Красногорского Механического Завода" не прижилась от слова совсем ("Гелиосы" производились ещё на двух заводах).
Приветствую вас на своём канале!
Я - Дмитрий Егоров, уличный фотограф и популяризатор стрит-фотографии, один из создателей паблика @streetphotorussia, где мы, собственно, и публикуем работы российских авторов в этом направлении.
Но сейчас ваш покорный слуга скорее фотограф уличный и документальный, поэтому небольшая коллекция старой оптики интересовала его несколько с иной стороны.
На улицах я практически всегда фотографирую фикс-объективами и на довольно прикрытой диафрагме (если освещение позволяет, то преимущественно от 6,3 до 10).
28 и 35 миллиметров у меня уже имеются, а вот дальше наблюдается некоторый прогал и следующий мой фикс это 85 миллиметров.
Ссылку на статью о съёмке на 85 мм приведу в самом конце.
Поэтому "Гелиосы" серии 44 с фокусным расстоянием 58 миллиметров стали мне вновь любопытны.
Далее я решил продолжать свои действия как полнейший дилетант и наугад скрутил один из объективов, смахнул с него пыль и прочитал маркировку - "Гелиос-44-2". Установил его через переходник на свою беззеркалку и смело пошёл фотографировать. Но не тут то было. Ушёл я совсем недалеко. Первые же несколько кадров показали мне, что управлять диафрагмой я не смогу, объектив сломан. Пришлось вернуться и найти ещё один такой же (у меня их правда штук 5-6). Взял снова 44-2 (производился он в Белоруссии заводом "Беломо" вроде как начиная с 1969 года, это я потом уже вычитал).
У второго экземпляра управление диафрагмой работало, но тоже как-то странно. Как мне удалось выяснить буквально на глазок, регулировать диафрагму я мог лишь в диапазоне от 2 до 8. Я решил, что 8 мне вполне хватит. Денёк выдался не слишком солнечный и прикрывать диафрагму больше 8 я и так бы навряд ли стал.
Стиль съёмки у меня такой, что обычно я снимаю на очень коротких выдержках, порядка 1/1000 секунды. По ходу статьи поясняю ещё раз почему.
В общем пришло время показывать получившиеся у меня снимки и заодно делиться впечатлениями от съёмки.
Сознаюсь заранее, всё что больше 35 миллиметров - вообще не моё фокусное. Я влюблён в 28 мм и даже 35 кажутся мне несколько тесноватыми. И всё же иногда я считаю полезным поупражняться в съёмке и на объективы куда более длиннофокусные. Существуют сюжеты (хотя для меня их в разы меньше, чем при съёмке на "ширики"), которые удобнее и правильнее снимать "телевиками". 58 мм, конечно, ещё не телевик, но уже и не "стандартный полтинник". Мне картинка с него показалась достаточно "компрессированной" и плотной.
"Гелиос-44-2" объектив, понятное дело, мануальный и фокусироваться мне предстояло вручную. Из-за примитивного металлического переходника никакие помощники типа "фокус пикинга" у меня не работали. С учётом моего плохого зрения это сильно усложняло задачу.
Да, мазал я в этот день много. ГРИП с таким фокусным и такой величиной диафрагмы не слишком велик. Судите сами. На гиперфокальном расстоянии, которое для него ориентировочно 14 метров, зона резкости начинается только с 7 метров (хотя и простирается практически до бесконечности). Т. е. всё что ближе семи метров в таком случае уже в расфокусе. Сами понимаете, что отделаться одним значением на кольце фокусировки у меня не получилось. Пришлось крутить и выставлять расстояние отвыкшими от этого глазами и руками.
Но я, друзья мои, предельно далёк от того, чтобы тестировать оптику и фотокамеры так, как это принято у "техно-гиков". Сравнивать числа, замерять значения, фотографировать то, что с точки зрения фотографии, вообще не снимок. Для меня самое главное - результат. Получится ли у меня снять "тестируемым" образцом что-то действительно стоящее? Много ли моментов я упущу?
Мой подход именно в этом. Снимать так, как я это делаю изо дня в день. Не тестировать, а на самом деле снимать.
Сейчас я покажу вам несколько кадров, которые я считаю вполне себе удавшимися. Пара-тройка из них, вероятно, останется со мной надолго.
Ну что же, давайте начнём подводить итоги.
Нужен такой объектив стрит-фотографу? Нужен ли он конкретно мне?
Если вы по каким-то причинам ограничены в бюджете - однозначно да. Объектив, конечно же, не сильно универсален, но всё же снять на него можно довольно много. А учитывая его стоимость (в среднем на Авито порядка 1500 рублей), он точно не разорит своего нового хозяина. Кстати, если уж всё таки говорить о технической стороне, то объектив на диафрагме 8 удивил меня своей резкостью. Мне кажется, в этом он лишь немного уступает родному "соньковскому" на 28 мм.
А если же вы достаточно ловки и не испытываете проблем со зрением, то бонусом вам будет приятная возможность снимать на открытой диафрагме с наикрасивейшим боке.
Нужен ли конкретно этот объектив лично мне? Я пока всё же немного повременю с ответом. Почему? А всё просто. Пока писал статью, то вычитал, что имеющийся у меня ещё один экземпляр - "Гелиос-44М-7", обладает куда лучшими ТТХ (и что важно диафрагма у него работает на всём диапазоне: от 2 до 16). Он и стоит на Авито в среднем в 2 раза дороже, а те что в идеальном состоянии и вовсе продаются за 5 тысяч. Как-нибудь прогуляюсь ещё и с ним.
Но одно могу сказать заранее. Мне однозначно удобнее снимать на 58 миллиметров, чем на 85. Какие-то кадры, худо-бедно, у меня всё же получалось снять навскидку, не глядя на экран или в видоискатель. А для меня это частенько очень важно.
Как я и говорил в начале статьи, снимать я люблю на коротких выдержках. А всё потому, что часто до последнего стараюсь не обнаруживать своих намерений. И только в последний момент выхватываю пистолет камеру подобно ковбою с Дикого Запада и фотографирую. Вот эта моя избыточная резкость движений и вынуждает меня фотографировать на столь коротких выдержках. Иначе я получу смазанное изображение. Проверено на собственном опыте многократно.
И прежде чем я приведу ссылки на несколько важных для меня статей на близкие темы, вот ещё ряд снимков с единственной пока моей прогулки с "Гелиосом".
Спасибо, что дочитали до конца!
Мой инстаграм @egorov .
-
Статьи по теме:
Фотографируем "стрит" на 85 мм. Отдельные преимущества и большие недостатки
Зачем фотографировать вслепую? Полезный навык, или всё же баловство и трусость