Найти тему

«Мы все — Карамазовы, все виновны»

10 октября 1995 года в Александринском театре состоялась премьера балета Бориса Эйфмана «Карамазовы». Спектакль стал вторым обращением хореографа к произведениям Ф. М. Достоевского и первой в его творческой биографии интерпретацией легендарного романа.

И. Осипов (Алексей Карамазов), И. Дерябин (Иван Карамазов) и А. Турко (Дмитрий Карамазов) в балете «Карамазовы», 2010 г.
И. Осипов (Алексей Карамазов), И. Дерябин (Иван Карамазов) и А. Турко (Дмитрий Карамазов) в балете «Карамазовы», 2010 г.

Перед хореографом стояла задача не просто пересказать сюжет романа, а осмыслить сложные философские проблемы, поднятые Достоевским, и «перевести» текст на язык танца:

«Наш театр обращается к литературе, но мы… создаем свой язык, могу назвать «Карамазовых» моим авторским спектаклем. В основу второй части балета лег неосуществленный замысел Достоевского, намеревавшегося продолжить роман» (Эйфман Б. Этот балет — лучшее, что я сделал в жизни [записала Е. Петрова] // Час Пик. 1997. 7 окт.).

Репетиционный процесс стал настоящим испытанием для артистов, которым предстояло воплотить на сцене образы сложных, неоднозначных и многогранных персонажей литературного первоисточника. Поэтому Борис Эйфман выбирал главных исполнителей не только по внешним данным, но и по психотипу танцовщиков. Так в премьерный состав вошли Игорь Марков (Алексей), Альберт Галичанин (Иван), Герман Рубчихин (Дмитрий), Андрей Гордеев (Федор Павлович Карамазов), Елена Кузьмина (Катерина Ивановна) и Вера Арбузова (Грушенька).

Первый исполнитель партии Ивана Карамазова, Альберт Галичанин вспоминает:

«В «Братьях Карамазовых» самая сложная партия из всех, что я танцевал в театре. Чайковский был сложный образ, но Иван еще сложнее. При работе над ролью мне, как артисту балета, необходимо отыскать в своем герое какую-то деталь образа, чтобы от нее уже развивать идею, но у Ивана Карамазова я долго не мог найти того, что могло бы подсказать мне его характер. Он казался мне таким… ускользающим… На репетиции приходил Лев Додин, я просил посоветовать мне, что делать с Иваном. Он сказал, на мой взгляд, странную фразу: «Иван — это умная влюбленная сука», что вызвало у меня недоумение. Я пытался делать что-то такое, но получалось, что это Альберт Галичанин страдает, Ивана Карамазова не возникало… Но, когда мы начали репетировать «Легенду о Великом инквизиторе», неожиданно я понял, что именно эта история дает ключ к разгадке моего героя, образ которого раскручивается благодаря погружению в психологию».

Значительную роль в постановке играют декорации и костюмы, созданные художником Вячеславом Окуневым.

Винтовая лестница, увенчанная крестом, становится главной метафорой сценографии и символизирует духовное развитие персонажей спектакля — от мрака к свету. А полуразрушенный дом превращается то в храм, то в тюрьму.

«Борис Эйфман вновь поставил свой лучший спектакль», «Тут явно не обошлось без помощи тех самых тайных сил — Бога и Дьявола», «Событие в русском искусстве», — писала отечественная пресса после премьеры спектакля. С 1995 года балет успел покорить публику Германии, Франции, Соединенных Штатов, Японии, Испании, Бразилии и многих других стран.

Балет «Карамазовы» был отмечен престижными театральными премиями. Борис Эйфман получил награду «Золотой Софит» в номинации «Лучшая постановка балетмейстера», а Игорь Марков за свою роль в спектакле был удостоен премий «Золотой Софит» и «Золотая Маска».

Спустя 18 лет, в 2013 году, Театр презентовал новое хореографическое прочтение бессмертного романа «Братья Карамазовы» — балет «По ту сторону греха». Увидеть эту постановку вы сможете 25 октября в Александринском театре. Билеты доступны на сайте eifmanballet.com.