В 1973 году в Белоруссии вовсю готовились праздновать 30-летие Минского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автозавода, которое должно было состояться в следующем году. В то же время вся страна собиралась отмечать 50-летие советского автопрома. А в те времена на такие даты не принято было отделываться простым праздничным концертом. В СССР ценили размах!
И в Минске решили: «А давайте мы махнем на авто по всем пятнадцати республикам нашей необъятной Родины!». А чтобы было еще интереснее, в путешествие протяженностью несколько десятков тысяч километров было решено отправить не серийные, а перспективные модели. Просто потому что можем!
Задумка выглядела грандиозно. Стартовав 13 августа, конвой грузовиков МАЗ должен был к 7 ноября успеть вернуться в Минск. То есть на путешествие по огромной стране с обязательным посещением столиц всех советских республик у участников пробега было менее трех месяцев. С учетом того, что идти предстояло, по сути, на опытных образцах – идея была крутой даже по нынешним временам. А уж для 1973 года это и вовсе нечто!
Руководил пробегом начальник конструкторско-исследовательского бюро транспортных автопоездов Виктор Иосифович Дубовик. Вместе с ним покорять Союз поехали 22 человека.
В основной состав колонны вошли пять автомобилей:
- седельный тягач МАЗ-504В (4х2) в составе автопоезда с полной массой 32,5 тонны;
- бортовой грузовик МАЗ-514 (6х4) в составе автопоезда с полной массой 37 тонн;
- седельный тягач МАЗ-515Б (6х4) в составе автопоезда с полной массой 40,7 тонны;
- длиннобазный грузовик МАЗ-53352 (4х2) в составе автопоезда полной массой 36 тонн;
- бортовой грузовик МАЗ-516Б (6х2) с полной массой 23,5 тонны.
А в качестве «боевой технички» колонну сопровождал обычный МАЗ-5334 с кунгом. Итого: две серийные машины, а остальные - из первых промышленных партий.
Пробный «забег» состоялся 10 августа по Минской кольцевой. Как и все дороги подобного типа минская КАД тогда представляла собой загруженную двухполосную дорогу. Конвой смог пробежать ее 57 км меньше, чем за час, весьма порадовав данным фактом участников – предполагаема средняя скорость для такого типа трафика должна была быть не менее 50 км/ч. По факту, на трассе МАЗ-504В и МАЗ-516Б даже смогли удерживать среднюю скорость в 60 км/ч.
А официальный старт пробега был дан в понедельник, 13 августа.
Изначально в колонне предполагался и автобус, в котором должны были ехать сменные водители и работники отдела главного конструктора. Однако предоставленная Минской автобазой №2 «кибитка» только за дорогу до Москвы успела «порадовать» вышедшей из строя коробкой передач, сломанным рулевым управлением, разрегулировавшимся двигателем (новым!) и отвалившимся глушителем. В итоге все расселись по грузовикам - в тесноте, да не в обиде. А непутевый автобус отправился обратно в Минск.
Интересно, что буквально за пару дней все участники пробега успели отметить тот факт, что конструкторы так и не догадались установить на «дальнобойных» машинах такую мелочь, как переходники под электробритвы на 220В. Напомню, в пробег пошли не левые люди, а сами работники МАЗа.
А после беседы с шоферами Кунцевской базы «Совавто — Москва» в блокноте пожеланий появилась и еще одна запись: "Хотелось бы иметь больше удобств для водителей, совершающих дальние рейсы. Стоило бы подумать и о том, чтобы по внешнему виду, оформлению кабины машины были более совершенными."
Несмотря на небольшие неисправности типа греющейся ступицы на МАЗ-515Б, вышедшего из строя термостата на МАЗ-504В и провалившегося на обочине МАЗ-514, конвой уверенно придерживался графика. Уже 17 августа автомобили успешно пересекли Волгу по плотине Волжской ГЭС и добрались до Башкирии.
Продолжение пробега от Уфы до Челябинска здесь. А здесь третья часть и четвертая части.