Найти тему
Хочу читать

Заголовок: Уважаемые дети

Автор: Ирина Петрова
Автор: Ирина Петрова

Михаил Зощенко. Лёля и Минька

Мир детства Михаила Зощенко не так уж сильно отличается от мира сегодняшних детей.

Михаил Зощенко. Лёля и Минька
Михаил Зощенко. Лёля и Минька

Нашим детям невероятно повезло – детские рассказы Михаила Зощенко сейчас издаются чуть ли не каждый год. Хотя скорее, повезло нам, родителям, – в наше время с Зощенко знакомились во взрослом возрасте и многие даже не подозревали, что у великого писателя есть книги для детей. А сейчас, представьте себе, их даже проходят в начальной школе – и это дополнительная причина прочитать эти рассказы с детьми заранее.

Самое главное открытие – «детский» Зощенко такой же, как «взрослый». Ироничный, немного грустный, задумчивый, серьезный. С неподражаемым юмором и чувством стиля. И при этом абсолютно понятный для маленького читателя, даже если у него встречаются странные слова, вроде «калоша» и «тряпичник».

Какой ребенок не мечтал отправиться в далекое путешествие тайком от взрослых! Кому не хотелось иметь сколько угодно денег на мороженое, пусть даже для этого нужно продать чужие вещи! Кто не таскал тайком сладости с новогодней елки! Кого не наказывали за болтовню за столом! А сколько мальчиков страдают от вредных старших сестер (наверное, столько же, сколько девочек не знают, куда деваться от надоедливых младших братьев)!

Но помимо приключений и переживаний, знакомым всем ребятам, детские рассказы Зощенко – это в некотором роде школа для родителей. Папа и мама Лёли и Миньки – особенно, конечно, папа – придерживаются строгой, но исключительно справедливой воспитательной системы. И наказания в этой семье, возможно, слишком строгие, но справедливые. Вот, например, что решил папа, когда дети продали тряпичнику калоши гостей и потратили деньги на мороженое:

«Я возьму все Лёлины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные деньги мы приобретём вам новые галоши.
… Это ещё не всё. В течение двух лет я запрещаю Лёле и Миньке кушать мороженое. И спустя два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту печальную историю, и всякий раз пусть они думают, заслужили ли они сладкое» («Калоши и мороженое»).

Сам писатель, судя по всему, на папу не особенно обижался и даже признавал его правоту. Именно отец сказал ему в свое время «золотые слова»: «Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд».

«И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни, — пишет Зощенко. — И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе.
…И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым» («Золотые слова»).

Казалось бы, детские рассказы Зощенко полны морали: о том, что не надо врать, нельзя брать чужое, нехорошо перебивать старших, опасно уходить без спроса и т.п. Но они вовсе не выглядят нравоучениями. Секрет в том, что автор уважает своих маленьких читателей не меньше, чем взрослых. (А может быть, даже больше, потому что детей еще можно научить хорошему, а вот взрослых – вряд ли). Он так и обращается к ним: «уважаемые дети». И взрослые у Зощенко не идеальны, а такие, какими дети видят их в реальной жизни: обидчивый папин начальник(«Золотые слова»), хитрый тряпичник («Калоши и мороженое»), бабушка, которая любит и балует внука больше, чем внучку («Бабушкин подарок»). Они даже ссорятся и говорят друг другу обидные слова («Елка»).

Короче говоря, Зощенко абсолютно честен со своими читателями: он показывает им мир таким, каким сам видел его, когда был маленьким. И тут мы с удивлением и восторгом обнаруживаем, что за прошедшие сто лет мир детства почти не изменился. И дети не так уж изменились. И их родители тоже. А также бабушки, начальники, няни – в общем, все взрослые. Вот почему нам так интересно читать о них век спустя. Спасибо Лёле и Миньке за то, что рассказали нам об этом!

https://want2read.ru

Сказки
3041 интересуется