Любопытство свойственно многим живым существам, а уж людям – особенно. Отсюда тяга ко всему таинственному, мистическому, которого если нет – то надо придумать.
Есть места, словно созданные для того, чтобы порождать легенды, и одно из них – Васильевский остров Санкт-Петербурга. Такое впечатление, что мифотворчество здесь началось одновременно с возведением северной столицы России.
ЛЕГЕНДА № 1: «А БЫЛ ЛИ ВАСИЛИЙ?»
Название острова связывают с именем инженера и фортификатора Василия Корчмина, который командовал артиллерийской батареей, расположенной на острове, на Стрелке. Напротив находилось Адмиралтейство, и огонь из пушек с обоих берегов Невы перекрывал судоходный фарватер. После возведения укреплений Кронштадта, надёжно защищавших Петербург от нападения с моря, нужда в огневом подразделении отпала.
Бравому бомбардиру Василию даже установлен памятник на пешеходной 7-й линии. Насколько созданный скульпторами образ отражает реальный облик Василия Корчмина, судить сложно – его портретов не сохранилось.
Но был Василий Дмитриевич человеком серьёзным, весьма образованным и входил в число доверенных лиц Петра I. Считают, что царь вёл с Корчминым переписку, адресуя свои послания «Василию на остров». Так имя «Васильевский» за островом закрепилось.
На самом же деле остров назывался Васильев ещё в те времена, когда эти земли входили в Новгородскую республику. Возможно, по имени посадника.
ЛЕГЕНДА № 2: БЫЛИ ЛИ КАНАЛЫ КАК В АМСТЕРДАМЕ?
Большая часть улиц Васильевского острова называется линиями. Они, пересекаясь с тремя основными проспектами: Большим, Средним и Малым, расчерчивают остров подобно сетке. При этом по левую руку расположены нечётные линии, по правую – чётные. Легенда гласит, что после посещения Амстердама Пётр I загорелся идеей построить новую столицу России по подобию главного города Голландии.
Доменико Трезини при составлении плана застройки Васильевского острова пожелания государя учёл и каналы были прорыты как раз на месте нынешних линий.
Но то ли копали неглубоко, то ли мусора жители сваливали в них много – в скором времени они стали непроходимы даже для малых судов и каналы засыпали землёй, превратив в улицы.
В действительности каналы не были прорыты; возможно, в основе легенды о них были обычные водоотводные канавы, необходимые в этой низменной местности.
ЛЕГЕНДА № 3: ЗЕМЛЯ НА НАБЕРЕЖНОЙ – ДЛЯ ХИТРЫХ И ПРЕДПРИИМЧИВЫХ
По замыслу Петра I именно на Васильевском острове должен был находиться центр его новой столицы. Более дорогие и престижные участки по берегам Большой и Малой Невы предназначались под усадьбы вельмож. Один из них, площадью 11 кв. км, царь-реформатор пожаловал Александру Даниловичу Меншикову после победы над шведами под Полтавой. Первый губернатор новой столицы был баснословно богат и выстроил для себя прекрасный дворец, фасадом обращённый к основному руслу Невы.
Это было первое каменное здание в Санкт-Петербурге, достаточно долгое время именно здесь Пётр I проводил торжественные приёмы иностранных дипломатов, отчего дворец получил название Посольского дома.
Перед дворцом была пристань, куда на судах прибывали гости. С набережной они подходили к парадному входу, укрытому за колоннами, которые поддерживают балкон. Здесь в петровское время размещался оркестр, дабы услаждать музыкой приглашённых.
Рядом с Меншиковским дворцом на набережной расположено довольно скромно украшенное здание – дворец Петра II, несостоявшегося зятя Меншикова. Император-подросток, взошедший на престол в 11 лет, был обручён со старшей дочерью светлейшего князя Марией. В честь этого события было начато строительство дворца, которое не было завершено – Пётр II переехал с двором в Москву.
А сам Меншиковский дворец настолько огромен (на фото боковые крылья плохо видны из-за деревьев), что его размеры породили ещё одну легенду.
Меншикову было поручено курировать строительство здания для размещения коллегий – органов государственного управления, аналог министерств петровского времени. Каждая коллегия располагалась в отдельной секции со своим входом, выстроенных в одну линию длиной более 400 метров.
Грандиозная постройка обращена к Неве боковым фасадом. Столь необычная ориентация здания породила легенду о том, что Пётр I пообещал своему сподвижнику отдать всю ту землю, которая останется свободной после постройки.
Хитрый Александр Данилович распорядился развернуть здание Двенадцати коллегий так, чтобы застроить участок вглубь острова, а наиболее дорогую землю на набережной оставить себе. И, хотя Меншиков не упускал случая своровать денег из государственной казны, легенда возводит на него напраслину. Фасад Двенадцати коллегий должен был быть обращён на Коллежскую площадь, которая впоследствии была застроена.
ЛЕГЕНДА № 4: СОСНА-МОНСТР, ВДОХНОВИВШАЯ ПЕТРА I НА МУЗЕЙ
На Васильевском острове находится первый музей, открытый в России – Кунсткамера. Собирать экспонаты для Кабинета редкостей начал ещё Пётр I, скупая различные диковинки, будь то чучела морских рыб или скелет двухголового младенца. Но решение о том, где именно будет находиться здание первого публичного музея, государь принял спонтанно.
Прогуливаясь по берегу Невы на Васильевском острове, Пётр обратил внимание на необычную сосну. Одна из веток дерева сначала росла, как и полагается, от ствола, а потом по какой-то причине загнулась и вросла обратно, образовав дугу, подобно ручке чашки.
Царь воспринял находку дерева-монстра как знак и повелел его срубить, а на том месте, где оно росло, построить здание Кунсткамеры.
Удивительно, но эта история правдива: в подтверждение её в музее хранится ствол сосны с вросшей веткой.
КАК ДОБРАТЬСЯ НА МАРШРУТ ОСТРОВНЫХ ЛЕГЕНД?
Пройтись по этим легендарным местам и лично прикоснуться к камням, помнящим основателя города и его соратников, можно, доехав до станции метро «Василеостровская». А оттуда пешком по пешеходным 6-й и 7-й линиям к набережной реки Невы.
Анна, эксперт по отдыху – OnlineTur.ru
--------------------------------------------------------------------
Какие легенды Петербурга довелось слышать вам? Поддержите автора лайком и переходите к другим тревэл-идеям для поклонников Питера: