Ребята, здравствуйте!
1 декабря вам предстоит написать итоговое сочинение по литературе. Предлагаю универсальный шаблон, которым в прошлом году пользовались мои ученики. Все они получили зачёт.
Надеюсь, и вы успешно сдадите экзамен.
Шаблон итогового сочинения и речевые клише
Вступление. Общие рассуждения по теме (1 абзац).
Возможные варианты вступления
(берём одно из них)
Что такое … (ключевое слово темы сочинения)? Думаю, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этому понятию. ….- это…
Мы знаем о … (ключевое слово) из книг и фильмов, рассказов близких. … играет огромную роль в жизни людей. Так что же такое …(ключевое слово?
Наверное, каждый человек задумывался над тем, что такое (ключевое слово) . Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
Ключевой вопрос (тема сочинения)
(1 абзац продолжается)
Действительно ли...
Можно ли утверждать, что...
Ответ-тезис на главный вопрос темы (2 абзац)
Я думаю, …
Как мне кажется, …
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
Переход к основной части
(2 абзац)
Хочу проиллюстрировать свою позицию примерами из русской литературы.
Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к… (жанр произведения, автор, название.)
О (трагизме неразделённой любви) размышляли многие русские писатели и поэты.
Примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
Основная часть (3 абзац)
Переход к Аргументу 1
Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок)
Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» молодая, неопытная Татьяна влюбляется в Евгения Онегина,
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя)…
Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …
Вспомним героя повести (автор, название).
Обратимся к роману (автор, название)
Интерпретация Аргумента 1
(комментированный пересказ)
Здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Автор повествует….
Автор обращает наше внимание…
Автор приходит к выводу…
Автор описывает ….
Писатель обращает наше внимание…
Нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Микровывод
Этим рассказом/эпизодом автор доносит до нас следующую мысль:…
Писатель приходит к выводу…
Писатель считает, что…
Писатель подводит нас к мысли:
Переход к Аргументу 2: пример из литературы+ микровывод (4 абзац)
Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе….
О горечи неразделённой любви писал и А.С.Пушкин. обратимся к его стихотворению «Я вас любил..»
В повести Н.В. Гоголя «Портрет» также поднимается данный вопрос
Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении.
Заключение (5 абзац)
Таким образом, можно сделать вывод:
Итак, можно сделать вывод:
Как подсказывают литературные произведения,…..
ПОМНИТЕ:
1. Во вступлении должна быть поставлена проблема, которую вы раскроете в главной части.
2. Между вступлением и заключением должна быть тесная связь.
3. В заключение необходимо дать точный и краткий ответ на вопрос, сформулированный во вступлении
Удачи!