Найти в Дзене
Хроника Пикирующего

Cеть "Дикси" когда-то лидировала на рынке. Как взлетела, из-за чего потерпела крах и была в итоге продана

Оглавление

Мало кто знает, что в 2002 году "Дикси" обгоняла в развитии "Пятёрочку" на два года. Что же пошло не так? Почему эта технически продвинутая и во многом инновационная компания так сильно отстала от конкурентов и была продана одному их них? Основание, влет и падение "Дикси".

Как сеть Дикси когда-то лидировала на рынке. Почему споткнулась, не смогла оправиться и была в итоге продана
Как сеть Дикси когда-то лидировала на рынке. Почему споткнулась, не смогла оправиться и была в итоге продана

Откуда деньги

Олег Леонов закончил школу в Магадане и поступил в один из медицинских институтов Санкт-Петербурга. Тут же начал свой первый небольшой бизнес. Родители с севера присылали студенту оленьи шкуры (которые покупались там за копейки), а молодой предприниматель развозил их по комиссионным магазинам.

Через пару лет Олег занялся продажей курсов (да, парень продавал курсы до того, как это стало мейнстримом). Это были наборы с вопросами и ответами для абитуриентов ВУЗа. Его шпаргалки стоили 17 рублей. Первую же партию заказало 600 человек. В то время вырученные 10200 рублей были огромными деньгами.

Олег Александрович Леонов
Олег Александрович Леонов

Свои курсы Леонов продавал через почту и в какой-то момент решил, что пора расширять ассортимент. Так в его каталоге появлялась дополнительная куча товаров — от определителей номера до кухонных комбайнов.

Но поворотным этапом стало сотрудничество с Unilever (мировой лидер на рынке пищевых продуктов и товаров бытовой химии). Олегу тогда предложили реализовывать эти товары не посылками, а через обычные магазины. Так он открыл свой первый оптовый склад.

Откуда возник Дикси

Леонов в интервью рассказал, что перед открытием сети "Дикси" он привез кучу книг по розничной торговле и изучал их с переводчиком. Более того, он нанял несколько американцем, чтоб они помогли с запуском. Хотелось сделать всё по мировым стандартам.

Рабочее место управляющего магазином
Рабочее место управляющего магазином

Первый магазин "Дикси" был открыт в 1999 году в Москве. Любопытно, что в этом же году появилась первая "Пятерочка", но в Питере. А годом ранее в Краснодаре заработал "Магнит". Сразу три легендарные компании-конкурента появилось одновременно в разных точках страны.

Взлет сети

Буквально через пару лет сеть разрослась до Челябинска, а в 2002 уже насчитывает 120 магазинов. Для понимания, Пятерочка перешагнет через свои первые 100 магазинов только через два года — в 2004-ом.

Дикси была реально инновационной компанией. Все те прочитанные книжки дали о себе знать и магазины работали строго по прописанным стандартам. Продавцы ходили в одинаковой форме, носили бейджи и здоровались с покупателями. Сейчас этим не удивить, но тогда люди округляли глаза.

-4

Знакомые из развития рассказывали про те золотые времена. Сейчас все хорошие объекты уже заняты, на остальные цены космические, ФАС постоянно лютует и запрещает открывать новые точки, а тогда просто пройдясь по городу можно было найти десяток отличных мест под магазины.

В 2007 году, когда сеть насчитывала уже около 400 магазинов и нескольких распределительных центров, Олег продает свою долю в компании за $600 млн (всё предприятие оценили в $1,2 млрд). Покупателем стал Игорь Кесаев, который занимается оптовой продажей табака.

Как Дикси споткнулась

В 2008 году случился кризис, который мощно ударил по российской торговле. У сетей было всего два пути: максимально урезать свои расходы и тихонько пережидать или начать активничать и скупать конкурентов, пока они дешево стоят.

Раздача листовок Пятерочка у входа в магазин Дикси
Раздача листовок Пятерочка у входа в магазин Дикси

В эти годы "Пятерочка" приобретает 130 супермаркетов "Перекресток" и 660 универсамов "Копейка", а "Магнит" привлекает деньги, чтоб открыть 10 новых гипермаркетов и 300 магазинов у дома. Есть мнение, что в этот момент "Дикси" выбрала стратегию "переждать", из-за чего всё и пошло по наклонной.

К 2010 у компании 650 точек. Она отстала от конкурентов и видит, что потеряла какое-то внятное позиционирование. Размылся портрет целевой аудитории. Дикси решается на ребрендинг. Теперь её логотип — это круг с буквой "Д", а лицом новой рекламы становится Клара Захаровна.

Клара Захаровна в исполнении актера Павла Кабанова
Клара Захаровна в исполнении актера Павла Кабанова

На маркетинг выделяют 500 млн рублей. Запускается масштабный ребрендинг, который продлится до 2013 года и полностью обновит уже порядком потрепанные магазины. Начинают активно внедрять СТМ (в Дикси своих марок на полках доходило до 40%, это лучший показатель среди конкурентов).

Президентом компании тогда был Илья Якубсон (сейчас возглавляет сеть "Чижик"). Под его руководством "Дикси" приобрела ГК "Виктория" (235 "Кварталов" и 20 этих самых "Викторий") и смогла закрепиться на третьем месте в списке продуктового ритейла РФ. На этом хорошие события в истории компании закончились.

Развал и продажа

-7

Илья Адольфович (реальное отчество) Якубсон покидает компанию в 2015 году и там начинается какая-то безумная череда перестановок топ менеджеров. Приходят новые, увольняют старых. Этих новых ловят на участиях в тендерах каких-то аффилированных контор и на нецелевых расходах.

У конкурентов выручка растет, а у "Дикси" падает (в 2016 г — 311 млрд руб, в 2017 г — 282 млрд руб). В эти годы "Пятерочка" разгоняется и открывает по 7-8 магазинов в день, а "Дикси" решает временно свернуть развитие. Впервые стали задерживать и урезать зарплаты сотрудникам розницы.

-8

Тогда в сети работали несколько знакомых, которые рассказывали, что отдел эксплуатации просто перестали реагировать на заявки. Например, в торговом зале полгода назад перегорели лампочки и никто не едет из заменить. Выполняют только жизненно необходимые задачи — поломка холодильника или входной двери.

В 2019 г сеть делает последнюю попытку выбраться из ямы и открывает магазин в совершенно новом формате, вложив в обновленную точку 13 млн руб. Магазин выглядел вполне достойно (где-то тут писал про него). К сожалению, масштабно раскатать этот концепт не удалось и он остался образцом того, во что могла бы превратиться сеть.

-9

В том же 2019 "Дикси" продает часть когда-то купленной ГК "Виктория" конкуренту — X5 Retail. А через несколько дней проводит слияние с алкомаркетами "Красное и Белое" и "Бристоль".

Сеть еще пару лет находится в режиме выживания, но в 2021 году окончательно продается "Магниту". АО "Тандер" купил 2651 магазин "Дикси" в Москве и Санкт-Петербурге и пять распределительных центров за 92 млрд рублей.

-10

Озвученной причиной продажи стало то, что акционеры объединённого розничного бизнеса видели больше перспектив у алкомаркетов "КБ" и "Бристоль", чем у "Дикси". Было решено избавиться от непривлекательного актива.

Итого

Дикси изначально была самой продвинутой из всех наших продуктовых сетей. Они внедряли успешные западные технологии и практики, развивались быстрее конкурентов, но в какой-то момент остановились и были очень быстро раздавлены.

Крупная компания, которая была построена "с нуля" и за 20 лет прошла путь от инновационного лидера рынка до полуживого неликвида от которого хотят побыстрее избавиться.