По «праву на забвение» у каждого человека есть возможность удалять нежелательные ссылки о себе из поисковиков. Каков механизм работы права и есть ли у него подводные камни? Рассказываем в нашей статье.
Содержание:
- Что такое «право на забвение»?
- Закон о «праве на забвение» в Российской Федерации.
- В каких случаях требование удалить информацию о себе будет обоснованным?
- Как воспользоваться «правом на забвение» в Yandex, Google, Mail.ru?
- Минусы «права на забвение».
- Какие ещё есть способы удаления информации из интернета?
Что такое право на забвение?
«Право на забвение» — это часть такого большого понятия как «неприкосновенность частной жизни». Оно дает возможность удалять нежелательные ссылки из поисковиков, но только физическим лицам и только, если с момента публикации прошло 3 года. Воспользоваться «правом на забвение» могут не все, и в этом есть как плюсы, так и минусы. Но обо всём по порядку.
Приведём простой пример. В 2014 году житель Испании Марио Костех Гонсалес обратился в суд Евросоюза с иском против Google. Он требовал удаления из поисковой выдачи газетной заметки 14-летней давности, в которой говорилось о продаже его дома за долги. Задолженность давно была погашена, а в Гугле имя Гонсалеса до сих пор ассоциировалось с не очень приятным, а главное, утратившим значение, неактуальным событием.
Суд принял решение в пользу заявителя и это стало прецедентом, после которого жители Евросоюза завалили Google исками об удалении информации о себе.
Закон о праве на забвение в Российской Федерации
В России право на забвение было официально закреплено в 2016 году (закон № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации…» и статьи 29 и 402 ГК РФ).
По этому закону гражданин имеет право требовать от поисковика прекратить выдачу ссылок на информацию о нём, распространяемую с нарушением законодательства РФ, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.
Короче, если поисковики выдают о вас ссылки на нежелательные статьи и публикации — вы можете потребовать их удаления. Однако это касается только материалов, с момента публикации которых прошло как минимум 3 года.
В каких случаях требование удалить информацию о себе будет обоснованным?
Вот несколько примеров из европейской практики, которые приводит сам Google:
- Объявление о пропаже ребёнка, поданное вторым родителем. Публикации были в соцсетях и на новостных сайтах. Заявитель предоставил в Google доказательства, что является единственным опекуном и что ребёнок не пропадал. Публикации были удалены, поскольку раскрывали конфиденциальную информацию о несовершеннолетнем.
- Статьи на новостных сайтах о прошлых преступлениях и приговорах (в т.ч. об изнасиловании). Человек, отбывший наказание, попытался договориться об удалении публикаций из поиска, но получил отказ в связи с серьёзным характером преступлений и общественной значимостью этой информации.
- Бывший сотрудник компании попросил исключить из поиска статью 6-летней давности, в которой упоминалось его имя и говорилось о подделке подписей в документах компании. Заявитель предоставил в Google результаты внутреннего корпоративного расследования и доказательства того, что никаких нарушений на самом деле не было. Ссылка была удалена.
Как воспользоваться правом на забвение в Yandex, Google, Mail.ru?
Чтобы запросить удаление материала из поиска, нужно заполнить специальную форму (ссылки на запросы для поисковиков Гугл, Яндекс и Мэйл.ру мы оставили в конце статьи).
В запросе нужно объяснить, какое отношение к вам имеет приведённая информация (например, там упоминается ваше имя и фамилия и т.д.), а также обосновать, почему вы считаете контент неправомерным, неточным или устаревшим. Чем более подробно описана ситуация, тем больше шансов, что, как минимум, к вам не возникнет дополнительных вопросов. Поисковик обязан в течение 10 дней дать ответ на запрос либо прислать просьбу о дополнениях.
Минусы права на забвение
- В Google подчёркивают, что все запросы специалисты рассматривают в ручном режиме, каждый раз взвешивая на весах общественную значимость информации и личные интересы заявителя. Скорее всего, такая же процедура и в Яндексе.
- Если заявитель является публичной персоной, занимается бизнесом или политикой, шансы договориться об удалении сильно уменьшаются. Информация о таком человеке может затрагивать общественные интересы.
- Часто поисковики не удаляют контент без предоставления решения суда (например, о факте клеветы и т.д.), так как не хотят брать на себя ответственность за разрешение конфликтов.
- «Право на забвение» распространяется только на физических лиц. Удалить устаревшую или неправомерную информацию о компании через запрос в поисковик не получится.
- Чтобы запросить удаление информации по «праву на забвение», нужно, чтобы с момента публикации прошло 3 года и более. Свежий контент по такой схеме заблокировать не получится.
Какие ещё есть способы удаления информации из интернета?
Если удалить информацию критически важно, можно привлечь к этой задаче специалиста по управлению репутацией в Сети. Изучив ситуацию, интернет-эксперт составит корректный, исчерпывающий запрос, проведёт переговоры с представителем поисковика. А если произвести деиндекс (то есть удалить из поиска по праву на забвение и другим) не удастся, то заблокирует нежелательную информацию другим способом. Причём быстро заблокировать можно будет и совсем свежие, недавно вышедшие материалы.
За 6 лет работы на рынке управления репутацией, мы в You Story Global освоили все эффективные способы блокировки информации:
- удаление через запрос в администрацию соцсети (в случае, если контент нарушает правила площадки);
- переговоры с администрацией сайта или автором контента (если в материале есть признаки нарушения законов РФ, например, клевета, разглашение конфиденциальной информации, нарушения авторского права);
- смещение нежелательной информации из первых 4-5 страниц поиска за счёт публикации актуального контента;
- очистка нежелательной информации о персоне во всех поисковиках по «праву на забвение».
Профессиональное удаление информации из Сети основывается на знании законов страны, понимании правил и специфики работы интернет-площадок, умении быстро находить в интернете скрытую информацию, знании разных технических нюансов. Ещё очень важны навыки ведения переговоров со специалистами техподдержки соцсетей, сайтов, поисковиков.
Удалив почти 1000 нежелательных материалов, мы практически не обращались в суд, потому что это грозит дополнительной оглаской и затягиванием процесса.
Весь наш опыт показывает, что при правильном выборе способа блокировки, удалить материал можно за 2-30 дней. А, главное, сделать это тихо и незаметно, чтобы не поднять новый скандал.
А у вас был опыт использования своего «права на забвение»? Расскажите, удалось ли вам добиться результата и как это получилось?
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на наш Дзен, чтобы узнавать ценную информацию о защите репутации в интернете. А за удалением нежелательной информации вам сюда.
Запрос на удаление из Google:
https://support.google.com/legal/contact/lr_rudpa?&product=websearch
Запрос на удаление из Yandex:
https://yandex.ru/support/abuse/troubleshooting/oblivion.html
Запрос на удаление из Mail.ru:
https://go.mail.ru/support/oblivion/
Полезные статьи по теме удаления информации из интернета:
1. Как удалить чужое видео из YouTube 2021? Лучшие методы и зачем это нужно.
2. Что такое и как работает Content ID на YouTube? Система для защиты авторских прав видеоблогеров и музыкантов.