ПОСТ, КОТОРЫЙ ДВА ГОДА НАЗАД БЫЛ ВЫЛОЖЕН В ФЕЙСБУКЕ. Что-то захотелось выложить, два года прошло, команды уж нет, а проблемы остались...
…Один известный спортивный деятель меня спросил однажды: зачем ты это делаешь? Зачем ты ссоришься даже с теми, кто к тебе хорошо относится? Он тоже ко мне хорошо относился, пока я ему не мешала. И не задавала неудобных вопросов. А как задала - все, считай, поссорилась.
Отвечу:
1. Первое – что значит ссоришься? Я порой задаю неудобные вопросы, но если людям нечего ответить по поводу своих же поступков – то это их проблемы, а не мои. Когда нечего ответить, проще всего послать подальше того, кто спрашивает. Что и делают многие. Имена вы все сами знаете.
2. Как показывает опыт, эти люди ко мне хорошо относятся только до тех пор, пока я не задаю неудобных вопросов. Только начни задавать – все их хорошее отношение как рукой снимет. Не умеют они держать удар
Так что же мне, всю жизнь теперь слова не сказать? Ради их хорошего отношения?.. Молиться теперь на их хорошее отношение? Пусть хоть весь спорт развалится – а для меня будет главным отношения не испортить? Да уж как-нибудь уж справлюсь, проживу.
Давайте вспомним, что решение вопроса начинается с его озвучивания. К сожалению, у нас во главу угла ставится не решение вопроса, а сделать так, чтобы о проблемах никто не узнал. Мы всегда занижаем цифры после стихийных бедствий и терактов, мы делаем вид, что допинга у нас не существует, мы не наказываем тех, кто прокололся, напротив наша задача – любой ценой сохранить нарушителю его место, чтобы доказать: русские не сдаются! Врешь, не возьмешь!
А потом удивляемся: откуда у нас столько проблем в спорте?
Скажите, многие ли знают, как у нас обстоят дела с футбольной командой Иркутска? И вообще о том, что у нас команда есть, многие слышали? Как она называется, где играет, кто ею руководит и кто в составе? Это печально, но в Иркутске единицы способны ответить на эти вопросы.
А теперь давайте вспомним, зачем вообще нужна профессиональная команда? Это спортивно-массовое зрелище. Массовое! Если для здоровья или ради любви к футболу – вот, пожалуйста, есть любительские турниры. Профессиональная команда – это очень дорогое удовольствие, одни перелеты чего стоят. Так ради чего эти траты?
Ради того, чтобы у народа были «маячки», огоньки, вот эти очаги радости в виде игр своей любимой команды. Это эмоции очень сильные – когда твоя команда выигрывает. И когда она просто играет, а ты идешь на матч с волнением, переживаешь – это очень мощно. Мало что в жизни способно давать такие сильные ощущения.
Но это удовольствие очень дорогое, и оно в России практически не способно окупить себя. Вариант пытаться отбить затраты на билетах или накручивая цены на атрибутику – это априори неверно. Зрители должны заполнять трибуны, быть красиво одетыми – в цвета команды и с флагами. Вот их работа.
Расходы несет спонсор: в Иркутской области это крупный бизнес, который ведет деятельность на территории региона и пользуется его ресурсами. За это он дает народу такое дорогостоящее развлечение, как профессиональный спорт. Насыщает серую и унылую жизнь радостью.
А что такое клуб в этой цепочке? Клуб – это всего лишь посредник между народом и бизнесом, это структура, которая должна потратить средства бизнеса максимально эффективно. Вот говорят: деньги, деньги, дайте нам денег!.. Так в этом-то и есть особое искусство: не выходя из рамок бюджета, сделать красивую вещь. С деньгами-то любой дурак сможет.
Работа клуба – насытить народ этой радостью, дать ему зрелище, чтобы он заполнят трибуны. Если народ не ходит, то деньги, получается, впустую. Да, развитие футбола и все такое – это важно. Но развитие – это неизбежный эффект грамотной работы. Если все делается правильно, то и команда заиграет, и зритель пойдет, и цели будут достигаться. Если они есть.
А какие у нас цели?.. Они есть вообще?
Если и есть, то народу о них ничего не известно. Получается, что вся эта «кухня» затевается просто ради того, чтобы можно было отчитаться: мы не оставили Иркутск без футбола! Команда есть, она играет. А где и как она играет, с каким настроением – мало волнует тех, кто пишет бодрые отчеты.
- А что мы сделаем, если люди не ходят? – говорят мне в клубе.
Как это – что? Наверное, как-то привлекать народ, работу вести. Вот если магазин новый открывают, там же проводят какие-то акции-дегустации, подарки, скидки. Причем работа эта не разовая, а целенаправленная.
- А вот мы афиши повесили, разве не видели?
Нет, не видела. Одних афиш мало, работу надо вести в комплексе. А давайте сделаем интервью о предстоящем сезоне, какие планы у руководства, чего ждать, какие перемены?
- Так у нас еще насчет денег ничего не известно. Вот через два месяца приходи. Там решится. А сейчас-то о чем рассказывать?
- Да о команде, о планах, какие цели, чего ждать?
- Вот будут деньги – напишем.
Я-то, дурочка наивная, считала: если человек «заряжен», если он горит своим делом, то ему всегда есть о чем поговорить! Напротив, его не остановить, настолько ему важно поделиться. А у нас если денег нет – то и поговорить не о чем.
Я вот сейчас осознаю, что опять начинаю, выражаясь иркутским языком, «ссориться». Я сто лет знаю тех, кто сейчас в руководстве ФК «Зенит», они ко мне хорошо относятся. А я, такая-сякая, «ссорюсь».
- Я вообще не понимаю, зачем с кем-то ссориться? – сказал мне один иркутский руководитель.
Вот как, видите. Говорить о проблемах – это скандалить. А делать вид, что их не существует – это жить хорошо и по правилам. По-иркутски. А потом удивляемся: почему все со спортом так плохо? Ведь рапортовали, что все хорошо. А руководству недосуг проверить, как на самом деле.
Не надо думать, что это только мне не нравится. Мне часто звонят, спрашивают: почему у нас все так грустно с футболом? Три года играет клуб, три года пустые трибуны, а мы все ждем чего-то. И нет в городе общей футбольной семьи. До сих пор висят на ногах старые политические «гири»: эти за белых, а эти за красных, стало быть, сотрудничество невозможно! Федерация футбола Иркутской области отдельно, профессиональная команда – отдельно.
Игроков тоже многое не устраивает.
Не нравится столько лет играть при пустых трибунах, не нравится, что нет задач, нет стратегии, нет развития. Я бы назвала имена этих ребят, если бы не опасалась мести со стороны клуба. У нас же так принято: мстить тем, кто озвучил проблему, вместо того, чтобы разбираться, кто эту проблему допустил, и решать ее.
Я уже попыталась весной разобраться. Итог – я до сих пор в черном списке в группе ФК «Зенит». Неведомые ребята, которые рулят группой, установили мне испытательный срок, пока не исправлюсь. Пока не перестану неудобные вопросы задавать. Причем сам ФК «Зенит» понятия не имеет, кто этой группой руководит, а своей официальной группы у клуба нет. Кошмар, двадцать первый век на дворе, а у команды ПФЛ своей группы в соцсети нету. Но мы же не будем решать вопросы. Мы лучше будем и дальше мстить тем, кто с нами не согласен.
Будете ведь, друзья мои?
Или все-таки способны на конструктивную беседу?
Ведь так нельзя. Команда – это не чья-то личная собственность. Она всему городу нужна, а не только ради того, чтобы вам было куда на работу приходить.
Предлагаю на правах федерации спортивных журналистов Иркутской области провести встречу журналистов с клубом: почему команда так плохо освещается, какие задачи стоят перед пресс-атташе, планируются ли какие-то изменения, или всех всё устраивает?
Ведь команду, которая нужна и любима в городе, все-таки проще сохранить, и финансирование найти. А если о ней никто не знает... Ее не станет - почти никто и не расстроится. Вы себе работу найдете.
А игрокам-то что дальше делать? И болельщикам?..