Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Бакинская хоральная синагога (1902) — сохранившаяся история "еврейского" Баку

Оглавление

На фоне поднятия Ираном еврейского вопроса в Азербайджане. Непонимания большей части рунета, как может официальный Баку дружить с Тель-Авивом в ущерб отношениям с Тегераном. Удивления российских мусульман. Я решил коротенько кое-что разъяснить.

Евреи не просто один из народов живущих в Азербайджане. Это древнейшие переселенцы, по сути ставшие коренным народом.

Есть достаточно упоминаний в исторических источниках, что еврейские племена переселились на территорию Азербайджана еще при Ахеменидах, а это 7-4 век до нашей эры.

Достоверно известно, что как минимум с 7 века нашей эры, евреи уже были значимой частью населения государства Ширваншахов.

В Шабране, при раскопках был обнаружен еврейский квартал и синагога 7 века.

Шабран возник в V—VII вв. как город-крепость, а к IX—X вв. превратился в крупный политико-административный, торгово-ремесленный и культурный центр государства Ширваншахов. В середине XI в. семейная усыпальница Ширваншахов находилась именно в Шабране. (с) Википедия
Крепостная стена древнего Шабрана
Крепостная стена древнего Шабрана

Евреи не только жили на территории Азербайджана, они впитали в себя культуру, язык, менталитет азербайджанского народа, по сути став его неразрывной частью (при этом сохранив собственную самоидентификацию).

К примеру, если российские евреи почти в 100% случаев называют родным языком русский, то 93.5% горских евреев Азербайджана называют таким язык своей этнической группы. При этом только 19.3% владеют русским, и более 96% азербайджанским.

Это что касается горских евреев, которые не смотря на ассимиляционные и миграционные процессы остаются одной из крупнейших диаспор в мире.

-3

Если брать процентное соотношение к общему количеству населения стран, то Азербайджан вне конкуренции. При этом надо учитывать, что значительная часть диаспор других стран это выходцы из Азербайджана.

В 70-х годах, здесь проживало 50% мировой диаспоры, и тем не менее:

Горские евреи Азербайджана являются единственной еврейской общиной СНГ, демонстрирующей относительно благополучную демографическую ситуацию и в постсоветский период.

Баку

Помимо горских евреев, в Азербайджане проживают грузинские и европейские (ашкенази), которые живут в основном в Баку.

Была еще и бакинская община курдских евреев, но их выслали, в 1939 году, в Иран (400 семей имевших иранское гражданство) и Казахстан.

Появление этих евреев связано с приходом Российской Империи.

Согласно ведомости о числе жителей крепости Баку и её предместий с указанием национальной и сословной принадлежности на 1810 год, представленной Бакинским комендантом генералом И. И. Репиным в Казённую экспедицию Верховного Грузинского правительства, в Баку насчитывалось 26 иудеев, в том числе 1 раввин. (с) Документы по истории Баку. 1810—1917. — Баку, 1978, с. 12

И конечно, вместе с Империй пришел и антисемитизм.

Уже в 1814 году, бакинским евреям пришлось бежать в Губу, так как в городе стал активно пропагандироваться "кровавый навет".

Кровавый навет на евреев — обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях. В основе кровавого навета лежит фольклорный сюжет, согласно которому евреи ежегодно приносят в жертву христианского ребёнка и используют его кровь в своих религиозных обрядах.

Это был первый и последний случай, когда евреям что-то угрожало в Баку.

Позже часть евреев возвратилась в город, но вплоть до 70-х годов 19 века, еврейская община была сравнительно мала (около 50 человек). К этому времени в Баку уже был еврейский молитвенный дом (1832 г.) и строилась синагога ремесленников.

Даже нефтяной бум не очень привлек еврейское население. В 1891 году его было всего 390 человек.

А потом началось активное строительство большого Баку. Город быстро становился одним из цивилизационных центров Российской Империи, и евреи приняли в этом активное участие.

К 1897 году, их уже стало в столице 2340, а к 1913 году — 9689. Это 4.5% населения тогдашнего Баку!

Город привлекает евреев не столько своими возможностями, сколько редким для тех лет толерантным отношением к людям проповедующим иудаизм.

Крепнут связи и на личном уровне. Достаточно сказать, что в 1912 году, из 185 практикующих врачей, 69 были евреями.

Один из них, не побоюсь этого слова "великий", детский врач Евсей Гиндес, станет министром здравоохранения Азербайджанской Демократической Республики (а затем и депутатом Парламента).

Евсей Яковлевич Гиндес (1872, Киев, Российская империя — 5 сентября 1954, Баку) — русский и советский врач-педиатр, организатор здравоохранения, общественный и государственный деятель. Доктор медицинских наук (1941). Герой Труда (1938), Заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР (1928), Заслуженный врач Азербайджанской ССР (1940).

Большая хоральная синагога

В начале 20 века в Баку действовали:

  1. Синагога ремесленников.
  2. Синагога курдских евреев.
  3. Синагога, переделанная в 1898 году из старого молитвенного дома.
  4. Синагога грузинских евреев.
  5. Сабунчинская синагога (в пригороде).

В 1902 году, на средства еврейской общины и азербайджанских меценатов, начинается строительство Центральной хоральной синагоги. (По проекту архитектора И. В. Гославского.) К 1910 году, она открывается.

Следуя ее "песенному" предназначению, она и отстраивается в модном на то время "греческом" стиле.

Большая хоральная синагога
Большая хоральная синагога

Этот "театральный" вид, наверное ее и спасает в начале 30-х, когда Советы рушат самые значимые религиозные объекты Баку — мечеть Биби Эйбат и собор Александра Невского.

Хоральную синагогу закрывают (1932), национализируют, а потом передают Бакинскому еврейскому рабочему театру (1933).

Труппа театра
Труппа театра

В 1936 году, театр становится государственным (Азербайджанский Государственный Еврейский Театр), приобретая большую популярность.

В 1926 г. в Баку проживали 21 995 евреев (19 583 — европейских, 1985 — горских и 427 — грузинских).

Но уже к началу Второй мировой войны у театра возникли проблемы. Его труппу распределяют по другим театрам Союза, а в 1941 году и вовсе закрывают.

Надо отметить, что еврейский театр был не только в Баку, в Губе существовал свой, основанный в 1920 году.

Труппа Губинского театра
Труппа Губинского театра

К сожалению, все попытки открыть театр после войны, а не многократно предпринимались, не увенчались успехом. Впереди еще было "дело врачей", "дело о сионистском заговоре в МГБ" и т.д.

Тем не менее:

В 1946 г. в Баку начал работать цех по выпечке маццы; в крайне тяжелом для советских евреев 1952 г. здесь были открыты две вновь построенные в полуподвальных зданиях синагоги — для ашкеназов и для грузинских евреев. Власти города, как и республиканские власти, по своей инициативе не притесняли евреев. (с) Электронная еврейская энциклопедия - https://eleven.co.il/diaspora/communities/10381/

В 1968 году, уже порядком обветшавшее здание (во время войны там лазарет, а после Государственный научно-исследовательский институт мелиорации) передают под театр песни имени Рашида Бейбутова.

Это позволяет провести работы по восстановлению первоначального вида (были закрыты только боковые двери).

Азербайджанский государственный театр песни имени Рашида Бейбутова
Азербайджанский государственный театр песни имени Рашида Бейбутова

Нынешние времена

Не смотря на то, что в 80-х годах был облегчен выезд евреев на историческую родину, а времена Перестройки были очень тяжелыми, в Баку сохранилась значительная часть еврейской общины.

По данным переписи 1989 г., в Баку проживали 22 836 евреев (ашкеназов) и 8438 татов (фактически — горских евреев). Всего: 31 274 человека (почти 2% населения).

После начала войны в Карабахе и внутренней нестабильности, отток евреев усилился (это касалось представителей всех национальностей).

Алия из Баку в Израиль составила в 1989 г. 385 человек, в 1990 г. — 7371 человека, в 1991 г. — 5283 человека; в 1992 г. — 2520 человек, в 1993 г. — 3162 человека. По оценке Еврейского агентства, в 1994 г. в Баку проживало около 26 тысяч евреев и членов их семей.

Но, как мы видим, большинство предпочло остаться на Родине, защищая ее от оккупантов.

Достаточно вспомнить героя Азербайджана, танкиста, Альберта Агарунова.

Памятник Герою на Родине, в Баку
Памятник Герою на Родине, в Баку

Во Второй Карабахской войне, также участвовали азербайджанские евреи. Можно вспомнить видео записанное Даниэлем Забраиловым прямо с позиций.

В нем он обратился к израильтянам:

Я горжусь тем, служу своей родине. Земли, которые были оккупированы армянами 30 лет назад, освободим мы. Шалом, Израиль, я хотел бы обратиться к Израилю. Поддержите нас (морально). Молитесь за нас. Правда за нами. Правда за Азербайджаном. Карабах — это Азербайджан.
Даниэль Забраилов
Даниэль Забраилов

Или Давида Садиева, выпускника бакинской школы №46. Он подписал свое фото, выставленное в соцсети:

Да здравствует дружба Азербайджана и Израиля! Карабах — это Азербайджан!
Давид Садиев
Давид Садиев

И таких примеров множество.

Стоит напомнить, что и государство Израиль в это время помогало Азербайджану.

Где тогда был Иран? Боролся против возросшего национального самосознания 35 млн. азербайджанцев у себя в стране? Помогал продовольствием и горюче-смазочными материалами армянской армии?

По данным Еврейского агентства для Израиля (JAFI), известного также как «Сохнут», Азербайджан является самым еврейским государством в Азии.

Удивительно, что на втором месте идет Иран:

  1. Азербайджан — 30 600 человек.
  2. Иран — 22 900.
  3. Узбекистан — 13 700
  4. Индия — 13 000.
  5. Казахстан — 12 600.
  6. Грузия — 11 400.

И напоследок, назло недоброжелателям. Две современные синагоги построенные в Баку.

Синагога горских евреев в Баку — синагога в столице Азербайджана, в городе Баку. Здание синагоги, построенное в 2011 году, находится на улице Али Мардана Топчибашева, 72
Синагога горских евреев
Синагога горских евреев
Синагога ашкеназских евреев в Баку — синагога в столице Азербайджана, в городе Баку. Расположена в центре города.
В 2002 году было принято решение построить новое здание синагоги. Открытие нового здания синагоги состоялась 9 марта 2003 года.
Синагога ашкеназских евреев
Синагога ашкеназских евреев

Вот как-то так ... )