Найти в Дзене
Old school dude

Кен Хенсли об окончание "Золотой эпохи" Uriah Heep сквозь призму гитарного звука

Оглавление

"Моя музыка проста... я выражаю свои чувства относительно каких-то вещей, мои жизненные обстоятельства источник вдохновения для моей музыки. Я могу следовать только за своим сердцем, делать то, что я делаю и надеяться, что это найдет отклик у других людей, поддержит их, а может быть даже сделает чуточку более счастливыми". Кен Хенсли

Золотой эпохой Uriah Heep обычно называют период с 1972-го по 1976-й год, когда были записаны наиболее впечатляющие "классические" альбомы группы, а музыкантам коллектива удалось существенно реализовать свой недюжий, данный им от природы потенциал. Часто они взаимодействовали как единое целое, получая на выходе синергетический кумулятивный эффект, выраженный в работах, вошедших в сокровищницу рок-музыки. И хотя не обходилось и без споров и дрязг, уверенная рука основного креатора команды, Кена Хенсли, его неуемная и богатая фантазия и неиссякаемая энергия неизменно приводили группу к творческим обретениям, таким качественным и духоподъемным.

Обычно все отмечают композиторский дар Кена Хенсли, его клавишные изыски, талант аранжировщика и даже певческие навыки, зачастую забывая каким же самобытным он был гитаристом. Почему-то мне всегда хотелось познать историю Uriah Heep через призму гитарного звука именно Хенсли, а не Бокса. И поскольку я не нашел, где это прочесть... пришлось писать самому.

Отдавая должное его многогранности и поливалентности, я буду делать больший акцент именно на его гитарной ипостаси. Повествование будет сопровождаться цитатами самого маэстро. Это продолжение, начало здесь: Часть-1, Часть-2:

Кен Хенсли. Фото из открытых источников
Кен Хенсли. Фото из открытых источников

"Sweet Freedom" и "Wonderworld"

Альбомы "Sweet Freedom" и "Wonderworld", вышедшие соответственно в сентябре 1973 и июне 1974 года, оказались стилистически схожи. Как отмечали музыковеды, "Uriah Heep начали исследовать новые стили, чтобы конкретизировать их сочетание сложности прога и мускулов хэви-метал".

Обложка альбома "Sweet Freedom"
Обложка альбома "Sweet Freedom"

Коммерчески первая работа была очень успешной, получив платиновый статус по ту сторону Атлантической лужи. Публика вошла во вкус "Хиповской" музыки, и ребята не разочаровали, подав ее, хоть и без поражающих воображение изысков, но в том "кайфовом" виде, каковой от них и ожидали.

На обоих альбомах наличествовали и несколько ударных номеров, ставших хитами. Эти работы были достаточно сильными – особенно первая, – но все же не такими впечатляющими, как их вершина творческих достижений – "Demons and Wizards", хотя на них коэффициент хард-рока в смеси с прогрессивом был немного выше, и проявились кое-где элементы фанка. Собственно именно тогда возник жанровый термин "хард-н-арт", определяющий музыку группы. Традиционно три четверти песен были либо чистого авторства Кена Хенсли, либо в его соавторстве.

"В основном я сочинял на гитаре, потому что мы много гастролировали, и в те дни не существовало портативных клавишных, которые можно было бы для этой цели использовать".

Настоящим хитом номер один стала "Stealin", ставшая одним из мировых хитов и одной из визиток группы. Неприкрытый восторг вызывает выдающийся вокал Байрона на фоне шикарного "Хэммонда" Хенсли, изысканной ритм-секции и аутентичных хоровых подпевок. Лирика же рисует образ человека, который решил заполучить все блага мира, но понял, что Богом ему отведено слишком мало времени. История ее создания любопытна.

"Я пришел в квартиру Гэри в Лондоне. Тогда он действительно боролся с героином, и я хотел помочь, чем мог. Мы выкурили пару косяков и немного поиграли, и после этого момента я и написал "Stealin". История чисто выдуманная, поскольку я не знала ни "Дочерей Ранчера", ни "Королев цыган"."

Видео с ютуб-канала vanhalter

Создание альбома "Sweet Freedom" проходило после того, как менеджер группы Джерри Брон, отвоевал для них у лейбла "Mercury" права на издание собственных работ на территории Северной Америки. Поэтому, вкусив "сладкой свободы", они отправились во Францию, где в известной студии "Chateau D’Herouville" и была записана эта пластинка.

"Самая большая награда в области музыки приходит к тебе, когда ты рискуешь".

Смена родного Лондона на парижские угодья никак не повлияла на уровень записи и уж, тем более, песен. Правда, работа над альбомом "Sweet Freedom" уже была омрачена наметившимся конфликтом между "мозгом" группы Кеном Хенсли и ее "лицом", Дэвидом Байроном, который к тому времени уже злоупотреблял алкоголем.

"Когда ты записываешь по два альбома в год, как основной автор, ты довольно сильно занят. Но ты всегда чувствуешь по аудитории, что происходит. Мы всегда прислушивались к поклонникам, их переживаниям, их энергетике, и мы в действительности впитывали энергию, идущую от них, чтобы потом вернуть ее обратно".

Кен Хенсли освоил, наконец таки, Мини-Муг, может поэтому его гитарных работ оказалось меньше обычного: игра слайдами на "If I Had The Time", акустическая гитара на "Seven Stars" и совместно с Боксом в балладе "Circus". Впрочем, исходя из музыки на альбоме "Sweet Freedom", трудно было ожидать от него каких-то других особых гитарных подвигов.

Кстати, о Мини-Муге. В эпической проговой антивоенной композиции Хенсли "Piligrim", где лирическому герою пришлось выбирать между любовью и войной, однако в итоге он все потерял, этот инструмент буквально воссоздает звучание человеческого голоса в высоком регистре.

"Мне нравится писать с квазиэпическими посылами, отсюда и динамика между куплетами и припевами, которые действительно усиливают впечатление".

 Обложка альбома "Wonderworld"
Обложка альбома "Wonderworld"

Что до альбома "Wonderworld", то здесь гитарный бенефит Кена Хенсли включал роскошную игры слайдами в блюз-роковой "I Won't Mind" и фанковой балладе "We Got We". Последней это придало несколько трагичный окрас. Помимо этого он расписал голосовую полифонию в "воздушной" балладе "The Shadows And The Wind", и эта композиция своим вокальным многоголосием в те годы завораживала не менее, чем аналогичные опусы Queen и Yes.

Если "Sweet Freedom" приняли в целом благосклонно, то от "Wonderworld" не были в восторге ни критики, ни фанаты, да и, пожалуй, сами музыканты. Поскольку он писался в Мюнхене на "Musicland Studios", это несколько выбивало их из привычной обстановки.

"Мы продолжали записываться за пределами Великобритании по налоговым причинам. Неправильная мотивация, неверный результат. "Musicland" в Мюнхене была отличной студией, но мне нужна была собственная подушка, а не какой-нибудь проклятый номер в отеле.

Запись за границей нарушила нормальный метод работы группы, и это имело большой негативный эффект на группу. Наше общение разваливалось, мы спорили о таких вещах, как гонорары, и мы вовлекались в дела, выходящие за рамки музыки.

Есть много печальных историй из этого времени, хотя кто-то недавно заметил, что в заглавной песне есть все нормальные аккорды, кроме ля минор! Я все еще не могу сыграть это вступление! "Wonderworld" – это имя, которое я дал месту, куда я иду, когда сплю и мечтаю. Это довольно глубокая лирика, не правда ли?"

На альбоме "Хипы", отыскивая новые направления в традиционном хард-роке, несколько изменили стиль. К сожалению, эта прекрасная пластинка была встречена критикой в штыки, а направление, впервые нащупанное Uriah Heep, через несколько лет уже будут весьма активно разрабатывать совсем другие группы.

"Мне понравился Мюнхен, понравилась студия, понравился отель. Но я ни за что не хотел бы вернуться туда, чтобы записываться. И мы никогда не возвращались.

"Wonderworld" и его предшественник, "Sweet Freedom", который мы записывали в "Chateau D'Heroville", сильно пострадали от того, где мы записывались. В обоих случаях это было сделано по неправильной причине: только ради того, чтобы избежать уплаты налогов. Вот так мы и возвращаемся к моей личной навязчивой песенке: неправильный мотив, неправильный результат.

Мы думали, что это будет весело. Джерри сказал нам, что так мы сэкономим деньги, тогда он сможет перевести их на счета в офшорах, бла-бла-бла... "Что такое офшорный счет? Я даже не знал, что у меня есть такой!"

Все это было из-за денег, дело было совсем не в творчестве и продуктивности. Я думаю, "Wonderworld" получился бы в Лондоне на 50% лучше, и "Sweet Freedom", наверное, тоже".

Помимо всего, "Wonderworld" еще и оказался последним альбомом, записанным с басистом Гэри Тэйном. Позже, 15 сентября 1974 года на выступлении в Далласе во время исполнения "July Morning" он в результате короткого замыкания получил сильный удар током, отчего серьезно пострадал и был госпитализирован. На это еще накладывались героиновые проблемы Тэйна. Через три месяца после этого после "наезда" на менеджера Джерри Брона он покинул группу, а через год умер от передозировки. По мнению Кена Хенсли, распад Uriah Heep был предрешен именно смертью Гэри Тэйна.

"Самой крупной потерей для нас была замена Тэйна, его бас-гитара особенно влияла на формирование уникального звучания Uriah Heep! Гэри был лучшим музыкантом в группе, и когда его не стало, мне стало ясно: это начало конца. И хотя заменивший его Джон Уэттон – великолепный бас-гитарист, певец и аранжировщик, все же это было другое… химическая реакция стала совсем иной".

Тем ни менее, работа в Мюнхенской студии принесла Кену Хенсли и неоценимый опыт в плане совершенствования своих гитарных навыков. Для любого мастера очень важен пример другого музыканта, его методика проработки мелодий, варианты аккордовых последовательностей, гармонизация, мелизматика. В этом отношении Кен был благодарен судьбе за то, что она его столкнула с великим гитаристом Рори Галлахером.

"Для записи пластинки "Wonderworld", которой суждено было стать последним альбомом с Гари, мы поехали в Мюнхен. Мы показались в студии "Musicland", где предполагалось это сделать, но там еще записывался Рори Галлахер. Время на ветер? Не знаю. Что я знаю наверняка, и все это помнят, так это то, что Мик оказался в студии на следующий день после того, как все уехали, чтобы сделать кое-какие подкладки, когда альбом уже был завершен!

Когда мы прибыли, Рори до сих пор был там, все еще не закончил. Возможно, мы были зарегистрированы на следующий день, не знаю. Вероятно мы приехали, чтобы привезти оборудование, настроить что-то, может... а Рори еще был там. Играл свои волшебные вещи.

Как по мне было неплохо, совсем наоборот: я услышал, как он играет в живую, путешествует по аккордовым последовательностям, исполняет то, что возможно люди никогда не услышат, так как он просто опробовал разные варианты. Я не знаю, работал ли он над песней или просто играл, что в голову взбредет. Это был интересный опыт, определенно намного лучше остального, что было в Musicland!"

"Return to Fantasy"

В 1975 году Тэйна в составе группы заменил виртуоз бас-гитары Джон Уэттон, игравший прежде с Family, King Crimson и Roxy Music. В июле 1975 года Uriah Heep выпускает первый с ним записанный альбом, встреченный благосклонно критиками и восторженно – поклонниками. На нем "Хипы", словно вдохновленные предыдущими экспериментами, вернулись к прежней стилистике начала 70-х, но только на более высоком уровне, обогатив музыку яркими находками.

Uriah Heep: слева-направо Джон Уэттон, Дэвид Байрон, Мик Бокс, Кен Хенсли, Ли Керслейк, из открытых источников
Uriah Heep: слева-направо Джон Уэттон, Дэвид Байрон, Мик Бокс, Кен Хенсли, Ли Керслейк, из открытых источников

Успех его превзошел все ожидания, во всяком случае дома. Он оказался единственным альбомом группы, попавшим в десятку лучших в британских чартах, поднявшись на седьмое место. Как писали о нем: "Return to Fantasy сохраняет музыкальные эксперименты, которыми отмечены Sweet Freedom и Wonderworld, но в целом обладает более жестким роком, что делает его более последовательным, чем любой из этих альбомов".

Обложка альбома "Return to Fantasy"
Обложка альбома "Return to Fantasy"

Работа над альбомом в этот раз проходила в Лондоне на студиях "Lansdowne" и "Morgan". В плане авторства песен "Return To Fantasy", как и "Wonderworld", – результат коллективного творчества. Кен Хенсли является автором только двух треков и соавтором всех остальных. Его ревущий орган триумфально шествовал от трека к треку, воссоздавая атмосферу звучания ранних альбомов, дооснащая ее вошедшими в моду синтезаторами.

Но и его гитары на простаивали: партия второй гитары и игра слайдами добавили разухабистости глэма в "Shady Lady", слайд-гитара вписала штрихи грустной мечтательности на "Why Did You Go", напора на "Show Down", а его акустическая гитара в бридже на авторской "A Year Or A Day" гармонически связала разные части композиции.

В целом же, не смотря на все свои очевидные достоинства, сам альбом Хенсли не жаловал. Просто было с чем его сравнивать.

"Я считаю, что "Return To Fantasy" был далеко не лучшим альбомом Uriah Heep. Многие иные работы нашей группы заслуживали куда как большего успеха".

Сольные работы Хенсли

"Я всегда считал, что главное в рок-хите – это отличная мелодия и незамысловатая песенная структура: куплет – припев, куплет - припев... Только такая песня способна стать настоящим хитом в глазах самой широкой публики".

Для многих в свое время было удивительно, что Кен Хенсли, с кем знающие люди и многие фанаты и ассоциировали Uriah Heep, начал свою сольную карьеру во время всплеска успеха группы. Еще в 1973 году он выпустил при участии "хиповцев" Гэри Тэйна и Ли Керслейка, а также басиста Дэйва Пола альбом "Proud Words On A Dusty Shelf", состоявший из материала, не вошедшего в альбомы "Demons and Wizards" и "The Magician’s Birthday".

Обложка сольника Кена Хенсли "Proud Words On A Dusty Shelf"
Обложка сольника Кена Хенсли "Proud Words On A Dusty Shelf"

"Единственная причина этого – переизбыток моего собственного авторского материала! Не секрет, что на альбомы Uriah Heep никогда не попадало более 9-10 песен из-за временных ограничений винилового формата, а у нас всегда к моменту записи набиралось по 15-17 композиций. Единственный выход – представить собственный материал в виде сольного альбома и рассчитывать на благосклонность публики. Жаль только, что и "Proud Words On A Dusty Shelf" (1973), и "Eager To Please" (1975) так и не получили того промоушена, которого они заслуживали...

"Proud Words On A Dusty Shelf" был очень хорошим альбом".

Помимо абсолютно нового материала на альбоме оказалась нежная баллада "Rain", присутствовавшая ранее также на "The Magician’s Birthday", но только на сольнике она предстала в своей оригинальной аранжировке – той, которая была забракована остальными участниками Uriah Heep. Музыканты тогда потребовали сделать концовку песни мягкой и спокойной, изменив тем самым общий настрой произведения. Включив же в свой сольник "Rain" в авторском варианте, Хенсли таким образом спас свой первоначальный замысел.

Видео с ютуб-канала gagagagua1

С точки зрения гитарного саунда альбом раскрыл Кена Хенсли как тонко чувствующего и многогранного разностилевого гитариста. Первая же песня альбома – блюз "When Evening Come", – явила его неожиданные для многих способности терзателя струн и аутентичное понимания жанра. В этой композиции гитара звучит похоже на Питера Грина, с которым Кеннет не был знаком, но перед которым преклонялся.

"Я никогда не был знаком с Питером Грином, но всегда был преисполнен уважения к его ранним работам".

Видео с ютуб-канала Кен Хенсли – тема

Тут уместно будет вспомнить его прошлое: а именно пребывание в группе The Gods совместно с Миком Тэйлором, большим блюзовым гитаристом, чье влияние не могло не сказываться. Не будем сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в конце 60-х Хенсли совместно "тусовался" и даже делил одну на всех квартиру с музыкантами из ритм-н-блюзовой группы Free: барабанщиком Саймоном Керком и гитаристом Полом Коссоффым, к слову, хорошим приятелем Питера Грина. Тогда им удалось совместно даже записать демо – правда, неважного качества – с рядом песен Хенсли, которые и выйдут на его сольнике "Proud Words On A Dusty Shelf" в 1973 году. Когда же Кен самостоятельно над ними работал, то, видимо, синтезировал весь свой прежний опыт.

"У Косса было то самое вибрато. Супер-быстрое вибрато. Единственный, у кого я еще слышал такое, это Ангус Янг. Было очень сложно уговорить сыграть его на моих демо к "Proud Words On A Dusty Shelf", потому что он был очень застенчивым и немногословным. Он вообще не хотел играть никаких соло или... быть узнанным. Сначала он немного нервничал, но в итоге разошелся и сыграл те самые волшебные ноты. Я считаю, что он должен был стать великим гитаристом, одним из самых естественных и самых одаренных в истории.

В сравнении с Миком Тейлором он был музыкантом другого типа. Совсем другого. Мик был более подкованным. Он больше думал о том, что играет, в то время как Косс... просто... играл все, что ему подсказывало сердце. Четыре песни, что мы тогда сделали, все в том же демо качестве, были опубликованы в 1994-м году на "From Time To Time"(сборнике раритетов Кена Хенсли)".

Самая впечатляющая и запоминающая песня альбома – грустная лирическая фолковая баллада "From Time to Time". Только неправильные открытые аккорды на акустической гитаре и завораживающие клавишные с ритм-секцией – ничего лишнего. Шедевр!

Видео с ютуб-канала yopagedotcom

В "Proud Words", мажорном ритм-н-блюзе с неожиданным заходом в минор припевом, Хенсли исполнил арпеджиовый рифф и расчехлил слайд-гитару. Получилось все уместно и со вкусом.

Видео с ютуб-канала allen dunn

Еще одна блистательная работа слайдами была на проговой балладе "Fortune", философской аллегории, достойной включения в обязательный литературный список английской поэзии. Все начинается под клавишные и последующие столь любимые им неправильные аккорды на акустической гитаре. После ряда переходов совершенно внезапно возникают жесткие гитарные риффы, и далее песня идет в более хардовом стиле. Очень люблю эту композицию.

Видео с ютуб-канала yopagedotcom

На еще одной минорной балладе, "Black Hearted Lady", арпеджио акустической гитарной аккордовой прогрессии сопровождается электрогитарной партией, контрапунктирующей вокал, со столь пленительными романтическими вибрато, что просто хочется сладостно погрузиться в эту осеннюю грусть и выплакаться под томление струн гитары Хенсли.

Видео с ютуб-канала RansackedBasement

На лирической минорной фолк-кантри "Go Down" акустические гитары выводят вязь мозаики в стилистике Цеппелиновских "Your Time Is Gonna Come" и "That's The Way". Вот только у Хенсли получилось чуть менее карнатически и более фолково – эдакая смесь Джимми Пейджа и Берта Дженша из Pentangle, впрочем, первый немало перенял у второго. Мне бы вот что хотелось уяснить – и Дженш и Пейдж при этом использовали нетрадиционные строи гитары, Хенсли же обычно заявлял, что он напротив играет в классическом. Было ли здесь так же? Загадка.

Видео с ютуб-канала LedEmily

В несколько пафосной "Cold autumn sunday" гитарная работа Хенсли несколько напоминает его недолгое пребывание в Toe Fat, только вот бросается в глаза сколь качественный сдвиг произошел у гитариста – он теперь не боится "перетягивать одеяло на себя" и выходить на первый план, и еще – сколь "убыстрилось" его вибрато.

Видео с ютуб-канала twrr7

Недлинная, несколько тягучая, но от этого ни менее красивая, лирическая баллада "The Last Time" завершает чудесный альбом. Наряду с акустической гитарой Кеннет задействовал педальную слайд-гитару, освоить которую ему в свое время помогал, видимо, Пол Коссофф. Достойный ученик большого мастера!

Видео с ютуб-канала SouthCarolinaPicker

"Мой первый сольный альбом был прост. Чистый я, пытающийся дать выход песням, оставшимся от сессий с Heep. Так что я пришел в студию с Ли Керслэйком и Гари Трэйном – после репетиций с Полом Коссоффом и Саймоном Кирком за барабанами – и записал их, выпустив "Proud Words On A Dusty Shelf". Сделано, забыто. Получилось хорошо".

Второй сольный альбом, "Eager To Please", вышедший в 1975 году, Кену Хенсли помогали записывать басист Марк Кларк, барабанщик Багс Пембертон, игравший в Screaming Lord Sutch, и саксофонист Рэй Уорли. Стоит без обиняков заявить, что по сравнению с первым сольником эта работа оказалась менее впечатляющей.

Обложка альбома "Eager To Please"
Обложка альбома "Eager To Please"

"К тому времени, когда я записывал свою вторую сольную пластинку, все изменилось. Альбомом "Eager To Please" я попытался что-то доказать. Не знаю точно, что доказать – мои действия были тогда мотивированы неправильными причинами, и альбом получился слабее. В этот раз я записывался в Лос-Анджелесе, куда только что переехал. Поэтому я был оторван от всего и от всех. Это была странная среда, мне не было комфортно на сто процентов, и альбом от этого пострадал".

"Лос-анджелесские студии, лос-анджелесские роуди, лос-анджелесские техники... они даже тикали по-другому. Большинство их часов тикало по-другому! Одно из самых жестоких разочарований постигло меня на репетиций. Когда мы находились на стадии предварительного производства пластинки, я не мог вытащить людей из постели до двенадцати – до часа дня.

С точки зрения работы в Лос-Анджелесе было всегда очень тяжко мотивировать людей пахать. Там все такие неторопливые. Мне понравилось жить там, было круто. Лос-Анджелес – отличное место для музыкального бизнеса. Все там блестит и зачаровывает таким своеобразным образом. Но оставаться продуктивным предельно тяжело.

Закончилось тем, что я стал работать с людьми из Ливерпуля, за ударными был Уоррен "Багс" Пембертон, работавший с Screaming Lord Sutch, а на басу - Марк Кларк. Мотивировать их – с этим проблем не возникало, но вся периферия... это был просто кошмар.

Зачем я туда поехал? Понятия не имею. Просто поехал. Я думал, что это будет круто. Просто в Лос-Анджелесе очень трудно не потерять связь с реальностью... Возвращаясь к теме, сразу после записи "Eager To Please", через шесть месяцев, я продал дом и вернулся обратно в Англию".

Если не оглядываться на песенный материал, представленный на альбоме, а обратиться только к гитарным партиям, то обращает на себя внимание зрелая работа Хенсли. Кроме одной клавишной баллады гитара в разном виде присутствует на всех остальных треках – от акустической и электрогитары, до педальной слайд-гитары.

Технический арсенал, которым владеет маэстро, включает по традиции изысканные слайды, риффы, арпеджио, аккордовые ритмические прогрессии, пауэр-аккорды, триоли, флажолеты, сольные партии с бэндами, вибрато, форшлагами, пулл-оффами и двойными стопами. Не виртуозит, но, что называется "крепко стоя на ногах", исполняет все по делу, порой ни без изысков и мелизмов, как в "Take and Take".

Кен любит "неправильные аккорды" на акустической гитаре – это всегда придет его аранжировкам особое глубокое и завораживающее звучание. Еще стоит заметить, что тембральный окрас его голоса стал походить на Дэвида Боуи.

"Жизнь молодого музыканта в серьезной рок-группе такова, что ее даже трудно описать; моя же личность в Uriah Heep растворилась полностью... Я был совершенно потерян, не имел ни малейшего представления, кто я такой".

"High and Mighty"

Этот альбом, вышедший 1 июня 1976 года, ознаменовался тем, что группа в итоге решила его спродюсировать самостоятельно, без участия своего менеджера Джерри Брона, который прежде полностью контролировал весь процесс записи. "Бунт на корабле" – нормальный этап в жизни любого творческого коллектива, весь цимус этой ситуации, однако, был в том, что выходила пластинка все же на лейбле "Bronze Records", детище Брона.

"К этому времени наше единство было сильно подорвано. Дэвид стал полным алкоголиком, мы заменили Гэри Джоном Уэттоном, и группа, кроме меня, решила, что Брон не должен продюсировать этот альбом, поскольку именно он стал причиной падения наших продаж. Нелепо! Итак, кто собирался продюсировать альбом? Брону платили за это, и он назначил меня главным. Неблагодарное занятие, если оно вообще было, потому что я знал, что он возненавидит все, что бы я с этим ни делал".

Обложка альбома "High and Mighty"
Обложка альбома "High and Mighty"

Запись производили с декабря 1975-го по март 1976-го в Лондонской "Roundhouse Recording Studios". Накануне, 8 декабря, от передозировки героина умер бывший член команды – Гэри Тэйн, и это не могло ни наложиться над общую атмосферу студийной работы. Особенно чувствительно воспринял это известие Кен Хенсли.

"Просто потому, что, когда ты молод, ты кажешься себе неуязвимым и смерть выглядит очень далекой… Я знал, что у Гэри есть проблемы, особенно с героином, но никак не мог ожидать его смерти".

Взаимоотношения в группе в это время были уже не самые лучшие. Хенсли и Байрон на тот момент определенно "словили звезду", со всеми характерными для этого замашками, что отразилось даже в названии альбома – в качестве фразеологизма это выражение означает "высокомерный, надменный". А Дэвид ко всему еще и погряз в пьянстве и рассорился со всеми членами команды. Помимо этого, басист Джон Уэттон, обладающий незаурядным талантом, не мог мириться с "задвиганием на вторые роли". Результатом всего этого стало то, что это оказалась последняя их работа в Uriah Heep.

"Дэвид всегда напивался после шоу, но никогда не доходило до того, что это могло поставить под угрозу само шоу. Выступление для него всегда было на первом месте. Когда же шоу стало вторичным, начались проблемы...

Одно дело, когда слегка пьян басист или слегка под кайфом гитарист, но когда вокалист пьян вдрызг и не может говорить, падает и не видит ни группы, ни зала, это уже серьезная проблема... Он пил слишком много, мы много говорили об этом, но ровно ничего не менялось. В конечном итоге я пришел к менеджеру с ультиматумом: или уходит он, или ухожу я".

Байрона "выпрут" во время тура в июле – через месяц после выхода альбома. Джон Уэттон покинет группу чуть позже. Пока же в студии они все еще как-то ладили.

"Ни у кого, кроме меня, песен не было, и они предпочитали проводить свободное время в пабе. Джон Уэттон появился, когда он не был занят с Брайаном Ферри, так что для меня это было похоже на очередной сольный альбом, и я максимально использовал его. Вы не можете слушать это как альбом Uriah Heep, потому что это не так".

Итак, весь материал для записи предоставит в этот раз только Кен Хенсли, пару песен ему помогал создавать Уэттон. Более того – он же помогал ему и в аранжировках альбома, может поэтому по звучанию эта запись совершенно выпадет из привычной фанатам стилистической обоймы хард-н-арта, столь характерной прежде для Uriah Heep.

"Джон оказал гигантскую помощь в работе над аранжировками альбома – он вообще отличный аранжировщик".

Непривычный для слушателей новый облегченный язык группы и неудачный промоушен со стороны "Bronze Records" сказались на том, что альбом не выстрелил коммерчески, но это не умаляет его художественных достоинств. Разностилевость – от харда, прогрессива и глэма до госпел-баллад и мюзик-холла – пусть несколько для кого-то и обесценила целостное впечатление от всей работы, но это ни в коей степени не отвергает его наполненность отличными номерами.

"Во время его записи мы позволяли себе весьма смелые эксперименты, и оттого альбом получился совершенно некоммерческим, что, конечно же, не могло понравиться нашей фирме грамзаписи. Я считаю, что на "High And Mighty" попало немало моих лучших песен за всю карьеру. К тому же я сам продюсировал его – просто потому, что Джерри Брон был уволен перед самым началом его записи, и кем – Дэвидом Байроном!

Дэвид, как и все мы, чувствовал, что с группой что-то не так – ведь мы уже, честно говоря, покатились под уклон, вот он и уволил Джерри. Так что мне пришлось продюсировать все записи, и я остался очень доволен результатом. А поскольку все пьесы альбома написаны мной, то я просто рассматриваю "High And Mighty" как свой сольный альбом, но записанный в составе Uriah Heep".

По сути это действительно и был сольник Хенсли, воссозданный с помощью коллег из группы. Во время записи альбома "High And Mighty" он выступил в качестве мультиинструменталиста, самолично записав партии на десяти музыкальных инструментах.

Гитарный вклад Хенсли в этот альбом был тоже качественно другим. Он не отметился гитарными партиями только на пасторальной "Confession", "Woman Of The World" и на первом треке – "One Way Or Another".

Акустическая гитара задавала ритм на "Misty Eyes", здесь же он сделал коротенькое соло на педальной гитаре консольного типа в середине композиции. В "Midnight" будет звучать его 12-струнная электрогитара, на треке "Can't Keep A Good Band Down" – электрогитара и слайд-гитара, на "Footprints In The Snow" – акустическая и электро гитары, на "Can't Stop Singing" – электрогитара, на "Make A Little Love" – слайд-гитара.

Но настоящим пиршеством гитарного саунда для гурманов была баллада "Weep in Silence", в которой Хенсли не доверил Боксу даже арпеджио, а сам выдал такое проникновенное и красивое соло с упоительными вибрато на бэндах – немного в стилистике Линдси Бакингема, только более деликатное и нежное – что заставило заткнуться всех скептиков, завистников и злопыхателей.

"Это одна из лучших песен, которые я когда-либо писал, и одна из моих лучших гитарных партий. Мика она не взволновала, и в любом случае структура аккордов была слишком лиричной для его стиля игры. Не знаю, почему и за что я приписал соавтором Джона Уэттона, но песня моя, и я не говорю это слишком часто!"

Видео с официального ютуб-канала Uriah Heep Official Video

А по сути эта песня стала плачем по "золотой эпохе" Uriah Heep, которая итожилась этой страницей. Скоро придет Джон Лоутон, и начнется новая глава, но Хенсли в ней будет уже не столь "кайфово".

"Дэвид "вытянул" целую кучу моих песен, и это одна из причин, по которой я так по нему скучаю. Он был лучшим проводником моих слов и мелодий, и я до сих пор думаю о нем, его любимых словах и нотах, когда пишу песни... Uriah Heep после того, как Гари ушел, больше не был тем Uriah Heep'ом. А без Дэвида это был Uriah Heep минус два, или минус 40%! Да, это был конец для Дэвида – а в действительности и последний гвоздь в гроб Heep".

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

Будет еще много интересного!

➤Другие статьи схожей тематики:

❇️Гитарная ипостась Кена Хенсли до и во время пребывания в Uriah Heep

❇️"Золотая эпоха" Uriah Heep сквозь призму гитарного звука Кен Хенсли

❇️Гений Джон Лорд. Раритетное интервью после выхода альбома "Deep Purple in Rock"

❇️Великий гитарист Марк Болан

❇️Джимми Пейдж, окультист и мистик из Led Zeppelin

❇️Джимми Пейдж до Led Zeppelin, лучшие студийные работы с другими музыкантами

❇️Питер Грин в The Bluesbreakers, из первых уст

❇️Эдвард Ван Хален – пришелец из другого века