Годом открытия Мариинского театра принято считать 1783 год. Но на самом деле эта дата связана с основанием его предшественника, другого театра- Каменного, впоследствии Большого, который был возведен на месте нынешней Консерватории.
Его начали строить по указу Екатерины II еще в 1775 году. Проект был разработан архитектор Антонио Ринальди.
Но в 1779 году он неудачно упал с лесов, и достраивал театр инженер Ф.В.Баур.
В 1802 году Тома де Томон усовершенствовал проект классического здания, увеличив его этажность, а также украсив его портиком ионического ордена с 8-ю колоннами и фронтоном с барельефом Аполлона в окружении Муз.
Ложи в театре по абонементам сразу были раскуплены в собственность, они передавались по наследству, отделывались и обустраивались хозяевами по своему вкусу.
Остальные же билеты продавались в день спектакля с 5-ти часов утра.
Сначала в театре ставили только оперы, но впоследствии появились балетные постановки.
Спектакли проходили 3 раза в неделю. О репертуаре в антрактах извещали молодые актеры театра, облаченные во фраки, позже появились первые афиши.
Публика очень охотно посещала театр, и практически все спектакли проходили при аншлаге!
В 1810 году в театре случился первый пожар. Только успели отремонтировать, как через год в 1811 здание снова пострадало от огня!
Устранение последствий разрушения стоило жизни архитектору Тома де Томону.
Как и в свое время Ринальди, он тоже упал со стены. Высота была значительной, поэтому последствия были ужасны- архитектор сильно разбился. Вскоре Петербург простился с Томоном, оплакивая его трагическую кончину.
Восстановление театра поручили Карлу Модюи, но работы растянулись на долгие 7 лет!
Только в 1818 году театр открыл сезон балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора».
Надо сказать, что пожаров в театре очень боялись, потому что в случае опасности покинуть здание по неудобным узким коридорам и крутым лестницам было крайне сложно.
А зал был довольно большой, на 2000 мест.
Но до 1878 года, когда в театре появилось электричество, риск пожара постоянно сохранялся.
Боялись огня, но кто тогда мог подумать о затоплении?!
А ведь и это предстояло пережить театру вместе со всем городом!
7 ноября 1824 года было довольно тепло, целый день шел дождь, и вдруг совершенно неожиданно все реки и каналы Петербурга вышли из берегов и слились воедино!
Вода поднялась на 4 с небольшим метра, превратив улицы в бурные реки. Коломна пострадала особенно.
Ледяная Невская вода несла обломки мостов и деревьев, первые этажи моментально ушли под воду, вода быстро пребывала, приводя людей в ужас.
Никто никогда не видел в Петербурге подобного!
Самое сильное наводнение в городе было в 1691 году, еще в допетровские времена, однако тогда шведские хроники зафиксировали поднятие уровня воды вообще на 762 см.
Даже страшно представить себе сейчас эту картину…
Да здравствует дамба, друзья! Она теперь надежно защищает город от подобных катаклизмов.
А тогда в 1824 году в городе с населением в 150 тысяч человек, за день погибло и пропало без вести около тысячи.
Вода через некоторое время начала спадать, но на следующее утро грянул сильный мороз, поэтому восстановление первых этажей большинства пострадавших зданий не представлялось возможным как минимум до весны!
Не обошла эта участь и многострадальный театр. Ведь рядом с ним и находился эпицентр наводнения. Тогда в городе не пострадала только Литейная и Рождественская ( район улиц 1-10 Советских) части.
Поэтому последствия устраняли опять долго.
Но и это было не последним испытанием.
Не хочется проводить параллелей во избежание блокировки, но сами знаете, что самое страшное для театра- потерять зрителей.
А такое становится возможным в случаях эпидемий…
В июне 1831 года до Петербурга докатилась волна холеры.
Маленькое отступление.
Все-таки как судьба всегда неуклонно ведет по пути провидения! И защищает сообразно написанному на роду.
Александр Сергеевич Пушкин в момент наводнения оказался вне Петербурга. Он был в родовом поместье в Михайловском.
А холеру поэт благополучно пережил в Болдино, где он написал свои лучшие стихи! Это оттуда он призывал : «...Мой друг! Пора на хутора...»
Мог ли он подумать, что его не самые известные строки приобретут в 2020 особую значимость и будут бесконечно пересылаться потомками друг другу в мессенджерах!
Тогда Пушкин оказывался в нужное время в нужном месте, но когда пробил его час, он стоял с пистолетом на Черной речке…
Но вернемся к 1831 году.
Страх снова охватил город. Состоятельные люди быстро уехали в загородные имения.
Директор Театра Князь Сергей Сергеевич Гагарин заперся в своем особняке на Каменном острове и никого к себе не допускал. Все бумаги, привезенные ему на подписание, окуривались и передавались через маленькое смотровое окошко в воротах.
В комнатах стояли тарелки с дегтем, часто помещения окуривали можжевельником для предотвращения заразы.
А в театре зал пустел с каждым днем.
По дороге на вечерние спектакли на служебной карете, актеры все чаще встречали похоронные процессии.
Любимый публикой, драматический актер Александринки Василий Рязанцев умер в самом начале эпидемии.
Заразился, купив по дороге из театра кружку холодного кваса.
Особенно от последствий эпидемии страдали купцы и ремесленники, поэтому холерный бунт на Сенной площади можно теперь назвать вполне ожидаемым.
Его сумел унять лишь сам Император, призвав к молитвам и искренней вере.
Несмотря на печальные события эпидемии, жизнь продолжалась.
В 1835 году театр снова реконструировали по проекту А. К. Кавоса, увеличив число зрительских мест до 3000 и усовершенствовав зал.
Только в 1836 году сезон открылся оперой М. Глинки «Жизнь за царя».
Дальше вплоть до переноса театральных постановок на сцену Мариинки в 1886 году, театр благополучно развивался и его стабильность способствовала появлению на сцене русских балерин и артистов.
Ведь до этого долгое время театр абонировала итальянская оперная группа , а балетмейстеры были французские!
В 1847 году здесь дебютировал Мариус Петипа, на долгие 50 лет связавший свою жизнь с русским балетом.
Для этого театра писал Джузеппе Верди оперу «Сила судьбы».
Но к 1886 году театр окончательно признали неудобным и даже опасным в пожарном отношении и решили перестроить в Консерваторию, передав Петербургскому музыкальному обществу.
Постановкой «Кармен» в 1886 году окончательно завершилась судьба старого Большого театра, первого стационарного театра Петербурга, такого же многострадального, как и сам город на Неве.
Спасибо за внимание и доброжелательность, уважаемые читатели!Подписывайтесь на мой канал, и я расскажу вам еще немало интересного про Петербург и людей, чьи имена так или иначе связаны с городом.