Найти тему
Заметки из Петербурга

Вдоль бывшей Ириновской железной дороги: как выглядели станции, на месте которых сейчас дома от Охты до Ржевки

Ириновская железная дорога была частной узкоколейной дорогой, построенной на деньги барона Корфа и других акционеров в 1892 году. Путь прошёл от Большой Охты до деревни Ириновки, где у барона было имение. Дорогу планировалось использовать для перевозки торфа и других грузов. В 1895 году дорога была продлена до набережной Невы, а позже появились и новые линии до Ладоги.

Несколько лет после открытия железная дорога широко использовалась и была популярна у пассажиров. Однако уже в 1920-х годах участок от Невы до Ржевки был разобран, а по бывшим путям проложили трамвайную линию. В Ладожском направлении поезда стали ходить уже с Финляндского вокзала, а узкую колею заменили на широкую.

Где находились и как выглядели станции Ириновской железной дороги в нынешних границах города? Посмотрим старые фотографии и карты и на то, что сейчас находится на месте станций.

Станция "Нева", которая находилась прямо на Свердловской набережной напротив Панфиловой улицы. Исчезла вместе с разбором железнодорожной линии.

Далее железная дорога шла по Панфиловой улице, где никаких напоминаний о ней не сохранилось.

-2

Главный и первый вокзал "Охта" находился на пересечении проспекта Металлистов и Большой Пороховской улицы. Это было двухэтажное деревянное здание, а при нём администрация и паровозное депо.

-3

Позже в 1907 году у вокзала были построены ремонтные мастерские. Они сохранились до сих пор (пр. Металлистов, 9В).

-4

До реки Охты трамвайные пути повторяют бывшие железнодорожные. Но у Охты участок Ириновского проспекта был спрямлён, поэтому первоначально дорога шла через Объездной мост. Прямо за мостом была станция "Жерновка", названная в честь усадьбы Жерновки.

Жаль, что об этих станциях нет практически никакой информации. Скорее всего все они исчезли вместе с разбором путей.

-5

Объездной мост строился для железной дороги, но впоследствии не раз перестраивался. Трамвайные пути тоже проходили по нему, но в 1983 году вследствие спрямления Ириновского проспекта были перенесены на соседний Ириновский мост.

Следующая станция "Пороховая" находилась на пересечении улицы Коммуны и Рябовского шоссе. Позже примерно на её месте появилась автобусная станция, которая сейчас заброшена. Здесь трамвайная линия полностью повторяет пути разобранной железной дороги.

-7

По Рябовскому шоссе было перекинуто два моста: над оврагом и через Лубью (современный Рябовский мост).

Станция "Ржевка" находилась у пересечения Рябовского шоссе и КАДа, теперь это промзона. Современная одноимённая станция появилась после перевода линии к Финляндскому вокзалу и была построена уже в другом месте.

-9

Далее пути шли мимо Ковалёво и Всеволожска к деревне Ириновка.

На фотографии открытие новой трамвайной линии на Рябовском шоссе в 1925 году на месте бывшей железной дороги. Теперь по этому пути ходит трамвай "Чижик".

-10

С Ириновской железной дорогой связано много интересного. Например, станция во Всеволожске просуществовала ещё до 2007 года, а на месте бывшей железной дороги там теперь Октябрьский проспект. Также Ириновская ветка сыграла важную роль во время блокады. Участок от Ладоги до Ржевки стал первым участком Дороги жизни. Но этому стоит посвятить уже отдельные посты.

Спасибо, что читаете и оставляете комментарии! Подписывайтесь на канал, чтобы видеть больше публикаций, а также на группу Вконтакте, Инстаграм.