Найти тему

Теоретический чертёж судна. Учебное пособие для моряков.

Оглавление
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Журнал Морского Волка.

Чтобы иметь представление о форме корпуса судна, изготовляют его теоретический чертёж. Теоретический чертёж даёт изображение корпуса в проекциях на три взаимно перпендикулярные плоскости.

Первой такой плоскостью является вертикальная продольная плоскость симметрии корпуса. Эта плоскость называется диаметральной; она делит судно по ширине на две равные и симметричные части. Изображение судна на этой плоскости называется боком.

Второй плоскостью является плоскость уровня воды при осадке судна с полным грузом. Изображение судна на этой плоскости называется полуширотой.
Фото и чертёж автора.
Фото и чертёж автора.

Третьей плоскостью является вертикальная поперечная плоскость, проходящая по середине длины судна перпендикулярно первым двум плоскостям и называемая плоскостью мидель-шпангоута. Изображение судна на этой плоскости называется корпусом.

Рассекая поверхность судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, получим ряд кривых C, которые называются батоксами. Батоксы на боку изображаются кривыми, а на корпусе и полушироте – прямыми линиями.

Рассекая поверхность судна плоскостями, параллельными плоскости уровня воды, получим ряд кривых A, которые называются ватерлиниями. Ватерлинии на полушироте изображаются в истинном виде линиями разной кривизны, а на боку и на корпусе – горизонтальными прямыми линиями. Ватерлиния, совпадающая с уровнем воды при осадке судна в полном грузу, называется грузовой ватерлинией и обозначается буквами г.в.л.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Рассекая поверхность судна поперечными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, получим ряд кривых B, которые называются шпангоутами. Шпангоуты изображаются на боку и на полушироте вертикальными прямыми линиями; на корпусе они проектируются в истинном виде (кривыми). Ввиду симметричности очертаний корпуса шпангоуты вычерчиваются на нём так: по правую сторону от диаметральной плоскости вычерчиваются шпангоуты от носа до мидель-шпангоута, по левую сторону – шпангоуты от мидель-шпангоута до кормы.

Кроме ватерлиний, шпангоутов и батоксов, на теоретическом чертеже вычерчиваются также палубная F и фальшбортная E линии.

Теоретический чертёж должен быть тщательно согласован, т.е. одноимённые точки пересечения его линий на всех проекциях должны быть в строгом соответствии.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Теоретический чертёж имеет исключительно важное значение при проектировании и постройки судна.

Фото и чертёж автора.
Фото и чертёж автора.
После изготовления теоретического чертежа на бумаге он вычерчивается в натуральную величину на специально устроенном для этого полу, называемом плазом, в особом цехе завода.
По теоретическому чертежу производятся все расчёты, определяющие мореходные качества судна.

Плоскость, параллельная плоскости ватерлинии и проходящая на мидель-шпангоуте через верхнюю кромку брускового или горизонтального киля, называется основной.

Главными размерениями судна являются длина L, ширина B, высота борта H и осадка T. Различают длину L по грузовой ватерлинии, измеряемую от передней кромки форштевня на уровне воды до задней кромки ахтерштевня, и длину L max – наибольшую, измеряемую между крайними по длине точками корпуса судна.

Ширина судна B измеряется по грузовой ватерлинии по набору, т.е. без учёта толщины наружной обшивки.

Фото и чертёж автора.
Фото и чертёж автора.
Высота борта H измеряется от основной плоскости до нижней кромки палубного стрингера главной палубы у мидель-шпангоута.

Осадка судна T есть расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от нижней кромки киля до плоскости грузовой ватерлинии. Осадка носом T н измеряется от точки пересечения грузовой ватерлинии с передней кромкой форштевня до продолжения линии киля; осадка кормой T ᴋ измеряется таким же способом от точки пересечения грузовой ватерлинии с задней кромкой ахтерштевня.

Если осадка носом равна осадке кормой, говорят, что судно сидит на <<ровный киль>>. Разность осадок носа и кормы образует дифферент. Если осадка носом больше, чем осадка кормой, то говорят, что судно имеет дифферент на нос, если же наоборот, то – дифферент на корму. Дифферент на нос неблагоприятно отражается на ходкости судна.

Тест: Теория и устройство корабля.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Статья, чертежи и фото автора:

“Журнал Морского Волка”

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Читайте также:

Мореходные качества судна. Учебное пособие для моряков.
Холодильные судовые установки. Учебное пособие для морского механика, моториста.
Двигатель не пускается, что делать? Советы морского механика.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Причины того, чего вообще…! Пособие для морских механиков.
Турбина двигателя громко хлопает! Помпаж-что это такое?
Ремонт Главного Двигателя на корабле, прямо в море! Как перебрать сальник штока?

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку, подписывайтесь на канал, пишите комментарии.

До новых встреч! С уважением к Вам, морской канал “Журнал Морского Волка”.