Найти в Дзене

Язэп Дроздович: сатурняне, дух зла и ковры-маляванки

На этих картинах вы можете видеть криповые изображения каких-то чудиков с анимешно большими глазами. Первая из них про Сатурн, а вторая про Гитлера. Да.

Белорусский художник и этнограф Язэп Дроздович принадлежал к течению так называемых примитивистов: тех живописцев и графиков, которые сознательно нарушали базовые законы композиции и перспективы, чем добивались некоторой «детскости» и неординарности своих работ.

Примитивисты в начале двадцатого века на наших землях — явление нередкое. Вспомним того же Малевича и Шагала. Отличительные черты такого стиля: обилие геометрических форм в картинах, «детскость» изображение. Наивное искусство, короче говоря.

На картине «Встреча весны на Сатурне» изображены…сатурняне (?), которые обратили приветливые взоры к Солнцу. Дроздович был страстно увлечен астрономией, и его фантазии на тему жизни далеких планет обильно находили отражение в его работах.

Картина «Дух зла» написана на пороге прихода Гитлера к власти в Германии. По крайней мере, именно так написано во всех советских учебниках по истории искусства. Насчет сталинских репрессий и 30-х в СССР учебники ничего не говорят.

Как уже было упомянуто, Дроздович был еще и этнографом. И во время своих путешествий по малой родине, когда изучал фольклор и традиции в деревнях, любил оставлять местным бабушкам ковры в подарок. В то время в моду как раз вошли ковры-маляванки — такие большие картины, написанные на домотканом черном холсте. И вот, Дроздович проводил часы в полях и лугах, чтобы потом нарисовать на таком холсте очередной шедевр в стиле модерна. И подарить деревенской бабушке «с целью развития художественного вкуса».

-2

Кстати, ковры Дроздовича — не то же самое, что типичный для советской семьи половик на стене, как интерьерное решение. Это были действительно произведения искусства. Повесили бы что-нибудь такое в своей комнате?

Прочитать другие наши статьи о белорусской культуре и искусстве вы можете тут https://www.instagram.com/p/CNwWLkxM4nb/