Виновником сегодняшней заметки становится Фёдор Алексеев - величайший мастер, основоположник русского городского пейзажа. По его работам изучают изучают виды Москвы до войны 1812 года и Петербурга - до наводнения 1824-го. В общем-то ему и было поручено "снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношении историческом и археологическом".
Рассчитывать на полное соответствие контрольных точек и ракурсов, как вы привыкли в моих работах, при сравнении с живописью - не стоит. Однако, направления и ориентировочные точки, с которых автор писал свои картины, в принципе, понятны.
Так что пробуем!
1. "Вид Казанского собора".
На фоне монументального здания изображены будни города: ларьки, прохожие, стирка белья в Екатерининском канале (канал Грибоедова), лодки и т.д. Около собора отсутствуют привычные нам памятники Кутузову и Барклаю де Толли, зато имеется некий обелиск.
2. "Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости".
Картина написана в год окончания строительства биржи. Именно тогда окончательно сложился знаменитый архитектурный ансамбль.
3. "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости".
За эту картину Алексеев получил звание академика.
"Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! …Как величественна и красива эта часть города!"
К.Н. Батюшков
4. "Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля".
Здесь Алексеев, мне кажется, пофантазировал с уровнем площади, однако, эта работа так понравилась императору, что художнику за нее пожаловали чин коллежского асессора. А вскоре был получен заказ на московскую серию картин.
5. "Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки".
Картина была написана по заказу императора Павла I для Михайловского замка.
Названием своим замок обязан находящейся в ней церкви Михаила Архангела, покровителя дома Романовых - ее шпиль возвышается над зданием.
6. "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса".
Снова множество деталей!
7. "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова".
Возможно это вид, который открывался из окна мастерской Алексеева в Академии художеств.
В этой и предыдущей работах автор снова акцентирует особое внимание на городской атмосфере.
8. "7 ноября 1824 г. на площади у Большого театра".
Изображённого Большого (Каменного) театра больше нет - он был перестроен в современное здание консерватории, которое сейчас на ремонте. На дальнем плане Никольский собор.
Любое описание самого сильного за всю историю Петербурга наводнения 1824 года обязательно сопровождается этой картиной, ставшей для художника, к сожалению, последней. Написал он её за несколько дней до своей смерти...
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
А.С. Пушкин, «Медный всадник».
Все. Спасибо!
#past_today питер
#past_today #санкт-петербург #питер #петербург #архитектура #история #живопись #путешествия #было стало