Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)
Кузьма Сергеич Петров-Водкин был из наших, из волжан - родился он в городе Хвалынске. Дед его, Пётр, был известным на весь Хвалынск пьяницей - видимо, отсюда и пошла двойная фамилия Петров-Водкин. А отец, напротив, не пил (насмотревшись на отца) и был единственным в Хвалынске непьющим сапожником.
В возрасте 15 лет Кузьма Петров-Водкин приезжает в Самару поступать в железнодорожное училище, но проваливает экзамен и вместо училища начинает обучаться рисованию в классах Ф. Бурова. Отучившись два года в Самаре, поступает в чертёжное училище Штиглица в Петербурге, а вот уже оттуда переводится в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится у Серова. По тогдашнему обыкновению, обучение живописи предполагает поездки по заграницам, и Петров-Водкин отправляется путешествовать по Южной Европе и Северной Африке, откуда и привозит свои первые "взрослые" картины.
Вполне в духе времени: художник увлечен модернизмом и символизмом, но скорее копирует, чем создаёт что-то своё. Своеобразный художественный почерк Петрова-Водкина начнёт формироваться по возвращении в Россию, в начале 1910-х. Тогда художник вступает в "Мир искусства" - пожалуй, самое авторитетное на тот момент художественное объединение, продвигавшее "новое искусство", и на их выставке представляет картину "Сон".
Репин обрушивается с критикой на эту работу, обзывает автора невеждой и сапожником (намекая на происхождение). Но Репин вообще был поборник реализма - и мирискусстников не уважал, и французских импрессионистов костерил на чём свет держится.
Впрочем, картина и впрямь не фонтан. Но тут уже видно, что художник начал нащупывать свой стиль, который в полную силу проявился уже в следующей большой работе:
Да она, конечно, сильно смахивает на Матисса.
Матисс написал свои "Музыку" и "Танец" в 1910-м по заказу Сергея Щукина, который украсил ими лестницу своего московского особняка (теперь они в Эрмитаже). Не знаю, насколько они вдохновили Петрова-Водкина (вроде бы как он сам признавал их влияние), но характерная для дальнейшего творчества цветовая гамма началась именно с "мальчиков".
В это же время были расчищены от поздних наслоений (по сути, открыты заново) новгородские иконы. Они произвели сильнейшее впечатление на художника, и без того не чуждого иконописи - ещё мальчиком в Хвалынске он общался с местными мастерами и даже сам пробовал писать иконы. Так к цвету добавился ещё один компонент водкинского художественного стиля - присущая иконе лаконичность и "точёность" линий.
Всё это выливается в знаменитое "Купание красного коня".
Под впечатлением от икон, художник перерисовывает уже почти готовую картину - меняет композицию, манеру и сюжет. И работа выстреливает. Говорят, тот же Репин целый час стоял перед картиной, после чего нехотя произнёс: "Да, этот художник действительно талантлив".
Картина уезжает на выставку в Швецию, да так там и остаётся: начинается первая мировая, затем революция... Вернулась на Родину вещь только в 1950-м, сейчас висит в Третьяковке (в новом корпусе на Крымской набережной).
Стиль Петрова-Водкина очень узнаваем и работал он в нём до конца 1920х.
Цвет коней Петрова-Водкина пришёлся очень ко времени. Когда пути Советской власти и художественного авангарда разошлись (а поначалу они шли рука об руку) - Петров-Водкин вполне вписался в новую жизнь. Порой его даже преподносили как революционного и большевистского художника. Но тут примерно как с Маяковским - если знакомиться с ним в рамках школьной программы советских времён, действительно может показаться, что его главные вдохновители "Партия и Ленин". На деле же творчество и Маяковского, и Петрова-Водкина куда шире и глубже.
А глядя на эту картину, и вовсе хочется повторить вслед за булгаковскими героями: "Вы не любите пролетариат!"
Важная тема у Петрова-Водкина - тема материнства. И тут особенно ярко видно влияние иконы.
И, наверное, самая знаменитая -
Отдельно отмечу натюрморты. Не самая известная ипостась художника, но мне они очень нравятся.
Особенно гранёные стаканы удавались Петрову-Водкину - под его гранёный стиль самое оно :) И непременно, чтобы свет играл на гранях и преломлялся в них.
В конце 1920-х художнику пришлось на какое-то время отложить кисти. На измученные туберкулёзом лёгкие краски действовали негативно - врачи запретили рисовать, и отправили художника лечиться свежим воздухом. Петров-Водкин пробует себя на литературном поприще: пишет автобиографические "Хлыновск" и "Пространство Евклида". Писать, впрочем, он пробовал и раньше. И, говорят, это вызывало неудовольствие Горького - не ладили художник и писатель.
В конце концов, Петров-Водкин вернулся к живописи. Написанное им в 1930-е утратило символизм 20-х и стало более реалистичным.
А закончу автопортретом.
А в следующий раз будет художник, не написавший ни одной картины. Оптическая иллюзия, трансформация пространства, симметрия, математика, всё такое...
#искусство #художники
#изобразительное искусство #петров-водкин