Найти тему
Любимые художники

Любимые художники - Кузьма Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)

"Купание красного коня" (1912, Третьяковка)
"Купание красного коня" (1912, Третьяковка)

Кузьма Сергеич Петров-Водкин был из наших, из волжан - родился он в городе Хвалынске. Дед его, Пётр, был известным на весь Хвалынск пьяницей - видимо, отсюда и пошла двойная фамилия Петров-Водкин. А отец, напротив, не пил (насмотревшись на отца) и был единственным в Хвалынске непьющим сапожником.

"Окрестности Хвалынска" (1909, Русский музей)
"Окрестности Хвалынска" (1909, Русский музей)

В возрасте 15 лет Кузьма Петров-Водкин приезжает в Самару поступать в железнодорожное училище, но проваливает экзамен и вместо училища начинает обучаться рисованию в классах Ф. Бурова. Отучившись два года в Самаре, поступает в чертёжное училище Штиглица в Петербурге, а вот уже оттуда переводится в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится у Серова. По тогдашнему обыкновению, обучение живописи предполагает поездки по заграницам, и Петров-Водкин отправляется путешествовать по Южной Европе и Северной Африке, откуда и привозит свои первые "взрослые" картины.

"Африканский мальчик" (1907, частная коллекция)
"Африканский мальчик" (1907, частная коллекция)
"В кафе" (1907, Русский музей")
"В кафе" (1907, Русский музей")

Вполне в духе времени: художник увлечен модернизмом и символизмом, но скорее копирует, чем создаёт что-то своё. Своеобразный художественный почерк Петрова-Водкина начнёт формироваться по возвращении в Россию, в начале 1910-х. Тогда художник вступает в "Мир искусства" - пожалуй, самое авторитетное на тот момент художественное объединение, продвигавшее "новое искусство", и на их выставке представляет картину "Сон".

"Сон" (1910, Русский музей)
"Сон" (1910, Русский музей)

Репин обрушивается с критикой на эту работу, обзывает автора невеждой и сапожником (намекая на происхождение). Но Репин вообще был поборник реализма - и мирискусстников не уважал, и французских импрессионистов костерил на чём свет держится.
Впрочем, картина и впрямь не фонтан. Но тут уже видно, что художник начал нащупывать свой стиль, который в полную силу проявился уже в следующей большой работе:

"Играющие мальчики" (1911, Русский музей)
"Играющие мальчики" (1911, Русский музей)

Да она, конечно, сильно смахивает на Матисса.

Анри Матисс. "Танец", 1910
Анри Матисс. "Танец", 1910

Матисс написал свои "Музыку" и "Танец" в 1910-м по заказу Сергея Щукина, который украсил ими лестницу своего московского особняка (теперь они в Эрмитаже). Не знаю, насколько они вдохновили Петрова-Водкина (вроде бы как он сам признавал их влияние), но характерная для дальнейшего творчества цветовая гамма началась именно с "мальчиков".

В это же время были расчищены от поздних наслоений (по сути, открыты заново) новгородские иконы. Они произвели сильнейшее впечатление на художника, и без того не чуждого иконописи - ещё мальчиком в Хвалынске он общался с местными мастерами и даже сам пробовал писать иконы. Так к цвету добавился ещё один компонент водкинского художественного стиля - присущая иконе лаконичность и "точёность" линий.

Всё это выливается в знаменитое "Купание красного коня".

-8

Под впечатлением от икон, художник перерисовывает уже почти готовую картину - меняет композицию, манеру и сюжет. И работа выстреливает. Говорят, тот же Репин целый час стоял перед картиной, после чего нехотя произнёс: "Да, этот художник действительно талантлив".
Картина уезжает на выставку в Швецию, да так там и остаётся: начинается первая мировая, затем революция... Вернулась на Родину вещь только в 1950-м, сейчас висит в Третьяковке (в новом корпусе на Крымской набережной).

Стиль Петрова-Водкина очень узнаваем и работал он в нём до конца 1920х.

"Фантазия" (1925, Русский музей)
"Фантазия" (1925, Русский музей)
"Смерть комиссара" (1928, Русский музей)
"Смерть комиссара" (1928, Русский музей)

Цвет коней Петрова-Водкина пришёлся очень ко времени. Когда пути Советской власти и художественного авангарда разошлись (а поначалу они шли рука об руку) - Петров-Водкин вполне вписался в новую жизнь. Порой его даже преподносили как революционного и большевистского художника. Но тут примерно как с Маяковским - если знакомиться с ним в рамках школьной программы советских времён, действительно может показаться, что его главные вдохновители "Партия и Ленин". На деле же творчество и Маяковского, и Петрова-Водкина куда шире и глубже.

А глядя на эту картину, и вовсе хочется повторить вслед за булгаковскими героями: "Вы не любите пролетариат!"

"Рабочие" (1926, Русский музей)
"Рабочие" (1926, Русский музей)

Важная тема у Петрова-Водкина - тема материнства. И тут особенно ярко видно влияние иконы.

"Мать" (1913, Третьяковка)
"Мать" (1913, Третьяковка)
"Мать" (1915, Русский музей)
"Мать" (1915, Русский музей)
"Первые шаги" (1925, Русский музей)
"Первые шаги" (1925, Русский музей)

И, наверное, самая знаменитая -

"Петроградская мадонна" (1920, Русский музей)
"Петроградская мадонна" (1920, Русский музей)

Отдельно отмечу натюрморты. Не самая известная ипостась художника, но мне они очень нравятся.

"Селёдка" (1918, Русский музей)
"Селёдка" (1918, Русский музей)
"Утренний натюрморт" (1918, Русский музей)
"Утренний натюрморт" (1918, Русский музей)

Особенно гранёные стаканы удавались Петрову-Водкину - под его гранёный стиль самое оно :) И непременно, чтобы свет играл на гранях и преломлялся в них.

"Виноград" (1938, Русский музей)
"Виноград" (1938, Русский музей)

В конце 1920-х художнику пришлось на какое-то время отложить кисти. На измученные туберкулёзом лёгкие краски действовали негативно - врачи запретили рисовать, и отправили художника лечиться свежим воздухом. Петров-Водкин пробует себя на литературном поприще: пишет автобиографические "Хлыновск" и "Пространство Евклида". Писать, впрочем, он пробовал и раньше. И, говорят, это вызывало неудовольствие Горького - не ладили художник и писатель.

В конце концов, Петров-Водкин вернулся к живописи. Написанное им в 1930-е утратило символизм 20-х и стало более реалистичным.

"1919. Тревога" (1934, Русский музей)
"1919. Тревога" (1934, Русский музей)
"Девочка за партой" (1938, Астраханская картинная галерея)
"Девочка за партой" (1938, Астраханская картинная галерея)
"Девочка с куклой" (1937, Эстонский художественный музей)
"Девочка с куклой" (1937, Эстонский художественный музей)

А закончу автопортретом.

"Автопортрет" (1918, Русский музей)
"Автопортрет" (1918, Русский музей)

А в следующий раз будет художник, не написавший ни одной картины. Оптическая иллюзия, трансформация пространства, симметрия, математика, всё такое...

#искусство #художники

#изобразительное искусство #петров-водкин