Найти тему
чопочитать

Любителям теорий мирового заговора читать эту книгу обязательно

Оглавление

Произведения Умберто Эко, безусловно, являются интеллектуальной прозой. Читать его неподготовленным можно, но понятно будет от силы процентов 10. Роман «Пражское кладбище» предваряет слово переводчика, занимает оно непривычно много места – почти 30 страниц. Я всегда изучаю их, здесь оно оказалось максимально уместно. Так что если будете читать, то начните с предисловия.

Книга вышла в издательстве Corpus несколько лет назад, оформление шикарное. Толстенькая, около 500 страниц, но шрифт крупный, читается быстро
Книга вышла в издательстве Corpus несколько лет назад, оформление шикарное. Толстенькая, около 500 страниц, но шрифт крупный, читается быстро

Сюжет

В двух словах описать сложно, особенно учитывая то, что форма изложения и детали сильно заслоняют основу. Все повествование состоит из дневника. Очень хитрый нотариус Симоне Симонини составляет липовые документы, пишет никогда не существовавшие завещания, исторические письма и так далее. Он очень талантлив, но при этом страшно мерзок. Он не любит, пожалуй, вообще никого кроме себя (и вкусной еды). Уничижительно отзывается обо многих расах, этому отведена едва ли не четверть книги. Но он периодически теряет память и обнаруживает, что в это время вместо него дневник ведет аббат Далла Пиккола. Обе стороны этой личности становятся участниками мировых событий – помогают то правительству, то масонам, то еще кому-нибудь, лишь бы дали денег. С их легкой руки ссорятся и мирятся огромные кланы, колышутся политические течения, умирают люди.

Все построено вокруг написания фейкового документа – «Протоколов сионских мудрецов», написанных по следам собрания на кладбище в Праге.

#книги #литература #читать #отзыв на книгу #рецензия на книгу #умберто эко #культура #искусство #чтение #книжный блог

В ходе повествования некоторые моменты меня удивляли: случались перескоки во времени, но я списывала это на провалы в памяти Симонини. Оказалось, что повествование нелинейное, в конце дан путеводитель по сюжету. Можно читать (наверное) и в хронологическом порядке, но я бы все же опиралась на то, как книга написана, изредка поглядывая вот в эту табличку
В ходе повествования некоторые моменты меня удивляли: случались перескоки во времени, но я списывала это на провалы в памяти Симонини. Оказалось, что повествование нелинейное, в конце дан путеводитель по сюжету. Можно читать (наверное) и в хронологическом порядке, но я бы все же опиралась на то, как книга написана, изредка поглядывая вот в эту табличку

Плюсы

Конечно, язык повествования. Витиеватые обороты, которые затягивают читателя и не отпускают. Эко двойственен: его сложно читать, иногда я едва не засыпала от трудности понимания (слова отдельно – да, вместе – нет), но читать все равно хотелось продолжать. Удивительный писатель.

Лихо закрученный сюжет, легкое перекидывание героев из одной руки в другую, жонглирование судьбами без задней мысли. От ловкости рук просто сам по себе открывается рот: как, нас опять одурачили? Все это было придумано? И за всем стоят хитрые ОНИ?

Смелость автора удивляет. Он так мощно поливает евреев, немцев, католиков, что диву даешься. Мировая реакция на книгу была в целом сдержанной, что меня удивляет. Такие пассажи сложно представить только в устах вымышленного главного героя, неужели сам автор так не чувствует и всю эту эмоциональность и доводы он лишь придумал? Если да, то это просто поразительно.

Минусы

Большое количество героев, все с итальянскими именами, все это быстро забывается и перепутывается. Причем многие герои мимолетны, только появились и сразу исчезли, мы даже привыкнуть не успели. А часть героев и вовсе реальные люди, которых в Италии-то может и знают, а я вот – нет, поэтому ломала голову – это я опять нить упустила или тут об историческом персонаже? В общем, перечитывать предисловие переводчика и постранично гуглить – это такой себе процесс чтения. Но тут проблема в количестве мозгов и эрудированности. Большинство моих читателей старше и опытнее, возможно, вам читать Эко будет проще.

Не хватило развязки в плане идеи Симонини. Он копил деньги, мне не стало ясно, скопил ли он необходимую сумму (вроде бы да) и потратил ли ее на то, на что планировал. Это не спойлер, т.к. в общем и целом я вообще ничего не раскрываю.

В книге много иллюстраций, некоторые (терпеть такое не могу) забегают вперед повествования, причем все они подписаны какими-либо цитатами из книги. Ненавижу спойлеры
В книге много иллюстраций, некоторые (терпеть такое не могу) забегают вперед повествования, причем все они подписаны какими-либо цитатами из книги. Ненавижу спойлеры

Итог

«Пражское кладбище» – вторая книга Эко для меня. Первой было «Имя розы», авантюрный исторический детектив с заметной ноткой философии. И для тех, кто открывает для себя автора впервые, я бы хотела сказать, что начинать с кладбища не надо. Возьмите лучше «Имя розы», не пугайтесь количества сносок в первой трети книги, Эко просто пополняет ваш словарный запас. В «кладбище» сносок нет, потому что и слов-то новых нет, но тут надо сноски к целым ситуациям и событиям. Но их нет.

Читать, если вы эрудированный любитель автора и исторических коллизий, а особенно теорий заговора (иезуиты, масоны и прочие). Не читать, если вам сложно дается интеллектуальная литература, вы засыпаете на каждой строчке и не можете понять смысл того, зачем вы продираетесь через эти 500 страниц.

Мне в целом понравилось, потому что слог и хитрость сюжета подавляют некоторые скучные места. Автора читать определенно продолжу, следующим будет «Маятник Фуко». Хотя, насколько я знаю, он в этом же стиле и примерно о том же.

И да, не читайте голодным. Описание блюд, которые употребляет Симонини, заставит любой желудок свернуться в трубочку, а книга рискует утонуть в слюнях.

Читали Эко? Что посоветуете кроме трех перечисленных выше книг?