Снова стрельба в школе. 12 лет! Как мой сын.
И снова СМИ и власти об одном и том же.
* Дети-психи, мы страдаем от психов. Как мы смогли их пропустить? Надо лучше тестировать.
* Как они проносят оружие? Ужесточить оружие, охрану
* Они все сидят на жестоком контенте. Запретить контент, компьютерные игры, от них агрессия
* Увеличить штат психологов
И никто, никто не говорит о корне зла. Не как мы их пропустили. А как мы допустили? Откуда психи берутся?
Эти дети действуют из многолетней травмы. Эту травму не «Игра в кальмара» наносит, не «Оно», «Пила», не «Ворлд ов тэнкс». Это делаем мы, своими руками.
Родители и школа. Но если на родителей трудно влиять по вертикали, на уровне государства, то на школу реально. Мы знаем страны, где это получилось.
И для этого не штат психологов нужно увеличивать. Не тестировать детей лучше.
Нужно всего лишь приоритет задать верный. Я третий год веду тему травли. В системе образования я уже 20 лет. Я вижу проблему изнутри и снаружи. Общаясь с жертвами, с учителями, с директорами я понимаю одно. Приоритет - знания, оценки, рейтинг, ЕГЭ.
У 90 процентов педагогов нет установки, что за эмоции детей они отвечают точно так же, как за знания. Не потому что педагоги плохие. Просто это не требует никто. А результаты ЕГЭ даже в KPI губернаторов.
А какие знания могут быть, когда у ребёнка во время урока и на перемене и до и после внутри свой персональный ад. Он думает только о том, как выжить. А что он от взрослых слышит? «Ерунда, мелочи, это так играют, мы все через это прошли. Мог бы уже сам разобраться». И дети идут разбираться. Позже. Когда на эту травму, как на вспаханную почву, лягут заманчивые идеи фундаменталистов, а также взрослость и способность достать оружие.
Что мы слышим от педагогов? «Их 30, а я одна. Как я сплочу 30 человек? Дети скрывают. Мне не видно. Я не могу залезать в каждую семью».
А не надо залезать в семью. Через одного герои моих интервью хотели пойти и разнести школу (например, Коля, Катя). Потому что ад был дома и в школе. И признавались, что если бы хотя бы один учитель проявил не равнодушие… Не надо лезть в каждую семью. Надо видеть и хотеть помочь здесь и сейчас на своём месте.
Трудно ли сплотить 30 человек? Совсем нет. Техники известны и просты. Удачно, что это те же техники, которые делают урок эффективным и работают на растяжку мозга (кто изучал, тот поймёт). Это можно делать прямо на уроке прямо во время работы. Преподают ли эти техники в пед вузе? Нет!!! Я им училась совсем в другом месте. В пед вузе и потом на практике я научилась лишь вводить 30 детей в летаргическое состояние спящего мозга, когда все сидят и слушают и боятся лишний раз пошевелиться. Чтобы не спросили. Именно так для большинства педагогов выглядит идеальный класс. Дисциплина. Спящий мозг. Доска. Мел. Тряпка. Учебник. Все!
Действительно ли нам, педагогам, не видно, что с ребёнком что-то не так? Не видно, если не хотеть видеть.
Я не демонизирую учителей. Сама «училка». Я демонизирую систему. Ещё раз. Учителя выдают то, что от них требуют. Рейтинги, ЕГЭ, дисциплину. Никто не требует от них здоровой эмоциональной сферы, здоровой психики. Что там говорить, по статистике 75 процентов учителей сами выгоревшие. Система даже здоровой психики самих учителей не требует от себя.
Можно и дальше ужесточать оружие, контент, обсыпать детей тестами и увеличивать штат психологов. Психолог фигура в класс приходящая и уходящая. С детьми работают педагоги. За эмоции детей, за эмоциональный интеллект класса отвечают педагоги. И не классные руководители только. А все педагоги.
Можно продолжать не говорить об этом, не учить этому педагогов, не выставлять это как приоритет. Может, опомнимся, когда стрелять начнут 7-летние?
PS это эмоциональные строчки, крик души. Очень давно хочу оформить в полноценный текст (манифест?), только пока не вижу смысла. Не прочтут те, от кого решения зависят.
PPS по итогам нескольких комментариев сразу хочу ответить на «опять у вас школа виновата!», нет, этого в тексте нет буквально. Ещё раз. Виновата система!!! Система, как и рыба, гниет с головы. От передёргивания о том, что виновата школа и заваленные до отказа учителя, сразу прошу воздержаться. Причинно-следственные связи немного сложнее.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.
Книгу "Травля: со взрослыми согласовано" можно заказать тут.