Герман Гессе, наверное, один из самых сложных и потому недочитываемых немецких писателей. «Игру в бисер» пытались одолеть многие самые терпеливые и въедливые любители элитарной литературы, но бросали, не дойдя даже до середины мудреного повествования. А те, кто долистали до последних страниц, так и не нашли ответы, казалось бы, на самые простые вопросы. В каком жанре написана эта проза? В чем суть игры в бисер? И почему современные интеллектуалы так тянутся к творчеству этого непонятного и довольно скучного писателя?
Сам Герман Гессе, бывший человеком спокойным и меланхоличным, возможно, постарался бы найти время для диалога, но вряд ли неприятие со стороны читателя вызвало бы у него хоть какую-то нервную реакцию. Он привык к равнодушию и едкой критике.
При жизни ему вообще не везло: первые книжки почти не расходились, а самые знаменитые романы печатались тогда, когда миру было просто не до философствований заумного швейцарца – шла Вторая Мировая война, и литература жила в поиске ответов совсем на другие вопросы. В нацистской Германии творчество Гессе попало под запрет. Противники нацистского режима обвиняли Гессе в пацифизме, в нежелании вжиться и вчувствоваться в ту боль, которым было так переполнено уставшее от войн человечество. Считали предателем и трусом. Настоящая популярность пришла к Гессе поздно – уже в 60-е годы в кругу прогрессивной молодежи, отрицающей милитаристские настроения общества.
И все равно «Игра в бисер» до сих пор многими рассматривается как бегство от реальности, уход в интеллектуальные игры, в метафизику, не имеющую ничего общего с актуальной повесткой дня. Да, это не обычный роман, это философская и во многом экспериментальная проза. Это метатекст, попытка скрещения музыки и математики, умозрительного построения интеллектуального общества, которого никогда, к сожалению, не будет. Это модель школы, где игра в бисер становится основным и самым престижным занятием ученых-магистров, живущих в далеком будущем.
При этом Гессе, пространно описывая игру, не разъясняет самого главного – ее правила. Поэтому играть в бисер читатель никогда не сможет. Такой игры не существует.
Так что, если вы не дочитали эту книгу, не расстраивайтесь. У Гессе хватает другой, более внятной и сюжетной прозы. Есть у него замечательный роман, – может, один из самых последних романтических европейских романов ХХ века, – «Нарцисс и Златоуст» («Нарцисс и Гольдмунд»). Обаятельнейшая вещь, читаемая на одном дыхании, особенно в юности, когда в нас борются два начала – рациональное и эмоциональное, и когда мы еще не решили, по какому жизненному пути идти дальше.
Это роман-путешествие, повествование о судьбе юноши Гольдмунде, ставшего в финале искусным мастером-скульптором. Это книга о познании себя и о том, какой высокой ценой приходится платить за то, чтобы стать Мастером.
Говорят, роман был экранизирован недавно. Думаю, стоит найти этот фильм и посмотреть…
Отмечайте публикацию, если она вам понравилась, пишите комментарии. С удовольствием отвечу каждому.