Найти в Дзене
От сомнений

Зачем Бог создал людей и Ад? (2)

Зачем Аллах создал людей зная, что большинство из них окажется в Аду?

Это вторая статья на эту тему, с некоторыми дополнениями и другим углом обзора.

Прежде всего напомним, что мы не должны забывать об ограниченности нашего мозга, ведь даже мотивы и расчет простого человека мы не всегда можем понять до конца. Например, человек может сажать дерево, зная, что вскапывая землю нанесет вред червям, муравьям, и прочим микроорганизмам, и мы можем подумать, что он лишь хочет, чтобы воздух стал чище, в то время как на самом деле он хочет защитить дом от солнца, и кроме этого у него может быть еще несколько причин. Что касается сотворения Адама, то даже ангелы по началу не поняли пользы в его сотворении, на что Аллах ответил: «Я знаю то, чего вы не знаете», и это знание и мудрость этого проявились уже в самом начале, когда сотворение Адама выявило в рядах ангелов порочное существо – Иблиса.

Люди, будь то верующие или неверные бывают двух типов, назовем их : "практики и теоретики". "Практики" получив какое-то знание начинают действовать в соответствии с ним, практиковать его и совершенствовать, а глубины этого знания постигаются ими в процессе этой практики. "Теоретики" же не находят в себе сил и желания действовать, до тех пор, пока их разумы не удовлетворятся ответами на их всевозможные вопросы, и процесс этот может продлиться до конца их дней. В итоге, как легко догадаться, первые достигают большего результата, чем вторые, хоть и могут чаще в чем-то ошибаться. "Практики" ближе к верующим, а "теоретики" к иудеям.

Цель данной статьи успокоить разум "теоретиков" в данном вопросе.

Для начала, вспомним с Кем мы имеем дело. У Аллаха есть 99 известных нам имен, они же являются и Его качествами. Если человек может быть назван именем Махмуд (хвалимый), и при этом быть порицаемым, или назван именем Лев, и при этом ни разу не проявит ни силы ни отваги, то у Аллаха все Имена являются полноценными, абсолютными и проявляемыми. Каждое из этих имен и качеств обязательно должно проявиться в этой бесконечной жизни Аллаха, ведь птица считается летающей, цветок пахнущим, трава зеленой, солнце греющим и т.п. только лишь потому, что это их качество имело свое проявление.

Аллах существует вечно. Т.е. вечно в сторону прошлого, и вечно в сторону будущего. Эта вечность в сторону прошлого настолько большая, что некоторые философы и даже большие ученые ислама выдвинули версию о извечной цепочке творений, т.е. что Аллах вечно что-то творил, потому что если мы скажем, что первое творение Аллах сотворил, например, 900 триллионов лет назад, то это будет означать, что бОльшую часть времени Он ничего не творил и Творец не проявлялось, потому что до этих 900 триллионов есть еще бесконечность времени, и чем дальше мы туда отправляемся, тем меньше становятся эти 900 триллионов, вплоть до того, что они начинают казаться днем, затем минутой, затем секундой, и т.д. (Что же можно сказать о нашем опыте, который покажется нам ничтожным даже в сравнении с одной жизнью на земле, как сказал Аллах: Они будут переговариваться шепотом: «Вы пробыли там (в мирской жизни) всего десять дней!»…. Самый примерный из них скажет: «Вы пробыли там (в мирской жизни) всего один день». Сура Та Ха, 103-104).

Помиму имени Творец, у Аллаха есть такое имя как Наделяющий уделом (ар-Разикъ, ар-Раззакъ), следовательно, для его проявления необходимы нуждающиеся в уделе творения. В полной мере это качество проявится в Раю, где Аллах постоянно будет наделять творения уделом и всевозможными видами удовольствий, которые будут «подогнаны» под их желания и побуждения их совершенных тел, так что они никогда не пожелают перемен («Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен» 18-108). И не будет странным и нелогичным сказать, что даже такая способность Аллаха, как сотворить яблоко, заслуживает того, чтобы в этой бесконечности кто-то мог им насладиться.

Есть у Аллаха и такое имя как Милосердный (ар-Рохим), Принимающий покаяние (атТавваб). Посредством чего проявляются эти качества? Посредством прощения грехов. Какое творение способно на грех? Обладающее свободой выбора, иначе справедливость будет лишь условной. И далее будет Суд, и проявится имя Судья (аль-Хаким) и его качество «Справедливейший из судей» («Разве Аллах не является Самым справедливым из судей?» Ат-Тин, 8). Так мы и приходим к тому, для чего был создан человек, и для чего необходимо, чтобы он был грешным. Таков Аллах, со всеми Его качествами, и они истинные полноценные и проявляемые (Сказал Пророк ﷺ: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если бы вы не грешили, - если бы была община, которая не совершает грехи, Аллах уничтожил бы ее и заменил теми людьми, которые грешат и совершают покаяние. Ибо Аллах Прощающий и любит прощать людей» (Сахих Муслим).

Но зачем Ад?

Среди качеств Аллаха есть также и такое, как Суровый в наказании (шадидуль икаб). Может быть, кому-то хотелось бы, чтобы этого качества не было. Чтобы была только милость, добро, принятие покаяния… Чтобы испытание состояло лишь в том, кто займет в Раю место получше, а кто похуже. Ну или хотя бы, чтобы неверные просто исчезли после смерти… Вот детям и подросткам тоже бы хотелось, чтобы родители их никогда не наказывали, или если и наказывали, то как можно непродолжительнее и как можно мягче. Но опытные и мудрые родители почему-то ради самих же этих детей выбирают жесткий подход. И Мудрейший Аллах почему-то выбрал жесткий подход и в отношении людей. Сколько людей усердствовало бы в попадании в Рай и добилось в этом успеха, если бы не было страха попасть в Ад? Хватило бы людей мотивации всю жизнь и во многих испытаниях чаще поступать правильно, чем наоборот, если бы не страх перед адом? Может быть у первых поколений, и их детей, а что осталось бы от мотивации к концу времен? Какие еще моменты мы не учли в своих ограниченных головах, не являясь знающими все ситуации в прошлом и будущем, каким является Аллах, который знает даже о всех последствиях несостоявшихся событий? Аллах знает лучше.

Также, есть сомнения в том, что обитатели Рая ценили бы его должным образом на протяжении миллионов лет, не зная о существовании Ада. Так же, была бы потеря в справедливости, если бы в Ад был отправлен лишь один Иблис (Дьявол), или если бы скверные люди наслаждались жизнью на Земле, а после смерти отправились еще и в Рай.

Мог ли Аллах обмануть нас ради пользы, и никакого ада на самом деле нет? Нет, Аллах не обманывает и не нуждается в этом (несмотря на фантазии некоторых философов).

Но почему бы тогда не сделать этот Ад временным? Ад будет временным, но для того, в чьём сердце Аллах найдет хотя бы частицу имана. А если тебе почему-то так жаль остальных, тех самых худших из творений, и ты настолько добр, что не хотел бы вечных мук даже для самого отвратительного и ужасного человека, которого ты только можешь вспомнить или представить, и в соблюдении религии в ежедневной практике тебе мешает именно это, то успокойся в том, что есть некоторое разногласие в этом вопросе (хоть оно и не считается приемлемым).

Вот оно:

۞ فَأَمَّا الَّذِينَ شَقُوا فَفِي النَّارِ لَهُمْ فِيهَا زَفِيرٌ وَشَهِيقٌ

۞ خَالِدِينَ فِيهَا مَا دَامَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ إِلَّا مَا شَاءَ رَبُّكَ إِنَّ رَبَّكَ فَعَّالٌ لِّمَا يُرِيدُ

Несчастные пребудут в Огне, где они будут хрипеть и реветь. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает. (11:107-108)

Приведя разные мнения, общепринятым из которых является то, что оговорка "если не пожелает иного" относится к единобожникам, которых Аллах пожелает вывести из ада, ат-Табари также приводит мнение тех, кто отнес эту оговорку ко всем обитателям ада:

....وقال آخرون: عنى بذلك أهل النار وكلَّ من دخلها.

*ذكر من قال ذلك :

18580- حدثت عن المسيب عمن ذكره، عن ابن عباس: (خالدين فيها ما دامت السماوات والأرض)، لا يموتون، ولا هم منها يخرجون ما دامت السموات والأرض، (إلا ما شاء ربك) ، قال: استثناءُ الله. قال: يأمر النار أن تأكلهم. قال: وقال ابن مسعود: ليأتين على جهنَّم زمان تخفِقُ أبوابُها ، ليس فيها أحد، وذلك بعد ما يلبثون فيها أحقابًا.

18581- حدثنا ابن حميد قال ، حدثنا جرير، عن بيان، عن الشعبي قال: جهنم أسرع الدارين عمرانًا وأسرعهما خرابًا.

"И сказали другие (ученые): "имеются ввиду обитатели огня и каждый кто в него войдет". Приводится от ибн Аббаса: " Аллах прикажет огню поглотить обитателей Ада". И приводят от ибн Мас'уда: "Настанет для геены время когда ее двери будут болтаться (без присмотра) т.к. никого не будет внутри, и это после того как они пробудут там века". Приводят от Ша'би: "геена скоротечнее из двух обителей продолжительностью".

(За точность перевода не ручаюсь, но смысл такой)

Это была попытка ослабить сомнения, которые звучат от некоторых людей, а Аллах знает обо всем этом лучше. Даже если эта статья эти сомнения и развеет, они могут вернуться уже через неделю или месяц далекой от религии жизни, так что нужно будет прочесть ее заново, но во второй раз это уже может не подействовать, потому что Аллах запечатывает сердца, которые отворачиваются от Его знамений.

Раньше уже выкладывал статью на эту тему, там есть что-то чего нет в этой, из ссылок и тп. В одном месте там сказано, что обитатели Рая смогут наблюдать Ад в любой момент, это возможно ошибка. Такое будет в начале, а далее Аллах лучше знает. Вот:

https://zen.yandex.ru/media/id/5ad85a07a815f1353a4d9e1e/zachem-tvorec-vse-eto-sozdal-raz-on-ni-v-chem-ne-nujdaetsia-5ad86b8ddb0cd9e647352f69

#временность ада