Найти тему
Science & Future

Правда ли в США погибло больше людей в ракетно-космической отрасли, чем в СССР?

Оглавление

Вообще, странная идея — меряться количеством смертей при разработке и эксплуатации ракетно-космической техники. Тем не менее, как только в дискуссиях заходит речь о качестве этих изделий, постоянно прилетает «аргумент» о том, что американская отрасль погубила больше жизней.

Тут, как это обычно бывает, имеет место манипулирование фактами в угоду «национальной гордости». В случае с США, помимо таких трагедий, как аварии «шаттлов» и гибель людей во время различных тестов систем и технологий, как в случае с «Аполлон-1», в учёт идёт, например, пожар в ракетной шахте Серси, который случился в результате утечки кислорода из-за повреждения гидравлического шланга, унёсший жизни 53-х человек.

При этом, не учитывается, скажем, тот факт, что в СССР в то время «Лунная программа» уже шла с отставанием в несколько шагов, то есть невозможно спрогнозировать, какими были бы даже результаты испытаний советских ракеты и корабля в пилотируемом режиме (при том, что все пуски Н1 в беспилотном окончились авариями).

Понимаю, что никакого эффекта это не возымеет, но отмечу, что ни за кого я не «топлю», никакую «воду» никуда «не лью». Я считаю историю развития космической техники и космонавтики единой с несколькими ветками, а подобные публикации появляются в качестве ответа на бесконечное число однотипных комментариев, чтобы не вступать в однотипные же диалоги.

Если говорить о трагедиях, произошедших за всё время создания и эксплуатации ракетно-космической техники, то в СССР всего две, даже не связанные с пилотируемыми запусками, унесли тем не менее больше жизней, чем пилотируемая космонавтика всех стран вместе взятых.

Ну а в пилотируемой космонавтике, к слову, число аварий со смертельным исходом в СССР и США одинаково: «Союз-1» и «Союз-11» в СССР и два шаттла в США. В СССР/России произошло ещё три аварийных пуска, во время которых экипажи были спасены («Союз-18-1» в 1975 году, «Союз-Т10-1» в 1983 году и «Союз МС-10» в 2018 году).

«Крупнейшая ракетная катастрофа в истории»

Первая произошла всего за пол года до первого полёта Юрия Гагарина, 24 октября 1960 года, на Байконуре и является крупнейшей ракетной катастрофой в истории.

К началу 1960-х СССР существенно отставал от США по количеству межконтинентальных баллистических ракет, поставленных на боевое дежурство — четыре Р-7 разработки ОКБ-1 Сергея Королева против 40-ка американских МБР. Причём Р-7, отлично подходящая для мирного изучения космоса, обладала целым рядом принципиальных недостатков в своей боевой модификации, но сейчас не об этом.

Никита Сергеевич Хрущев, во время разговора с вице-президентом США Ричардом Никсоном в 1959 году, пообещал показать штатам «кузькину мать». Задача «догнать и перегнать» в кратчайшие сроки была поставлена перед королёвским ОКБ-1 и ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля. Между двумя главными конструкторами были крайне напряжённые отношения, на фоне которых внутри страны развернулась «малая» ракетная гонка. Как вы понимаете, спешка в таком сложном деле, как ракетостроение, не может привести ни к чему хорошему.

Королёвская «семёрка».
Королёвская «семёрка».

Опуская подробности, 24 октября 1960 года, на космодроме Байконур, во время подготовки к первому пуску новейшей межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, произошёл взрыв, в результате которого погибли по меньшей мере 74 человека (неофициально жертв было более сотни), включая командующего Ракетными войсками стратегического назначения Главного маршала артиллерии Митрофана Неделина.

Произошедшее было засекречено вплоть до 1989 года. Возможно, именно поэтому многие даже не знают, что такая катастрофа была.

Катастрофа на космодроме Плесецк

Спустя 20 лет, 18 марта 1980 года, произошла другая катастрофа, унесшая 48 человек (по официальным данным).

На этот раз во время заправки взорвалась всем известная ракета-носитель «Восток-2М», которая должна была вывести на орбиту военный спутник радиотехнической разведки «Икар».

-3

179 тонн жидкого кислорода и 73 тонны керосина превратили стартовый комплекс в выжженные развалины. Никто из стартового расчёта даже не успел подать сигнал тревоги. Один из офицеров лишь крикнул по шлемофонной связи: «Снять напряжение с борта!».

На месте погибли 44 человека, четверо скончались в больнице, 40 получили ранения и ожоги, а пожар тушили трое суток. Эта катастрофа до сих пор является второй по количеству жертв в истории развития ракетно-космической техники.

Как и любое сложнейшее направление развития человечества, ракетно-космическая отрасль имеет в своей истории «тёмные пятна» в виде подобных катастроф. Повторюсь, меня удивляет, что люди, в качестве аргумента в пользу своего мнения, манипулируют фактами, выдернутыми из общей статистики.

Ещё больше меня удивляют комментарии, вроде «это у них до первой аварии» или «поговорим, когда погибнет их первый турист». Как вообще можно такое писать и говорить, явно со скрытым желанием, чтобы такая авария произошла? Очень надеюсь, что этой заметкой с кратким экскурсом в историю отечественной космонавтики я хотя бы немного сокращу количество подобных комментариев под статьями на канале.

1. Катастрофа на космодроме Байконур.

2. Катастрофа на космодроме Плесецк.

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.