Найти в Дзене

Почему "Игра в Кальмара" про гуманизм, а не насилие, или 6 пасхалок, которые вы пропустили

Оглавление

Даже если вы относите себя к противникам любого "мейнстрима" и упоминание о сериале "Игра в Кальмара" приводит Вас в ярость, не уходите.

Останьтесь и дочитайте до конца, потому что я покажу Вам, что насилие, вокруг которого строится сюжет - это не хайп и пропаганда, а карикатура на современное общество, и каждая серия, как луковица, наслаивает образы и смыслы одни на другие, ставя острые вопросы ребром.

Игра в кальмара
Игра в кальмара

101 миллион просмотров только на официальном сайте Netflix, не говоря о пиратских сливах и торрентах - неужели 1,3% от населения планеты сошли с ума? Откуда растут ноги немыслимой, даже по меркам современности, популярности?

Сценаристы и писатели скажут Вам - от болевых.

Да-да, нас цепляет только то, что откликается внутри. Мы будем переживать за тех, чьи проблемы близки нам самим - кредиты, невозможность вести достойный образ жизни, бюрократия, неравенство - мы живем в мире потребления и с формулировкой главной идеи сериал справился на сто процентов.

Но об этом позже.

Осторожно! Спойлеры!
Осторожно! Спойлеры!

Если Вы еще не смотрели "Игра в Кальмара", то рекомендую добавить статью в закладки и подписаться на канал - дальше будут СПОЙЛЕРЫ.

Вы сможете вернуться к прочтению позже и сравнить мою точку зрения со своей или выразить общее впечатление в комментариях - обратная связь только приветствуется!

Но позже, не хочу портить Вам общее впечатление))

-3

Почему у старика номер 001, а у главного героя 456?

Почему именно 456, а не 500 или 550?

Почему для организаторов игры так важно подчеркнуть равенство всех участников?

Эти "почему" мучили меня на протяжении всех девяти серий.

И пусть не на все вопросы - все-таки я не знаток Корейской культуры - но я ответы нашла.

И хочу поделиться с Вами)

Итак, в первой серии мы знакомимся с Сон Джо Хуном (если среди читателей есть увлеченные Кореей люди, вэлком в комментарии - ваш вклад в достоверность материала будет оценен по достоинству) - далее Игрок 456.

Игрок 456 и главный герой Игра в Кальмара
Игрок 456 и главный герой Игра в Кальмара

И он не просто неудачник, он - блевотная жижа на обочине свалки судеб человеческих! Отвратительный сын (отношение к престарелой матери вызывает злость), ужасный муж (и ты думаешь: "И правильно, что бывший!") и никудышный отец (чего только стоит его подарок дочери на день рождения).

Он старается, я не стану отрицать, но результат невразумительных потуг всегда один - неудача. Стыд, позор и... жалость.

Образ главного героя не вызывает ничего, кроме брезгливости. Может быть, среди Вас есть те, кто испытывал к нему сострадание, но в моей системе координат мужчина должен быть сильным. Потому что, если не он, то кто?

Но речь сейчас не об этом.

Мы видим перед собой слабохарактерного неудачника, с которым жизнь решила сыграть в опасную игру, и, наученные горьким опытом "Игры Престолов", замираем в напряжении, потому что знаем - плашка "ГГ" не делает его бессмертным.

Но ближе к концу "Игры" мы понимаем, что инфантильный и безответственный номер 456 - это единственный игрок, который смог сохранить лицо человечности.

Единственный, кто не запачкал руки кровью других игроков (к дедушке в этом ключе мы еще вернемся).

И в этом заключается весь сок! Вся красота и сложность выдвинутой на обсуждение общественности парадигмы!

Секрет успеха 001. Статичность главного героя.

-5

Любой уважающий себя писатель знает - успех книги на 90% зависит от конечной трансформации героя.

Например, Санса Старк (Игра престолов) из скромной и послушной барышни превращается в холодную и расчетливую королеву Севера.

Мы следим за ее приключениями и каждая неурядица на пути ее жизни, понемногу, превращает Сансу в другого человека. Это логично, это интересно и... это грустно. Но мы идем за ней и переживаем все, как будто это происходит с нами.

Герой должен измениться. Это Аксиома.

Мы все этого ждем. Ждем, когда он разрешит внутренние и внешние конфликты и явит миру нового себя, чтобы мы могли, сопереживая, восхититься его метаморфозами.

Но игрок 456 не меняется. Меняется только мир вокруг него. Хотя и это сомнительно, потому что мир остается прежним в том смысле, что игра - это жестокая карикатура на реальность.

И изменение мира, вдруг (!!! и это восхитительно как хорошо) показывают, что его слабости в новом окружении становятся силой!

Потому что он проявляет заботу о старике, который по всем правилам должен был умереть в первую же игру. Он не может отказать ему в протекции. Не может смотреть на то, как избивают женщин, не может принять факт ночной бойни и встает на защиту слабых.

Заведомо зная, что они не друзья, что каждая отнятая жизнь логично приблизит его к победе, но он делает выбор в пользу человечности неосознанно, потому что был таким всегда.

Потому что по уровню развития, Игрок 456 - ребенок - и любая несправедливость откликается в нем протестом.

И он готов рисковать собой, готов проявлять великодушие там, где другие о нем забывают, идя на сделку с собственной совестью или продавая душу Дьяволу, если Вам угодно.

Но только не он.

Разве может слабый неудачник сделать столь великодушный выбор? При этом он испытывает страх такой же, как и остальные участники игры. Но сила его духа гораздо больше - и это лично меня восхищает больше всего!

А вот грустно от того, что после первой игры всем дали шанс вернуться к нормальной жизни.

Старик выбрал такой путь не случайно. Он играл, но только в свою игру. И наслаждался, точно зная, что большинство вернется, готовое пожертвовать последним оставшимся на руках активом - жизнью, ради призрачного шанса получить призовые деньги.

Халява - двигатель прогресса, но они забыли прочитать мелкий шрифт.

И никто из Игроков не воспользовался вторым шансом на жизнь, чтобы эту самую жизнь исправить.

Даже под страхом смерти они продолжали идти протоптанным путем, не желая что-то менять. Искать работу, строить жизнь заново, отказаться от вредных привычек - и эта безнадега прослеживается на протяжении всех серий.

Таков образ их мысли, образ жизни.

Это пугает и завораживает одновременно.

И даже в конце, игрок 456 рефлексирует о случившемся, но не делает ничего, чтобы изменить свою жизнь и жизни других людей.

Моя подруга в пылу жаркой дискуссии заметила, что он не делает ничего, потому что базиса нет - ограниченный сознанием индивид, не видящий возможностей.

- А вот я бы! - кричу в порыве праведного гнева.

- Конечно, ты бы! Что? Раздала деньги бедным? Завод по переработке отходов построила, обеспечив нуждающихся рабочими местами?

Замкнутый круг - если и побеждать систему, то только ломая убеждения масс изнутри.

Понимаете?

Он не воспользовался выигранными деньгами, потому что брезговал. Потому что боялся, потому что нес глубоко внутри свою травму и, конечно, имел на это полное право.

Но что делать с теми, кто не дошел до финала? Их семьи не получили ничего, их кредиты и долги так и остались не выплаченными, жизни загубленными.

В чем был смысл их смерти?

Он мог бы придать им смысл (и видимо герой видит выход в прекращении работы адской машины для игр), но вряд ли мы скоро об этом узнаем.

Секрет успеха 002. Визуальное и звуковое сопровождение

-6

Просто это нужно видеть. Своими глазами.

Меня, как визуала, нереально порадовали декорации и цветовые решения - вы ведь неосознанно тоже обратили на них внимание?

Гробы с малиновыми бантами, красная униформа охраны и зеленые костюмы игроков - железные многоярусные кровати, больше похожие на клетки, и бесподобные маски толстосумов - в 2021 Игру Кальмара не закосплеит только ленивый)))

-7

А вы обратили внимание, что, когда убрали лишние кровати, на стенах проявились рисунки всех игр, которые игроки прошли? И той, последней, которая еще предстояла?

Меня сие открытие привело в экстаз)

А про то, что первая игра - это Корейский вариант "Красный свет, зеленый свет" - и костюмы охраны и игроков не случайно такого же цвета (еще одна метафора - власть и бесправие в полной красе).

А красный цвет волос, в который Игрок 456 покрасился в конце фильма? Он, наконец, принял себя и стал на сторону власти, нашел внутри храбрость, чтобы бросить устроителям игр вызов!

Новая версия игрока 456
Новая версия игрока 456

Секрет успеха 003. Противопоставление игроков 218 и 456

Игрок 218
Игрок 218

Если у героя нет антагониста, это не история.

Большой босс до последних серий Зло абстрактное, но вот бывший друг детства - вполне конкретное. И то, как Игрок 218 раскрывает свое истинное лицо по мере развития сюжета, достойно отдельного упоминания.

И если один до последнего пытается сохранить человечность, второй - срывает ее с себя без толики сожаления.

Он прогибается и принимает правила игры места, в котором оказался - если не ты, то тебя. Тот, кем гордился весь район, тот, кто смог выбраться из нищеты оказывается ярким представителем своего поколения - к цели хоть по головам.

Мы знаем, чем это все закончилось.

Но тут есть риск угодить в логическую ловушку, поторопившись с выводами. Ведь и наш герой не безгрешен, иначе стал бы он обманывать старика водной из игр, чтобы выжить.

Им руководил страх, иррациональный страх за свою жизнь, но ответьте себе честно - а вы бы на его месте поступили по-другому?

Зная, что вы молоды, а у старика опухоль головного мозга и он все-равно когда-нибудь умрет. Но, если рассуждать в таком ключе, то кто решил, что одна жизнь важнее другой? Кто определил пользу одного и другого?

Секрет 004. Базовые ценности

Да, кровь льется рекой, трупы не успевают сжигать в отведенных для этих целей подвалах, но немощный хитрюга получает в лице главного героя своего помощника и защитника. Он знает, что может умереть в любой момент. Он знает, что старик - это слабость, препона на пути к выживанию, но не бросает его, помогает до последнего

Да, он тоже смертен и в одной из игр мы видим, как он пытается его обмануть, но даже это не умаляет того факта, что он защищал старика (считай, конкурента в борьбе за выживание) до тех пор, пока мог.

Он готов был помогать всем, кто в этом нуждался, пока был в состоянии. преодолевая сомнения и малодушие.

Чего нельзя сказать про Игрока 001 - мы ведь помним, как он молча принял выбор сахарного зонтика Игрока 456, зная условия игры наперед.

И, конечно, нельзя обойти стороной взаимоотношения с нелегалами из Северной Кореи, история которых поднимает вопросы семьи и долга. Через боль утраты, взятки и равнодушие чинушей - мы видим, как в бюрократической машине рушатся жизни неповинных людей.

Чем их право на счастье и достойную жизнь отличается от другого?

Отчаянные попытки власти взять происходящее под контроль - в лице полицейского, ставшего жертвой собственного брата - эта ветка сюжета оставляет больше вопросов, чем ответов.

И сокрушительное поражение.

Секрет 005. Числовые образы

-10

Игрок 001 оказывается устроителем Игр.

Игрок 456 - последний в списке - неудачником из трущоб.

Единица во всех культурах - число силы, власти, и главенства и тут вопрос нет. Он еще с пятой серии показался мне сильно мутным)

Но есть еще кое-что. Меня не отпускает подозрение, что дело не только в том, что в играх победил игрок с последним порядковым номером, но и сам этот номер - 4-5-6 цифры идут по-порядку, как отсчет.

Когда закончится терпение?

Сколько еще будет продолжаться гегемония власть имущих?

Где предел произволу?

Все это наталкивает на мысли о последнем шансе, последней капле терпения и грядущих - даже не так, желаемых переменах.

Секрет 006. Власть и ее пороки

-11

А теперь переходим к главному - гегемонии власти, безнаказанности и скуке жизни.

Я не буду сейчас говорить, что эгоист-капиталист показал свое истинное лицо и все в том же духе, но обращу ваше внимание вот на что - озверели на играх всех. Даже хваленый выпускник университета превратился в животное, за поступки которого стыдно.

Все, кроме Игрока 456.

И я спрашиваю вас, почему он, будучи среди реального мира условно "нормальных" людей не мог найти свое место и слыл неудачником, а в мире жестоких каменных джунглей его инфантильность вдруг приобрела черты человечности и сострадания большей, чем у всех цивилизованных упырей рядом вместе взятых?

И так ли страшен мир игры, где правила просты и исход понятен, по сравнению с миром, в котором каждый день случается адская дичь и ты не можешь быть уверен, что в этот раз она захватит и тебя.

Миллиарды денег заняты неплатежеспособным населением под вечно растущие проценты. Загнанные в угол машиной потребления люди, которые могли быть полезны и приносить пользу обществу, их вскормившему, если бы власть озаботилась этим вопросом и создала соответствующие условия.

Так много вопросов и ответы на них не всегда однозначные.

Но одно точно - Игра в Кальмара это не просто сериал, а камера обскура нашего мира, все перевернувшая с ног на голову. Мира, в котором готовы умирать за деньги (ау, челендж блогеры, это я к вам обращаюсь!), мира, в котором человек человеку волк.

Вспомните последний диалог между Игроком 456 и 001.

Веришь ли ты в человечность?

Если Вселенная и правда слышит отправленные в нее запросы, то я хочу, чтобы в мире было больше таких вот олухов, как Игрок 456.

Быть может тогда, с возрастом мы перестанем обрастать коркой цинизма и начнем видеть других людей такими, какие они есть - заслуживающими право на заботу, счастье и нормальную жизнь.

-12

Пишу для читающих,

Ваша, Эмма Ласт