Не устает ли священник выслушивать по несколько часов в день рассказы о грехах, порой довольно «экзотичных»? Не разочаровывается ли он в людях (мол, «ишь, чего вытворяют»)? Хватает ли у него сил на несколько десятков, а то и сотен людей?
Все священники и прихожане по умолчанию должны понимать, что на исповеди священник – это:
1) посредник, но никак не «конечный пункт» откровений исповедующегося. Раскаивается человек перед Творцом, а священник в этом душевно помогает;
2) не психотерапевт. Дело в том, что некоторые прихожане путают этих 2 людей: священника на исповеди и психотерапевта на консультации. И приходят не попросить прощение у Творца через посредничество Его служителя, а облегчить душу перед кем-то – без намерения в последующем не грешить.
И этим «кем-то» оказывается человек, который стоит рядом во время исповеди. Поэтому зачастую священники, приняв столько откровенных излияний самых разных людей, чувствуют душевную и даже физическую усталость.
Что греха таить – встречаются среди людей и энергетические вампиры. И вот тогда сложно их выслушивать. Они могут прийти не покаяться, а поднабраться энергии.
Учитывайте, что священник выслушивает исповеди на голодный желудок. Так же не ест перед исповедью каждый прихожанин. Но он пришел, рассказал свою историю, причастился, послушал службу – и ушел. Через священника же порой проходит целое море людское, и чтобы выслушать каждого, он в итоге тратит часы душевной работы.
А это тяжеловатое испытание, особенно если имеются какие-то проблемы со здоровьем, например низкое давление.
Но надо отдать должное этим людям: многие из них выполняют свою роль честно – стремятся быть проводниками благодати к тем, кто кается в грехах и обещает жить по заповедям. Многие из них очень добрые и душевные и порой стремятся поддержать каждого всеми силами своего духа.
Встречаются иногда и «неправильные» священники, увы. Порой опечаленные прихожане рассказывают о том, как их не просто раскритиковали, а буквально отругали на исповеди.
Так, одна моя знакомая признавалась, что священник, выслушав лишь ее первые пару предложений, вскрикнул: «Как, ты uзменяешь собственному мужу?» На этом ее исповедь закончилась. Хотя сама знакомая никому не изменяла – напротив, пришла рассказать о том, как муж ее саму (то бишь наоборот) бросил, они собираются развестись, и она хочет начать встречаться (в хорошем смысле слова) с другим (нормальным, честным и т. д.) парнем.
С другой стороны, по несколько раз в неделю выслушивая откровенности людей об их грехах, не разочаровываются ли священники в людях? Ведь перед ними просто потоками льются истории о людских недостатках, порой самых неприятных.
С самого начала священников готовят к этому. Точно так же, как, допустим, будущие юристы или экономисты обучаются в вузе правовым или финансовым операциям, будущие священники учатся в том числе корректно реагировать на исповеди.
В частности, им рассказывают о наставлениях отцов Церкви о том, как важно любить людей всемерно и не попускать, который искажает образ Божий, существующий в каждом человеке, даже самом грешном.
Кроме того, на таком обучении будущим церковнослужителям дают читать большие списки грехов, которые в принципе существуют и могут встретиться в рассказах исповедующихся. Это в том числе помогает не поражаться человеческой натуре, иной раз услышав нечто неожиданное в рассказе самой скромной на вид прихожанки в платочке.
Помогает ли это?
Конечно, помогает.
Впрочем, некоторые церковнослужители порой после какого-нибудь услышанного ими рассказа испытывают недоумение в формате «ишь, чего вытворяют». Но они сами понимают, что это искушение, которое надо всеми силами стремиться преодолеть.
Наконец, важен и такой момент, как определенного рода духовная закалка, опыт и, простите, «поточность».
Вы же не боитесь рассказывать разного рода подробности вашему врачу. И во многом – потому, что врач, как говорят в народе, за годы своей работы «еще и не такое видел».
Во многом так же и священники привыкают и даже самые экзотичные рассказы выслушивают, не поражаясь и не разочаровываясь в людях.
Как рассказал в интервью на портале Кельи Святого Модеста (на Афоне) отец Владимир, «если священник ведет правильную духовную жизнь, следит за собой, за чистотой помыслов, он сможет принимать исповедь у очень большого количества людей».
Нашему Создателю дорога́ каждая душа. И любая душа изначально чиста. Исповедь же помогает очиститься от наслоений, «прилипших» на жизненном пути. И священник в этом помогает.
А для тех, кто боится «неправильных» священников, 2 совета:
1) найдите себе исповедника по душе и ходите именно к нему;
2) если боитесь рассказывать о грехах вслух – напишите записочку с их перечислением и передайте ее священнику.
П. с. На близкую тему читайте пост «3 причины, почему некоторые священники такие полные».
#религия #православие #психология #наука #христианство #философия #общество