Это должна была быть статья-ворчание: так долго ехать из Акабы до Шаумари, так много заплатить за пару вольеров с животными, одно из которых вообще осёл, такой маленький и странный заповедник среди… Ну, вы поняли, получился бы редкий случай рассказа о том, на что в Иордании не стоит тратить время и деньги.
Но он не получился, хотя осёл — действительно осёл, и все остальное тоже правда. Почему? Начала писать, искать что поинтереснее об этом месте, и поняла, что своими глазами прямо на воле видела единорога! Начнём с начала?
В этом начале была долгая дорога из самой южной иорданской Акабы в очень даже северный иорданский город Азрак. Дорога не просто долгая, а порядком мрачная, до мурашек. Дорога, когда впереди, позади, вокруг тебя часами нет ничего, кроме чёрной лавовой пустыни — "Долины мёртвого огня".
15 тысяч лет назад, когда эти земли начали заселять люди, здесь были болота с птицами, стада газелей, дикие ослы и антилопы.
14 тысяч лет назад в этих местах процветало сельское хозяйство, росли сады и кипела жизнь.
Сегодня — вот, всё перед вами. Что именно уничтожило цветущую землю и изгнало отсюда народ, оставивший в память о себе сотни петроглифов, учёные, думаю, будут выяснять ещё долго. Ну, а мы часа четыре в дороге и — приехали.
Опять пустыня, только другая? И да, и нет. Впрочем, в Иордании 90% земли — пустыня, так что да, и это пустыня, просто непривычная. Объезжаем…
Сетка-забор?! После наших русских бескрайних заповедников, границы которых — реки, горы или даже просто дороги, осознать, что известный иорданский заповедник Шаумари - это не очень-то большая территория за забором… Странно было, да.
Шаумари — заповедник, созданный в 1975 году Королевским обществом охраны природы для восстановления истребленных видов, ранее обитавших в этой местности, и для сохранения исчезающих.
Всего 22 кв. километра, больше подходит звание национального парка, но нет, он имеет самый высокий статус охраны и участвует в общей с самыми крупными учёными центрами мира работе.
Ой, кто это?! Стоп, стоп, машина! Надо мной смеётся арабский водитель: "Ты что, ослов в Иордании не видела? Так поехали, покажу")))
"Ослы" в это время очень быстро нырнули в сухую траву и благополучно в ней растворились. Осталось трясти интернет и доказывать: "Вот же, куланы! Смотри, куланы, а не ослы".
И только дома: "Кулан — дикий осёл, в Шаумари — онагр, разновидность кулана (то есть осла)". М-да... Водитель-то был прав, о том и не догадываясь.
Но ехала я не за ослом и даже не за онагром. Ехала я за ориксами, увиденными однажды вот на этой картинке.
Белый аравийский орикс — пустынная антилопа, которой не повезло. До сих пор бедуины уверены, что ориксы обладают потусторонней силой, которая передается тому, кто поймает животное. А прежде его магия и вообще была обозначена вполне конкретно: плоть животного должна была дать необычайную силу и сделать человека нечувствительным к жажде, а кровь - помочь против укусов змей. Вот и попробуй выживи после этого!
Ориксы и не выжили. Не помогло свойство из-за не бликующей кожи казаться невидимыми даже на расстоянии 100 метров, не помогла идеальная выживаемость в пустыне:
- летом белая шкура отражает солнечное тепло, а зимой шерсть на спине поднимается, чтобы это тепло уловить и сохранить;
- широкие копыта приспособлены для больших расстояний на рыхлом гравии и песке, а иначе еду в пустыне было бы не найти;
- они могут выжить в течение долгого времени без питья, получая влагу не только из доступной еды, но даже из конденсата, оставленного на камнях и растениях после сильного тумана;
- они способны чувствовать запах дождя на расстоянии. Когда он распространяется по ветру, главная самка будет вести свое стадо в поисках свежей травы, которую вызвал ливень.
Не помогло. С древними бедуинами они еще могли поспорить за право жить, но с внедорожниками и оружием 20 века спор проиграли. К 1930 году аравийские ориксы были полностью уничтожены на территории сегодняшнего Израиля, а последняя особь в дикой природе была застрелена в 1972 году. Небольшая группа сохранилась лишь в зоопарках.
И тогда этими зоопарками была запущена всемирная программа по разведению аравийских ориксов, основанная лишь на этой небольшой, а уже в 1982 году первые особи были выпущены на прежние места обитания, и с тех пор подобные выпуски стали постоянными.
И пусть кто-то только попробует что-то цыкнуть на зоопарки! Безграмотные слезки по бедненьким плененным животным пусть прольют перед более чем 1000 белых единорогов, живущих ныне на Аравийском полуострове и в Израиле. Они не должны были появиться на свет, но зоопарки вернули природе их красоту и магию.
Единороги, единороги… Думаете, преувеличиваю? Два рога, все на месте, да? Да. А вот так?
Некоторые специалисты уверены, что именно орикс, белоснежный и в профиль «складывающий» свои два рога в один - длинный и прямой, породил легенду о единороге в мифологии большого количества народов. Почему бы и нам с вами в это не поверить?
И напоследок про ворчание, которое рвалось да не вырвалось. Посещение (а не подсматривание из-за сетки) заповедника стоит около 900 рублей, за эти деньги вы увидите:
Пролистали галерею? Нечто вроде музея природы (теоретического) и три вольера за стеклом: ориксы, печальный осел-кулан-онагр и страусы, которых я и снимать не стала. Впрочем, если у вас есть не 900, а 1600 рублей на человека, можно заказать «джип-сафари» по заповеднику и увидеть издалека больше, чем одного отбившегося от стада орикса и пару шустрых ослов-куланов-онагров. Здесь есть и арабские быки, и пустынные газели.
Пишут, что есть в Шумари и дикие кошки. Может, она?))
Если честно, она огромна. А какой длины полосатый хвост! И походка, повадка – вот совсем не домашней или уличной обычной кошки. Когда увидела ее вдалеке, замерла, не дыша, в уверенности, что это кто-то дикий. А потом – ой, светлая морда, грудь, у диких же не бывает? Обычная трехцветка гигантских размеров?)) Так и не знаю до сих пор, что за кошачий зверь мне попался…
#иордания #заповедники #животный мир #ближний восток