Найти тему
Катехизис и Катарсис

Самый знаменитый неснятый фильм в истории кинематографа

В 1974 году французская компания купила права на экранизацию "Дюны" и пригласила уже знаменитого визионера-выдумщика Алехандро Ходоровски (аргентинца украинско-еврейского происхождения, кстати) снять фильм. Ходоровски от романа снесло голову и следующие 2,5 года он работал над фильмом-монстром, который, если бы вышел, скорее всего сейчас бы первым приходил на ум при слове "научная фантастика".

Размах был эпический. В роли Барона Харконнена — уже тучных размеров Орсон Уэллс, Император Галактики (безумный по сюжету фильма) — Сальвадор Дали, Фейд-Раута — Мик Джаггер. Уэллс согласился работать при условии, что на площадке будет присутствовать ресторанная еда и вино; Дали — если он будет самым высокооплачиваемым актёром Голливуда, после чего Ходоровски предложил ему 100 000 долларов за минуту экранного времени. Ходоровски в итоге рассчитывал управиться с Дали за час съёмок, а в остальное время заменять его механическим манекеном. Пола-Пауля должен был сыграть Бронтис Ходоровски (сын режиссёра). Фильм был безумен настолько, что Шарлотта Рэмплинг отказалась играть Джессику. По сюжету, армия Харконнена должна была снять штаны и произвести акт дефекации перед дворцом герцога Лето в качестве оскорбления. Армию должны были играть настоящие алжирские (там планировались съёмки) солдаты, все одновременно справляющие нужду по-большому. "Я не могу играть в фильме, где 2 000 человек массовки [срут] на экране! [...] Кто будет смотреть этот фильм?", сказала Шарлотта и отменила встречу с режиссёром.

Саундтрек для фильма планировалось аутсорсить разным группам. Так, музыкальную тему для Каладана должны были писать Pink Floyd. Над визуальными эффектами собирался работать Дэн О'Бэннон — позже автор "Чужого". За художественную часть отвечали известные в то время иллюстраторы Жан "Мёбиус" Жиро и Крис Фосс (разработавший концепты летательных аппаратов), а так же молодой Ханс Гигер (тот самый, тоже из "Чужого"), которого откопал на своей книжной полке Дали.

Итогом двухгодичного пре-продакшена фильма стали 3 000 страниц раскадровки, нарисованной Жаном Жиро; сценарий то ли на 3 часа, то ли на 14 часов экранного времени (сам Герберт позже вспоминал, что по толщине он напоминал телефонный справочник); 2 миллиона долларов из изначальных 9, потраченных на подготовку к съёмкам. Для Ходоровски этот проект должен был стать его magnum opus . Значительно отойдя от изначального текста, он хотел передать мистицизм и духовность, которые он увидел в книге.

"Я хочу, чтобы те, кто принимает ЛСД, ощутили те же галлюцинации при просмотре моего фильма, но без наркотика", говорил Алехандро Ходоровски.

Но его обсессия, в конечном счёте, стала лишь легендой мира кино, "Дюной", которая могла бы быть. Проект просто угас, не найдя достаточной поддержки в Голливуде, куда Ходоровски и продюсер Мишель Сейду поехали за финансированием.

А теперь самое главное. Ну не снял и не снял, спросите вы, что с того? А то, что даже неснятый, этот фильм оставил след в научной фантастике следующих лет. Ходоровски собрал под одним проектом всех, кто позже работал над классикой жанра. О'Бэннон, оставшийся после "Дюны" без работы и с нервным срывом, переехал в квартиру к своему другу и придумал с ним "Чужого". Для которого потом Ридли Скотт собрал часть старой команды "Дюны", включая Фосса, Гигера и Жиро. "Звёздные войны" во многом восприняли визуальный стиль "Дюны", а сам Ходоровски переосмыслил наработки для фильма в своей серийной графической новелле "Инкал".

Ещё больше безумных историй и полную хронологию этого действа можно увидеть в документалке 2013 года. Она позволяет оценить размах события и культурный след, оставленный этим мертворождённым фильмом. Что было бы, появись он на свет живым?

PS: Отдельный момент — то, как радовался Ходоровски провалу "Дюны" Линча. Ему было страшно осознать, что его мечта воплотилась кем-то другим, но чем дальше он смотрел, тем больше понимал, что это был плохой фильм. Его улыбка говорит сама за себя.

Автор - Клара Штейн