Найти тему
script bro | сценаристы

10 СОВЕТОВ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В СЦЕНАРНЫХ КОНКУРСАХ

Одна из самых неприятных вещей в написании сценариев для большинства авторов - это конкурсы сценаристов. Многие из них кажутся отстойными. Даже непонятно, кто читает ваш сценарий.

Тот сценарий ужасов, который вы написали, возможно, будущий хит, может оказаться в руках кого-то, кто ненавидит фильмы ужасов. И кто знает, в каком порядке редактор читает ваш сценарий. Может это его второй сценарий за день, когда он бодр и полон надежд? Или шестой сценарий, когда он измучен и думает как быстрее закончить рабочий день?

Всё кажется таким СУБЪЕКТИВНЫМ. Выигрывает ли лучший сценарий? Лучшая идея? Самая популярная социально направленная концепция?

Путешествие по миру конкурсов и питчингов может быть разочаровывающим и удручающим. Но я здесь, чтобы помочь вам добиться успеха в этих мазохистских каруселях хаоса. С помощью пары советов и правильного отношения к делу вы начнёте видеть результаты. Давайте приступим к делу!

1) Большинство авторов участвуют со сценариями, которые ещё не готовы – Послушайте, я полностью поддерживаю дедлайны. Но есть разница между реалистичным дедлайном и крайним сроком, когда всё, что вы успели сделать, - это поместить слова на страницу.

Никто не собирается давать вам очки за то, что вы вовремя написали беспорядочный сценарий. И я понимаю, что на это легко попасться. Я бы и сам использовал дедлайн конкурса, чтобы закончить текст и буквально отправить сценарий в последнюю возможную дату. А потом я бы разозлился, если бы мой сценарий не победил.

В конкурсе вам противостоит от 100 до 7000 других сценариев. Вы правда думаете, что ваш первый драфт сценария будет успешным? Конкурсы богатеют за счёт таких авторов. В то время как оценка истории всегда будет на субъективном уровне, небрежность заметна всем.

Я хочу, чтобы вы запомнили, что я собираюсь сказать, потому что это может быть лучшим советом, который вы когда-либо получали: конкурсы нужны не для того, чтобы показать миру, что вы тоже можете написать сценарий. Они для того, чтобы написать что-то, что ВЫДЕЛЯЕТСЯ из общей массы.

2) Расскажите отличную историю начиная с вашей первой сцены – Хотя конкурсы отличаются от "реальной жизни" тем, что редактор прочитает весь сценарий, это не значит, что он сделает это внимательно на протяжении всего сценария. Если они не впечатлены вашей первой сценой, их перегруженный работой мозг переключится в режим беглого просмотра.

Обратите внимание, что я даю вам очень конкретный совет для первой сцены. Я не просто говорю: "Напишите отличную первую сцену". Я говорю: "Расскажите отличную историю с первой сцены".

Другими словами, зацепите читателя чем-нибудь, а затем заставьте его продолжать читать остальную часть сцены, чтобы узнать, чем всё закончится.

Женщина-хакер должна сбежать от группы мужчин, которые пришли, чтобы схватить её (Матрица).

Мужчина звонит няне и говорит ей, что собирается убить её, а затем вешает трубку (Крик).

Человек просыпается в поезде, понятия не имея, почему он там и кто он такой (Исходный код).

Причина почему это нужно сделать в том, что это один из самых простых способов быстро привлечь кого-то. Редакторы конкурсов устали читать кучу однотипных текстов, поэтому вам нужно быстро привлечь их.

3) Профессиональное исполнение – правильное форматирование, без орфографических ошибок, грамматических ошибок, ошибок пунктуации, без сверхшироких полей диалога, без "сжатого" режима, чтобы превратить ваш сценарий на 130 страниц в сценарий на 110 страниц, несмотря на то, что все строки перекрывают друг друга по вертикали.

Это кажется очевидным, но как человек, который читал много любительских сценариев, я могу сказать вам, что многие из вас, кто думает, что они профессионалы, таковыми не являются. Если вы тот, кто написал менее трёх сценариев, вы, вероятно, допускаете некоторые ошибки в своём написании. Станьте одержимым профессиональным исполнением, иначе легко будет распознать плохой сценарий ещё до начала чтения.

4) Ваш диалог плоский, очевидный и прямолинейный – Хотя существует множество споров о том, в чём разница между хорошим и отличным диалогом, все знают, что такое плохой диалог.

Плохой диалог - это когда персонажи говорят именно то, что они думают, упрощёнными, нетворческими способами. Персонажи рассказывают экспозицию, как роботы. Персонажи, которые разговаривают непосредственно с читателем, а не с другим персонажем в сцене.

Это долгий путь, чтобы стать хорошим в диалоге, но отправной точкой станут ваши персонажи. Если персонажи будут весёлыми разговорчивыми, у них будет более интересный диалог. Если вы хорошо знаете персонажа, вы сможете написать для него более уникальный диалог (например: если вы знаете, что ваш персонаж когда-то жил во Франции, он может иногда вставлять французское слово в предложение).

И если вы знаете, как привнести конфликт в сцену, ваш диалог улучшится в геометрической прогрессии.

5) Знайте свою аудиторию – Есть старый документальный фильм с Винсом Воном, где он берёт молодых комиков в дорогу, чтобы сделать stand up в разных городах Америки. Один из главных заходов комика Винса Вона был о том, что настоящие мужчины не носят сандалии.

На их первом шоу он продолжал говорить о том, что сандалии - это для слабаков. В чём проблема? Они были в кампусе колледжа Колорадо, где 90% студентов колледжа были в сандалиях. Свист той толпы до сих пор эхом отдаётся в его ушах. В чём здесь урок? ПРЕКРАТИТЕ ОТПРАВЛЯТЬ ТЕ ЖАНРЫ НА КОНКУРСЫ, КОТОРЫЕ НЕ ВЫИГРЫВАЮТ ЭТИ КОНКУРСЫ.

The Nicholl не жалует сценарии ужасов так же, как The Tracking Board не отмечает сюжеты про двух американских индейцев, которые пытаются начать бизнес по производству ковров в 1865 году.

Вы живёте в эпоху интернета. Не отправляйте свой сценарий НИКУДА, пока не зайдёте на их веб-сайт и не узнаете все сценарии, которые выиграли в их конкурсе за последние пять лет. Вы сэкономите себе кучу потраченных впустую денег. Поверьте мне.

6) Конкурсы, как правило, вознаграждают изобретательность – Большинство сценариев, которые присылаются достаточно общие. Триллеры, байопики, вестерны, парни с пистолетами (экшн фильмы), приятели-полицейские, фильмы об ограблении.

Нет ничего плохого в том, чтобы написать один из этих сценариев и хорошо его сделать. Вы можете начать карьеру с отличной версии любого из этих жанров. Но в конкурсах эти сценарии сливаются с другими, потому что они так распространены.

Сценарии, которые привлекают внимание, как правило, те, которые пробуют что-то другое. Например, "Озеро Шиммер", которое много лет назад завоевало Остин, а позже стало фильмом Netflix. Это был сюжет, который рассказывался задом наперёд. Что-то вроде "500 дней лета".

В конкурсах так много одного и того же, поэтому вы легко выделяетесь творческим подходом к рассказыванию историй.

7) Вам нужно пройти как минимум 5 конкурсов (с одним сценарием), чтобы понять уровень вашего текста – одного конкурса, которому не нравится ваш сценарий, недостаточно, чтобы определить, что с вашим сценарием или где вы находитесь как автор. Здесь задействовано слишком много переменных.

Если вы отправите свой сценарий на пять конкурсов, и он не продвинется ни в одном из них (даже во второй раунд), скорее всего, что-то не так с ОСНОВАМИ ВАШЕГО СЦЕНАРИЯ. Под этим я подразумеваю плохое исполнение, огромное количество страниц, расплывчатая концепция, орфографические и грамматические ошибки, непонимании основ написания сцен (начало, середина, конец), отсутствии ясности в истории, неспособности эффективно представить своего героя и вы без понятия о том, что такое конфликт и как его использовать.

У хороших сценаристов всё это присутствует. Если вы совсем не продвигаетесь в конкурсах, я могу почти гарантировать вам, что это потому, что вы не знаете всех этих вещей. Так что изучите их и возвращайтесь туда со своим следующим сценарием.

8) Если вы написали более шести сценариев и всё ещё не прошли отбор в конкурс, ПОЛУЧИТЕ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ – найдите кого-нибудь, кто разбирается в написании сценариев и может быть честен с вами. Иначе вы летите вслепую. Вы понятия не имеете, над чем работать или что улучшать.

Около пяти лет назад один автор пришёл ко мне с этой проблемой. Он писал в течение 15 лет и никогда не проходил отбор на конкурсы. Поэтому он заказал консультацию, и его сценарий был совершенно безумной концепцией. Это было так странно. Из любопытства я попросил его прислать мне логлайны его предыдущих пяти сценариев. Все они были действительно странными.

Это было бы равносильно написанию "Армагеддона" и добавлению сюжетной линии каннибалов, где один из каннибалов был призраком. Я сказал ему: чувак, нужно упростить концепции и перестать пытаться быть таким безвкусным. И следующий сценарий, который я прочитал от него, был значительно лучше.

Он признался мне, что никогда бы не узнал, что его идеи были слишком странные, если бы не получил обратную связь. Ему с самого начала сказали, что нужно написать что-то уникальное, чтобы привлечь внимание людей, и он ошибочно понял этот совет и применил его на 1 миллион процентов. Дело в том, что вы можете совершить самую очевидную ошибку в своём сценарии, но если вы не будете получать обратную связь, то никогда об этом не узнаете.

9) Если вы постоянно занимаете места в конкурсах (10 или 20% лучших), но не можете продвинуться дальше, вы, вероятно, находитесь на одной из двух позиций – а) вы чрезвычайно талантливы, но сыроваты как автор. В половине вашего сценария есть вспышки Тарантино, но другая половина похожа на подборку твитов Дональда Трампа. б) Вы специалист в сценариях, который освоил базу, но в вашем сценарии отсутствуют большие риски и выдающиеся моменты. В вашем повествовании недостаточно креативности.

Если вы первый, возьмите перерыв на полгода и изучите основы написания сценариев (особенно структуру). Если вы относитесь к последним, посмотрите все самые странные (в хорошем смысле) фильмы, которые вы можете найти, и изучите выбор сценаристов, который привёл к такому уникальному проекту.

10) Ваш сценарий будет настолько хорош, насколько хороша его концепция и главный герой – Вторичные концепции не превращаются в хорошие сценарии. Скучные / слабые / плоские главные герои не становятся вдруг интересными на 90 странице. Вы можете быть хорошим сценаристом, но если вы участвуете в конкурсах с одной из этих двух проблем, ваш сценарий не будет успешным.

Надеюсь, что было полезно. Расскажите о своих любимых конкурсах и ваших успехах в разделе комментариев.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.