Найти тему
Я рисую этот мир

XVII век - время появление пейзажа в русской живописи. История искусства

Еще в XVI веке в русской иконописи возникает течение под названием "строгановская школа". Наиболее известные мастера этой школы: Истома и Фёдор Савины, Прокопий Чирин и Никита Назарин. Эти художники писали композиционно-сложные работы с обилием деталей и золота в орнаменте.

Заслугой строгановской школы было открытие ими реалистичного пейзажа в написании работ. Прекрасным примером тому служит икона XVI века, изображающая Иоанна Предтечу в пустыне.

Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1я четверть XVII века. Из собрания В.В. Морозова
Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1я четверть XVII века. Из собрания В.В. Морозова
 Спас Иммануил. Икона. 1668. Санкт - Петербург. Гоударственный Русский музей
Спас Иммануил. Икона. 1668. Санкт - Петербург. Гоударственный Русский музей

Святой Никита (1593) - икона, написанная Прокопием Чириным. На краю иконы изображена фигура святого, очерченная сложным изломанным контуром на темном фоне.

Прокопий Чирин. Никита Воин. Икона. 1593. Москва. Государственная Третьяковская Галерея.
Прокопий Чирин. Никита Воин. Икона. 1593. Москва. Государственная Третьяковская Галерея.

Живопись начала XVII века, освободившись от замысловатой символики и сложных композиций, стала более простой и свободной.

Роспись Княгинина монастыря во Владимире, выполненная в 1642-1643 годах мастером Матвеевым. Работа написанная с использованием ярких тонов: розового, голубого и желтого. Такое сочетание станет очень популярным в ярославских и ростовских фресках к концу XVII столетия.

Марк Матвеев. Фрески Успенского собора Княгинина монастыря. XVII век
Марк Матвеев. Фрески Успенского собора Княгинина монастыря. XVII век
Марк Матвеев. Фрески Успенского собора Княгинина монастыря. XVII век
Марк Матвеев. Фрески Успенского собора Княгинина монастыря. XVII век

Пока Москва переживала "смутное время", Ярославль стал центром общественной жизни. Там в 1681 году была расписан храм Ильи Пророка. На стенах церкви созданы фрески, которые раскрывали тему Священного писания в форме увлекательного рассказа, где светские моменты преобладали над религиозным сюжетом.

Жатва. Сцена из Деяний пророка Елисея. Фрагмент росписи храма Ильи Пророка в Ярославле. 1680-1681
Жатва. Сцена из Деяний пророка Елисея. Фрагмент росписи храма Ильи Пророка в Ярославле. 1680-1681

После преодоления польско-шведской интервенции к середине XVII века начался подъем русской культуры. Тогда главным художественным центром стала Оружейная палата. В ней работали мастера высшего уровня. Они занимались созданием икон, обновлением и росписью дворцовых палат и церквей. Так же туда приезжали художники для повышения квалификации. Все живописные работы там возглавлял Симон Ушаков (1626-1686).

Симон Ушаков. великий архиерей. Икона. 1658 год. Москва. Государственный исторический музей
Симон Ушаков. великий архиерей. Икона. 1658 год. Москва. Государственный исторический музей

Ушаков более 30 лет стоял во главе всего русского искусства. В своих работах он старался добиться отчетливого построения фигуры и телесного "живого" цвета лица.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона. 1678 г. Москва. Государственная Третьяковская Галерея
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона. 1678 г. Москва. Государственная Третьяковская Галерея

В Оружейную палату приезжали работать и иностранные мастера. Там они делились опытом с русскими художниками. Именно в то время русские мастера овладели техникой масляной живописи, живописи на тафте. В Оружейной палате впервые были написаны портреты царя и патриарха и бояр. Эти портреты были написаны еще в иконописной, довольно декоративной манере, не передающей реалистичность образа.

Симон Ушаков. Князь М. В. скопиг-Шуйский. Парсуна. Около 1630 г. Дерво. Темпера. Москва. Государственная Третьяковская Галерея
Симон Ушаков. Князь М. В. скопиг-Шуйский. Парсуна. Около 1630 г. Дерво. Темпера. Москва. Государственная Третьяковская Галерея

Церковь Троицы на подворье купцов Никитниковых была расписана в 1652-1653 годах. Данные росписи занимают знаковое место в развитии монументальной живописи. Основной сюжет - деяния апостолов. В качестве образца для росписи впервые были взяты гравюры "Лицевой Библии Пискатора", изданной в Голландии. Позднее эти гравюры использовались ка образец для многих других росписей.

О дальнейших этапах развития русской живописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-11

#искусство #живопись #русская история #картины #культура