Найти тему
Чердак Умной Эльзы

«Я иду через ад» - как снимался «Ленин в Октябре». Часть 1

Михаил Ромм - человек, во многом создавший советский кинематограф. И - оставшийся честным перед собой во все дни непредсказуемых тридцатых, страшных сороковых, тревожных 50-х и откровенно гротескных 60-х. Проскакивает иногда статейка-другая про то, что "Ленин в Октябре" - штука конъюнктурная, что Ромм, будучи антисталинистом таки прогнулся под власть... Но чтобы так писать, надо иметь бурную фантазию и не обращаться к воспоминаниям о Ромме. А ведь нет ни одного воспоминания, в котором бы Михаил Ильич не предстал бы человеком предельно честным и принципиальным - даже перед всласть имущими, даже себе во вред.

Афиша 1937 года. Яндекс. картинки
Афиша 1937 года. Яндекс. картинки

Перед тем, как согласиться на съемку "Восстания" (таким было рабочее название фильма) Ромм сидел без работы. "Его уволили с "Мосфильма" из-за его "плохого характера". Остальные студии, узнав о его увольнении, опустили перед ним свои шлагбаумы" - писала его жена, актриса Елена Кузьмина. (Довженко, к примеру, заявил, что на его студии могут работать только режиссеры, знающие украинский язык).

Несколько месяцев Ромм ездил в Москву, надеясь найти работу в кино. Но... ничего не менялось. И опять процитирую Елену Кузьмину:

"Вдруг из одной из своих бессмысленных поездок в Москву вернулся Ромм со сценарием в руках. Сценарий А. Каплера "Восстание".
- Велели прочесть и через два дня дать ответ. Но есть одно условие. Фильм, хоть перевернись, должен быть готов к Октябрьской годовщине".

Был июль. На съемки отводилось три с половиной месяца.

Это был не просто сценарий. От этого сценария отказались все режиссёры. Почему? Да потому что главная роль была отдана Ленину. Как говорил Ромм жене: "Ты можешь себе представить Ленина на оперной сцене или в балете?! Вот все и боятся, что что-нибудь вроде этого получится в кино!"

А бояться было чего, тем более конфликтному Ромму, который к тому же был ещё и евреем. На дворе стоял 1937 год.

Плакат 1937 года. Художник Клементьев А.Н. https://csdfmuseum.ru/articles/703-как-снимался-ленин-в-октябре-м-ромма
Плакат 1937 года. Художник Клементьев А.Н. https://csdfmuseum.ru/articles/703-как-снимался-ленин-в-октябре-м-ромма

Работа над фильмами в то время могла занимать годы. Несовершенная техника, несовершенная плёнка, а ещё надо было переделывать сценарий...

Опытные кинематографисты говорили, что легче положить голову на рельсы. Что думать о съемках на таких условиях - авантюра. Но Ромм - согласился.

За две недели написали сценарий - полностью переработав вариант, предложенный Каплером.

На роль Ленина утвердили Бориса Щукина.

Ромм жил на киностудии, изредка приезжая на дачу, где его ждала Елена с дочерью Наташкой, которая, к тому же, заболела скарлатиной. В один из таких наездов Ромм и сказал:

- Я иду через ад... Мне бы сутки растянуть хотя бы ещё часов на десять. Чтобы в них было не двадцать четыре часа, а тридцать четыре. Тогда, может быть, было бы легче. Только ты не волнуйся! Я тебе говорил, что я счастливый. Значит, несмотря на короткие сутки всё будет хорошо.

Почти дошедшего до отчаяния Ромма поддержал Сергей Михайлович Эйзенштейн. Он несколько раз появлялся в павильоне и следил за работой, стараясь делать это незаметно. Однажды он сказал:

- Вы с вашей головой, энергией и целеустремленностью далеко пойдете, молодой человек! И откуда вы взялись такой?!

Слова Эйзенштейна были сказаны вовремя и укрепили веру Михаила Ильича в то, что он справится, вселили уверенность.

А ведь все кадры с Лениным снимались - страшно сказать! - с одного дубля. Иначе не успевали. Высочайший профессионализм Бориса Щукина позволял это. Сначала все сцены репетировались с Роммом и участниками сцены. Находилась единственно верная интонация. Но, бывало, актеры смещали почему-то акцент, и Щукин тут же подхватывал интонацию и отыгрывал так, что уже новый вариант казался единственно верным.

На площадку постоянно приходили посторонние: то пожарной охране кто-то сообщит, что на съемках используют плитки и кипятильники. То сидит соглядатай из органов и следит, чтобы ни один срезок с кадрами Ленина не выносился из павильона - неизвестно же, как эти кадры потом используют! Однажды один кадр пропал, и его в панике искали всей студией. "Шпионаж" и "вредительство" - слова, занимавшие прочное место в лексиконе того времени. Соглядатай записывал в свой дневничок: "Сцена с Лениным, снята в одном дубле" - фиксировалось всё.

Были и совсем какие-то темные моменты, о которых Ромм вскользь вспоминает:

"А помните, как у нас оптику переколотили?" "А помните, как кабели перерубали? А как в негатив замазку сунули?"

Представляете, какую ценность имела в то время оптика? Конечно, дорогая, особая, но ведь и невозможно было пойти, купить и заменить испорченное - это была редкость и особая забота операторов! А ведь кто-то сумел влезть в запертый сейф с американской техникой на десятки тысяч рублей и уничтожить её. На режимном объекте. Где работа идет непрерывно. Как?

Кто был в этом виновен, так и осталось неизвестным. Ромму ли вредили? Кто вредил? С ведома власть предержащих? Или же завистники и крокодилы по цеху?

Как-то чудом Ромм и Щукин избежали гибели - рухнул прожектор. Следствие показало - кронштейн подпилили.

Много позже, когда фильм с триумфом выйдет на экран, по студии прокатятся аресты. Сам Ромм пишет о том, что не могло быть среди тех, кого арестовали, того, кто бил колуном объективы и рубил кабели...

Каким чудом картина была закончена в срок? Только неустанными силами всей съемочной группы и железной организацией процесса. Перед тем, как сдать картину в Комитет государственной кинематографии, на студии устроили закрытый просмотр. Была съемочная группа да актеры. Из режиссеров, по воспоминаниям Ромма, были Эйзенштейн, Пудовкин, кто-то ещё - сам Михаил Ильич пишет, что был как в тумане... Но коллег по цеху было немного - кто-то ревновал к успеху, кто-то, видимо, опасался недовольства "сверху" если фильм про Вождя не понравится Сталину.

А Елена Кузьмина пишет о том. что люди плакали от счастья. Кто-то обнимался. Кто-то кого-то поздравлял. Ромма окружила толпа, и каждому хотелось до него дотронуться. "Как будто частичка Ленина лежала на нем". Но, видимо, сказалось переутомление - Ромм как-то это, видимо, уже не воспринимал.

Вернувшись домой, Михаил Ильич упал на кровать и попросил его не будить - даже если он проспит неделю. Но разбудить пришлось, его срочно требовали к телефону.

Плакат-афиша https://www.kinoafisha.info/movies/8327631/
Плакат-афиша https://www.kinoafisha.info/movies/8327631/

Первым зрителем фильма был Сталин. Смотрел доброжелательно, замечаний не сделал, попросил изменить название - рабочее название "Восстание" поменяли на "Ленин в Октябре". И... приказал отменить традиционный праздничный концерт в Большом театре и заменить его фильмом!

Но ведь Большой театр - это опера, балет, он не предназначен для показа кино! Не было даже помещения для проекционного аппарата.

До начала праздничного кинопоказа оставалось около суток... Под причитания администрации в стене пробили дырку. По бокам экрана поставили громкоговорители в полированных ящиках. Плохо настроенные, они икали и бубнили. Наскоро повешенный экран шел волнами.

На праздничном просмотре зал был полон. В ложе сидел Сталин.

После торжественной части пошел показ. Ромм был у микшерского пульта, связи с будкой киномеханика не было. И началось: то пропадал звук, то рвалась плёнка, то изображение было слишком маленьким, то огромным - аппараты просто не успели настроить. Между микшерской и аппаратной метались Шумяцкий, который в то время возглавлял кинематограф, и его заместитель Усиевич. Правда, метаться им приходилось на четвереньках - иначе тени падали на экран.

Картина рвалась раз пятнадцать. На экране была муть. Звук прорывался только изредка.

Ну вот, наконец, кончилось! Кончилось! Я сижу, закрывши глаза: ведь провал явный. Что такое? Громовые аплодисменты. Открываю глаза: аплодируют, глядя в правительственную ложу. Я заглянул вниз, а там стоит в ложе Сталин и все Политбюро, и Сталин аплодирует. Оказывается, он встал, начал аплодировать. Ну, естественно, весь зал аплодировать. Он же картину-то видел раньше, знал, что и звук хороший и изображение нормальное.
Я тогда пошел в будку. Ну, думаю: сейчас я кого-нибудь убью! Убью кого-нибудь! По дороге вижу – Усиевич сидит еле живой. Сколько они на четвереньках проделали уж я не знаю даже.
Я думаю: чем убивать буду? Коробками с пленкой, думаю, буду убивать. Схвачу две коробки – и по голове. Распахиваю дверь в будку, а там стоит в дверях чин из ГПУ:
– Вы куда? Вы кто?
Я говорю:
– Я режиссер, и я пришел убить здесь кого-нибудь.
Он говорит:
– Не надо убивать. Уходите.
Смотрю, механики и какие-то инженеры здесь, трясущиеся, жалкие, собирают обрывки пленки, а этот чин им командует:
– Все обрывки в отдельную коробку, вот там еще кусочек лежит. Вот так. Теперь уж торопиться некуда, работайте спокойно, собирайте все!
И понял я по взгляду этого человека, что дело механиков плохо. Повернулся я, пошел. Пришел домой, рухнул. Чуть не плачу, думаю: «Что же это за позорище такое?! Кошмар!»

А через пару дней картину сняли с показа... Почему? Что не понравилось Сталину?

Как переснимали фильм - об этом моя следующая статья.

Подписывайтесь и оставайтесь с Умной Эльзой, которая любит извлекать из пыли забвения старое, но доброе.

Продолжение - здесь: