Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Как снимался «Ленин в Октябре». Часть 2

Два с половиной месяца, пока снимался "Ленин в Октябре", Михаил Ромм почти не спал. С кондитерской фабрики ему привозили орехи кола, этот орех как раз вошел в кондитерское производство. Но шоколад с кола уже не помогал, и Ромм просто этот ореховый порошок ел. Вернувшись 7 ноября с праздничной демонстрации, Ромм лёг и заснул, попросив его не будить как минимум до девятого. Казалось - всё, фильм снят, в кинотеатрах идет, можно остановиться. Всё, что было можно сделать за эти два с половиной месяца напряженнейшей работы, сделано. "Кончилась демонстрация, увидел я на трибуне Сталина, поприветствовал его. Ну, обратно возвращался через Пушкинскую площадь – посмотреть, идет в «Центральном»? Идет «Ленин в Октябре», – толпа народа. Как-то я вдруг успокоился. Думаю: действительно все. Все. Конец. Можно спать". М. Ромм "Устные рассказы" Часа через три Михаила Ильича начала трясти его жена - актриса Елена Кузьмина: — Ромм, вставай, Роммочка, вставай!
   — Что такое?
   — Тебя к Шумяцкому выз

Два с половиной месяца, пока снимался "Ленин в Октябре", Михаил Ромм почти не спал. С кондитерской фабрики ему привозили орехи кола, этот орех как раз вошел в кондитерское производство. Но шоколад с кола уже не помогал, и Ромм просто этот ореховый порошок ел.

Вернувшись 7 ноября с праздничной демонстрации, Ромм лёг и заснул, попросив его не будить как минимум до девятого. Казалось - всё, фильм снят, в кинотеатрах идет, можно остановиться. Всё, что было можно сделать за эти два с половиной месяца напряженнейшей работы, сделано.

"Кончилась демонстрация, увидел я на трибуне Сталина, поприветствовал его. Ну, обратно возвращался через Пушкинскую площадь – посмотреть, идет в «Центральном»? Идет «Ленин в Октябре», – толпа народа.
Как-то я вдруг успокоился. Думаю: действительно все. Все. Конец. Можно спать".
М. Ромм "Устные рассказы"

Часа через три Михаила Ильича начала трясти его жена - актриса Елена Кузьмина:

— Ромм, вставай, Роммочка, вставай!
   — Что такое?
   — Тебя к Шумяцкому вызывают.
   — К какому Шумяцкому?

Под окнами уже ждала машина. Ромм прошептал: "Ничего не понимаю, будь я проклят!". То, что фильм снят после просмотра и одобрения Сталиным было... странным и неправильным.

У Шумяцкого (начальника Главного управления кинематографии) уже сидели Алексей Каплер - сценарист, Борис Волчек - оператор и сорежиссер Дмитрий Васильев.

Михаил Ромм, Борис Щукин, Борис Волчек https://csdfmuseum.ru/articles/703-Как-снимался-Ленин-в-Октябре-М-Ромма
Михаил Ромм, Борис Щукин, Борис Волчек https://csdfmuseum.ru/articles/703-Как-снимался-Ленин-в-Октябре-М-Ромма

Шумяцкий, видимо, ожидал, что успешные съемки фильма принесут и ему материальные и карьерные барыши - вошел к ожидающим он, по воспоминаниям Ромма, потирая руки. (Он не знал, что его положение уже шаткое, он будет репрессирован меньше, чем через год...)

— Ну вот, сегодня после демонстрации Иосиф Виссарионович еще раз смотрел картину и просил передать вам, что без ареста Временного правительства и штурма Зимнего дворца все-таки крах буржуазного правительства России будет не ясен. Придется доснять штурм Зимнего дворца и арест Временного правительства.
М. Ромм "Устные рассказы"

Ромм растерялся - как можно доснять картину, когда она уже вышла на экраны?

Шумяцкий ответил, что нет, по телеграфному распоряжению картина снята со всех экранов страны. Ромм вспоминает, что первый раз в жизни чуть не упал в обморок. Все поплыло перед глазами.

Однако всё оказалось внезапно легко и просто - и при этом шокирующе. Можно уже никуда не торопиться, товарищ Сталин не ставит сроки, а спрашивает, сколько надо времени, и скандала никакого не будет - в газетах появится сообщение, что

выпущена такая блестящая картина, по великолепному сценарию, великолепная режиссура, великолепно исполняют роли, но нужно, чтобы еще лучше она была, нужно доснять штурм Зимнего дворца

Шумяцкий настойчиво посоветовал Ромму ехать в Ленинград для досъемки.

Через день Михаил Ильич уже был на месте, но... Дворцовая тогда была закатана в асфальт. На ней стояли трибуны. Ломать их было нецелесообразно. Съемки во дворце - это сложно и технически, и организационно. К тому же Орбели, хранитель Эрмитажа, до сих пор с содроганием вспоминал съемки Эйзенштейна и плохо контролируемую массовку... Решено было снимать в Москве, в павильонах.

Дворцовая площадь (тогда - площадь имени Урицкого) в 30-е годы. Фоторабота Якова Хенкина. https://russia-now.com/236884/из-ленинграда-в-берлин-уникальные-фот/
Дворцовая площадь (тогда - площадь имени Урицкого) в 30-е годы. Фоторабота Якова Хенкина. https://russia-now.com/236884/из-ленинграда-в-берлин-уникальные-фот/

На "Мосфильме" за сооружение декораций взялся Борис Владимирович Дубровский-Эшке - художник-постановщик, работавший с Роммом. Ушло на это у него три дня.

Вот он расставил колонны полукругом: одна декорация

Кадр из фильма, скрин автора блога
Кадр из фильма, скрин автора блога

"В другом случае повесил зачехленную люстру, огромный стол, и сделал какие-то двери, взял дворцовые старые — вот другая декорация". (М.Ромм)

(Ничего общего с настоящей Белой (малой) столовой, где было арестовано Временное правительство 26 октября 1917 года - листайте галерею)

"Для третьей декорации набрали гипсовых копий из музея (ныне он называется Музеем им. Пушкина), там было много гипсовых копий разных скульптур".

Кадр из фильма, скрин автора блога
Кадр из фильма, скрин автора блога

Четвертая — лестница — сохранилась от картины, да чуть ли не от «Веселых ребят» или от «Цирка» Александрова. В общем, лестница была. Белым ее покрасили, понаставили колонн, и вот четвертая декорация.

И опять ничего общего с настоящей Иорданской лестницей Эрмитажа - листайте галерею.

Параллельно в павильоне стали строить... Зимний дворец. И построили его за две недели. У дворца были три этажа, кованая чугунная решетка, которая поворачивалась на петлях, у стен была сложена баррикада.

Сделали основание арки Генштаба, основание Александровской колонны, и так сделано, что для зрителей эти декорации были куда как более достоверны, чем реальный Зимний в далёком Ленинграде - колыбели трёх революций.

Цеха работали с невиданным энтузиазмом, фильм одобрил Сталин, теперь можно сделать фильм ещё лучше - люди были вдохновлены. И опять работали круглосуточно - так уж привыкли.

Но тут начал чудить Алексей Каплер - автор сценария. Ромм ждал-ждал текста, но Каплер всё тянул. И Ромм начал сам писать какой-то текст, и тут же репетировать и снимать. Каплер возмутился и пошел жаловаться Шумяцкому. Шумяцкий потребовал ставить по сценарию Каплера. Каплер потребовал три дня на написание сценария. Но примерно через неделю принёс, в общем, то же самое, что и снимал Ромм.

Махнув рукой, Ромм просто переснял все сцены по второму разу, объявив группе, что был технический брак. Каплер и Шумяцкий приходили, видели - идет пересъемка и, довольные, уходили.

5 декабря картина вышла на экраны... Но тут Ромма вызвал заместитель Шумяцкого, Усиевич, и начал не то чтобы намекать, а настаивать, что надо бы везде написать, что съемками руководил... Шумяцкий. Ромм наотрез отказался, хотя Усиевич намекал, что товарищ Ежов недоволен...

Уже в январе 1938 года Шумяцкого арестуют, и Ромм позже будет вспоминать:

А потом я немного пожалел, что отказался как-то поддержать его. Вдруг узнал, что он ночью арестован. И он арестован, и белобрысый Усиевич арестован, и все его заместители арестованы, начался разгром кинематографических кадров. Все были арестованы. И на студии были многие арестованы.

А дальше был триумф. Фильм пошел по стране. Государственная тиражная политика изменится радикально - "Ленину в Октябре" дадут 900 прокатных копий - для сравнения: первый тираж «Броненосца «Потемкин» — 42 копии, «Веселых ребят» — 259 копий (об этом пишет киновед и культуролог Майя Туровская).

В кинотеатры стояли длинные очереди. Фильм был действительно снят талантливо, не смотря на все огрехи. Ромм умел чувствовать зрителя - Ленин получился не "документальный", но близкий и понятный. Борис Щукин воспринимался не как актер, а как настоящий вождь революции. С появлением телевидения его обязательно стали показывать в 7 ноября, и многие смотрели и пересматривали фильм с удовольствием.

Майя Туровская пишет, что фильм был хорошо принят и в Америке, где рецензент «Нью-Йорк таймс» Фрэнк С. Наджент написал:

: «...Хотя мы не могли себе представить, что хоть какая-то фаза революции осталась не прославленной советскими студиями — будь то заслуги армии или флота, рабочих, крестьян, женщин и детей, — стало очевидно, что мы ошибались. Каким-то образом мы прозевали самого вождя».
«Даже Голливуд не стал бы трактовать кого-либо из наших вице-президентов или собственных продюсеров с таким юмором и непринужденностью, какие светятся в этой советской биографии, делая ее одним из самых человечных и значимых фильмов из СССР».
«Наверное, — Ленин не таков, но Щукин убеждает, что он именно такой».
-8

Первую часть статьи можно прочитать здесь: «Я иду через ад» - как снимался «Ленин в Октябре». Часть 1

Подписывайтесь на канал Умной Эльзы - территорию истории советской культуры и советской повседневности. Поощрите автора лайком - это вдохновляет))

#кино ссср #михаил ромм #ленин в октябре #фильмы о революции